Схема конспекта урока по русскому языку для 4 класса Правописание частицы «не» с глаголами»



Этапы работы
Содержание этапа

1.
Организационный момент
Цель для учителя:
сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока;
создать условия для положительного настроя
обучающихся на урок.

Цель для обучающихся:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Методы организации работы: приветственное слово учителя, создание ситуации успеха.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными в процессе работы на уроке, покажите свои хорошие знания.
- Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начнем урок.

2.
Актуализация опорных знаний
Цель для учителя:
выявить степень усвоения обучающимися знаний о грамматических признаках глагола: время, число, лицо;
побуждать обучающихся к активности при систематизации знаний грамматических признаках глагола.
Цель для обучающихся:
распознавать в тексте глагол как часть речи;
определять грамматические признаки глагола: время, число;
Методы, используемые учителем при актуализации опорных знаний обучающихся:
активизация познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникацион-ных технологий, беседа по вопросам, работа с учебником, выявление затруднений, коррекция, поощрение ответов обучающихся, создание ситуации успеха, развитие эмпатии, самооценки.
Использование информационно-коммуникационных технологий
Слайд №1 Чтение стихотворения
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - всё в действие придет.
Летит ракета. Люди строят зданья.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
Беседа по вопросам:
1. Какие слова вызывают действия предметов в стихотворении? Назовите их.
2.Какой частью речи эти слова являются в стихотворении? Почему?
3. Что мы знаем о глаголе?
Слайд № 2
Чтение пословицы: « Правда в огне не горит и в воде не тонет»
Беседа по вопросам:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2.Назовите глаголы, укажите их грамматические признаки: время, число, лицо.
3. К какой части речи относится слово «не»?
4. Что обозначает это слово? Можно поставить вопрос к этому слову?
Работа с учебником (стр. 91, чтение правила)
Подведение детей к выводу с использованием вопросов:
1.Что такое «не»?
2. Прочитайте глаголы из пословицы без частицы «не». Осуществляется ли действие? (Да)
3. Теперь прочитайте глаголы с частицей «не». В чем разница? (Действие не осуществляется, Глаголы приобрели отрицательный смысл)


3.
Изучение нового материала
Цель для учителя:
организовывать и направлять учебную деятельность младших школьников на восприятие, осознание, систематизацию знаний о глаголе;
создать условия для ознакомления обучающихся с орфограммой «Частица «не» с глаголами, с глаголами-исключениями»
побуждать обучающихся к активности при изучении нового материала;
создавать условия для развития речевой деятельности.
Цель для обучающихся:
уметь находить орфограмму « Частица «не» с глаголами» в речевом материале, познакомиться с глаголами-исключениями;
учиться действовать по алгоритму.
Методы, используемые учителем при изучении нового материала: объяснительно-иллюстратив-ный с использованием информационно-коммуникационных технологий, беседа по вопросам, работа с учебником и тетрадью, поощрение ответов обучающихся, создание ситуации успеха с учетом индивидуальных способностей обучающихся, работа в парах, выявление познавательных затруднений, коррекция, рефлексия.

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?
Формулировка темы урока: «Правописание частицы «не» с глаголами»
« Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня надо нам сказать,
Как не с глаголами писать».
1. Как пишется частица «не» с глаголами?
- Молодцы, вы вывели правило, а теперь проверим его на странице 91 в учебнике.
Работа в парах (использование карточек, находящихся в конвертах с целью составления пословицы)
Кто не работает
не дружит

С ложью правда
и рыбку из пруда

Без труда не вытащишь
не делает

Лень добра
тот не ест

Использование информационно-коммуникационных технологий
Слайд №3 (проверка работы)
Задания для обучающихся:
-Запишите ту пословицу, которая вам больше нравится. Подчеркните глаголы с частицей «не», объясните её правописание. (Дети называют правило)
- Ребята, но это правило особенное, в нем есть исключения, то есть такие слова, которые не подчиняются этому правилу.
Использование информационно-коммуникационных технологий
Слайд №4 «Кто не может жить без «не»?
1. Почему эти глаголы пишутся с «не» слитно?
Задание детям: записать в тетрадь глаголы-исключения: неволить, недоумевать, ненавидеть, негодовать, невзлюбить.

4.
Физкультурная минутка
Цель для учителя:
создать условия для снятия перенапряжения, успешной деятельности и сохранения здоровья.
Цель для обучающихся:
получить эмоциональную разгрузку.




Выполнение заданий
-Встаньте, похлопайте, не хлопайте, наклонитесь, не садитесь, не наклоняйтесь, поверните голову, не приседайте, выполните поворот туловища, не садитесь, не выполняйте поворот туловища, садитесь.

5.
Закрепление учебного материала
Цель для учителя:
определять степень заинтересованности учащихся в умении распознавать орфограмму « Частица «не» с глаголами» в речевом материале;
организовывать и направлять учебную деятельность младших школьников на систематизацию знаний о правописании частицы «не» с глаголами;
помогать обучающимся в освоении приемов проверки правильности выполняемой работы, в исправлении допущенных ошибок;
создавать условия для выполнения коллективной работы.
Цель для обучающихся:
уметь различать с частицей «не» на основе речевого материала;
принимать участие в коллективной работе, развивать чувство ответственности за общее дело.
Методы, используемые учителем при закреплении нового материала: метод контроля и самоконтроля с использованием информационно-коммуникационных технологий, активизация познавательной деятельности, работа с учебником и тетрадью; методы мотивирования и стимулирования: поощрение успеха в обучении, работа в парах, выявление познавательных затруднений, коррекция, формирование навыков самооценки и взаимооценки, рефлексия.

1.Работа с учебником (упр.123 , задание 1,2; стр.90 , проверка выполненной работы)
2.Творческая работа в парах по теме: «Лес. Улица. Школа. Река»,
Задание детям: выбрать несколько правил поведения в этих местах, используя частицу «не»
3.Проверка с использованием информационно-коммуникационных технологий
Слайд № 5,6
В лесу Река
-Не рубите деревья. – Не ныряйте в незнакомых местах.
-Не разоряйте гнёзд. –Не заплывайте далеко.
-Не жгите костры.
Улица
-Не нарушайте правила.
-Не ходите по проезжей части.
- Не играйте на дороге.
Школа
-Не отвлекайся на уроке.
- Не мешай другим.
- Не порть школьное имущество.
4. Подведение итогов по ознакомлению с новой темой
Беседа по вопросам:
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Что показалось наиболее интересным? Трудным?
Выскажите своё мнение об уроке, используя начало фраз:
« Я понял, что», « Теперь я могу», « Я выполнял задание» (поощрение ответов, высказываний, стимулирующее оценивание обучающихся по конечному результату)


6.
Задание на дом
Цель для учителя:
обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания;
развивать у обучающихся познавательный интерес при выполнении творческого задания;
Цель для обучающихся:
закрепить знания о правописании частицы «не» с глаголами;
развивать творческие способности.
Методы организации работы: социальные: концентрация внимания детей на требованиях к творческой работе; познавательные: четкие пояснения выполнения домашнего задания, способствующие, развитию познавательных интересов; волевые: формирование ответственности, коррекция своей деятельности, рефлексия.
Домашнее задание:
1.Изучить теоретический материал на странице 90
2. Выполнить творческое задание, используя дополнительную литературу:
-найти рассказ или стихотворение, где есть глаголы с частицей «не»;
-записать в тетради название произведения;
- выписать из произведения глаголы с частицей «не» и объяснить их правописание.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15