Календарно-тематическое планирование к программе внеурочной деятельности в 6 классе по культурно-эстетическому направлению Путешествие в мир кинематографии


Календарно-тематическое планирование
№ уро-каТема занятия Элементы
содержания Планируемые результаты Дата проведения Примечание
По
плану По
факту Предметные Метапредметные УУД Личностные
УУД I четверть
Раздел I. Вводные занятия (2 часа)
1 Мультип-ликация как вид искусства.
Вводное занятие. Рассказ учителя о мультипликации как виде искусства, истории его появления и развития, первых мультипликаторах и их изобретениях, об истории появления и развития мультипликации в России. Просмотр компьютерных презентаций «История мультипликации» http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/11/18/istoriya-multiplikatsii-prezentatsiyaи «Любимое искусство» http://www.myshared.ru/slide/302320Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из презентации и рассказа учителя.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к дополнительным источникам информации. Формирование «стартовой» мотивации и познавательного интереса к новому материалу. 6.09 2 Мультип-ликация как вид искусства. 13.09 Раздел II. Произведения устного народного творчества в отечественной мультипликации (6 часов)
3 Народная сказка в мультипликации. Беседа о воплощении сказок в мультипликации. Просмотр презентации «Мультфильмы - сказки о животных»
Просмотр м/ф «Петушок – золотой гребешок» - сказка о животных. Мультфильм создан на киностудии «Союзмультфильм» режиссёрами Петром Носовым и Дмитрием Анпиловым в 1955 году по мотивам русской народной сказки в обработке русского писателя А. Толстого. Фильм рисованный.
Просмотр м\ф «Лиса и волк» - сказка о животных. Мультфильм создан на киностудии «Союзмультфильм» в 1958 году режиссером Петром Носовым по мотивам русской народной сказки. Фильм рисованный. Обсуждение художественных особенностей мультфильмов. Научиться понимать художественные особенности мультфильмов, снятых на основе народных сказок о животных; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами мультипликации. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, полученную в ходе занятия и самостоятельно из дополнительных источников, в том числе сети Интернет; выделять и формулировать тему и задачи занятия; уметь рассказать о сюжете мультфильма, его художественных особенностях; раскрыть смысл эпизода или образ любимого сказочного героя с помощью изобразительно-выразительных средств: красок, цвета, композиции, и т.д.Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенные знания, анализировать просмотренный мультфильм, применять метод создания характера персонажа русской народной сказки средствами мультипликации, оценивать творчество признанных мастеров отечественной мультипликации.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев мультипликационных фильмов-сказок; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному взаимодействию
с одноклассниками и при работе в парах и группах. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (фольклор, народные традиции) 20.09 4 Народная сказка в мультипликации. Просмотр и обсуждение презентации «Социально-бытовые сказки».
Герои социально-бытовых сказок. Поучительный смысл сказок.
Просмотр м\ф «Межа» киностудии «Союзмультфильм», снятого мультипликатором Вячеславом Котёночкиным в 1967 году.
Просмотр м\ф «Солдатская сказка», снятого на площадке творческого объединения «Экран» в 1980 году режиссёром Лидией Суриковой. Обсуждение художественных особенностей мультфильмов. Научиться понимать художественные особенности мультфильмов, снятых на основе народных социально-бытовых сказок. 27.09 5 Народная сказка в мультипликации. Просмотр презентации «Волшебные сказки». Беседа по материалам презентации.
Просмотр м\ф «Гуси-лебеди», снятого в 1949 году на студии «Союзмультфильм» режиссёрами И. Ивановым и А. Снежко – Блоцкой. Обсуждение художественных особенностей мультфильмов. Научиться понимать художественные особенности мультфильмов, снятых на основе народных волшебных сказок. Формирование ценностного отношения к произведениям искусства. 4.10 6 Народная сказка в мультипликации. Беседа «Мультфильм – лучший способ рассказать волшебную сказку». Чудеса и волшебные герои мультфильмов-сказок. Особенности оформления сказки.
Просмотр м\ф «Царевна-лягушка», снятого в 1954 году на студии «Союзмультфильм» режиссёром М. Цехановским. Обсуждение художественных особенностей мультфильмов. Формирование эстетического вкуса у учащихся, познавательного интереса к произведениям искусства. 11.10 7 Народные былины в мультипликации. Просмотр презентации «Художественные особенности былин». Беседа по материалам презентации. Герои народных былин.
Просмотр м\ф «Добрыня Никитич», снятого на киностудии «Союзмультфильм» (творческим объединением кукольных фильмов) в 1965 году режиссёром В. Дегтярёвым.
Обсуждение просмотренного м/ф, поставленного по эскизам художников-палешан Н. Голикова и Т.Зубковой. Обсуждение художественных особенностей мультфильма. Научиться понимать художественные особенности мультфильмов, снятых на основе героических народных былин. 18.10 8 Итоговое занятие по теме «Произведения устного народного творчества в отечественной мультипликации». Интерактивная игра «По дорогам сказок».
Конкурс рисунков «Мы рисуем сказку». Научиться устанавливать ассоциативные связи с произведениями фольклора, выражать своё отношение к героям мультфильмов при помощи создания творческих работ. Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам при выполнении заданий игры).
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формировать навыки продуктивной работы в группе. Формирова-ние у учащихся навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности. 25.10 II четверть
Раздел III. Сказки А.С. Пушкина в отечественной мультипликации (7 часов).
9 Сказки А.С. Пушкина в мультипликации. Просмотр презентации «Мир сказок А.С. Пушкина». Беседа по материалам презентации.
Просмотр видеофильма, снятого по прологу к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Самостоятельное чтение пролога учащимися.
Просмотр видеофильма, снятого по незаконченной сказке А.С. Пушкина «Сказка о Медведихе», написанной поэтом в 1830 году. Научиться понимать смысл произведения и видеть иносказательный и поучительный смысл сказки. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на занятиях; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Коммуникативные: уметь слушать и внимательно смотреть мультфильм и понимать увиденное; уметь слушать и понимать высказывания собеседников; совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им; учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками;
в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формирование ценностного отношения к произведениям искусства. 15.11
10 Сказки А.С. Пушкина в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Сказка о попе и работнике его Балде» (музыкальное представление по мотивам А.С. Пушкина), снятого на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром И. Ковалевской в 1973 году. Текст читает и поёт О. Анофриев. Фильм рисованный. Обсуждение художественных особенностей мультфильма. Научиться понимать иносказатель-ный подтекст сказки и её мораль, выявлять способы самообразования. Формирование и развитие у учащихся сферы чувств, соучастия, сопереживания. 22.11 11 Сказки А.С. Пушкина в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Сказка о царе Салтане», снятого на киностудии «Союзмультфильм» режиссёрами И. Ивановым-Вано и Л. Мильчиным в 1984 году. Фильм рисованный. Обсуждение художественных особенностей мультфильма. Научиться видеть и понимать образную систему мультипликационного фильма. Формирование у учащихся умения четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. 29.11 12 Сказки А.С. Пушкина в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке», снятого на киностудии «Союзмультфильм» в 1950 году режиссёром М. Цехановским. Фильм рисованный. Обсуждение художественных особенностей мультфильма. Научиться сопоставлять текст сказки А.С. Пушкина с его воплощением в мультфильме. Формирование эстетического вкуса у учащихся, интереса к произведениям искусства. 6.12 13 Сказки А.С. Пушкина в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», снятого на киностудии «Союзмультфильм» в 1951 году режиссёрами И. Ивановым-Вано и А. Снежко – Блоцкой. Фильм рисованный. Обсуждение художественных особенностей мультфильма. Научиться воспринимать синтез различных видов искусства в мультипликации. Формирование у учащихся стремления к приобщению к истинным культурным ценностям. 13.12 14 Сказки А.С. Пушкина в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Сказка о золотом петушке», снятого на киностудии «Союзмультфильм» в году режиссёром А. Снежко – Блоцкой по мотивам сказки А.С. Пушкина. Фильм рисованный. Обсуждение художественных особенностей мультфильма. Научиться воспринимать особенности экранизации художественного произведения. Формирование эстетического вкуса у учащихся, интереса к произведениям искусства. 20.12 15 Итоговое занятие по теме «Сказки А.С. Пушкина в мультипликации». Интерактивная игра по экранизациям сказок А.С. Пушкина.
Конкурс рисунков «Мы рисуем сказки А.С. Пушкина». Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Формирова-ние у учащихся навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности. 27.12 III четверть
Раздел IV. Мультипликационная экранизация произведений художественной литературы (10 часов)
16 Произведения отечественных писателей в мультипликации. Рассказ учителя об особенностях мультипликации как синтеза литературы, изобразительного искусства, музыки и других искусств. Воплощение литературных произведений в анимации – яркость и образность, краткость и динамичность смены событий.
Просмотр и обсуждение м/ф «Медной горы хозяйка», снятого по одноимённому сказу П.П. Бажова на Свердловской киностудии в 1975 году режиссёром О. Николаевским по сценарию А. Тимофеевского и А. Добровича. Фильм кукольный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (сказ) и его интерпретацию средствами мультипликации.
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, полученную в ходе занятия и самостоятельно из дополнительных источников, в том числе сети Интернет; выделять и формулировать тему и задачи занятия; уметь рассказать о сюжете мультфильма, его художественных особенностях; раскрыть смысл эпизода или образ любимого сказочного героя с помощью изобразительно-выразительных средств: красок, цвета, композиции, и т.д.
Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенные знания, анализировать просмотренный мультфильм, применять метод создания характеров персонажей произведений русских и зарубежных писателей средствами мультипликации, оценивать творчество признанных мастеров отечественной мультипликации.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев мультипликационных фильмов-сказок; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному взаимодействию
с одноклассниками и при работе в парах и группах.
Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 10.01 17 Произведения отечественных писателей в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Левша», снятого по одноимённой повести Н.С. Лескова на киностудии «Союзмультфильм» в 1964 году режиссёром В. Данилевичем по сценарию И. Иванова-Вано. Фильм кукольный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (повесть Н. Лескова) и его интерпретацию средствами мульти-пликации.
Формирование ценностного отношения к произведениям искусства. 17.01 18 Произведения отечественных писателей в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Конёк-горбунок», снятого по одноимённой сказке П. Ершова на киностудии «Союзмультфильм» в 1975 году режиссёром и сценаристом И. Ивановым-Вано. Фильм рисованный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (сказка П.Ершова) и его интерпретацию средствами му-льтипликации.
Формирование и развитие у учащихся сферы чувств, соучастия, сопереживания.
Формирование у учащихся умения четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. 24.01 19 Произведения отечественных писателей в мультипликации. 31.01 20 Произведения отечественных писателей в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Аленький цветочек», снятого по одноимённой сказке С.Т. Аксакова на киностудии «Союзмультфильм» в 1952 году режиссёром Л. Атамановым по сценарию Г. Гребнева. Фильм рисованный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (сказка С.Т. Аксакова) и его интерпретацию средствами мультиплика-ции.
Формирование эстетического вкуса у учащихся, интереса к произведениям искусства. 7.02 21 Произведения зарубежных писателей в мультипликации Просмотр и обсуждение м/ф «Маугли», снятого по произведениям Р. Киплинга в 1973 году на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром
Р. Давыдовым, (автор сценария Л. Белокуров). Фильм рисованный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (рассказы Р. Киплинга) и его интерпретацию средствами мультиплика-ции.
Формирование у учащихся стремления к приобщению к истинным культурным ценностям. 14.02 22 Произведения зарубежных писателей в мультипликации Формирование эстетического вкуса у учащихся, интереса к произведениям искусства. 21.02 23 Произведения зарубежных писателей в мультипликации.
Просмотр и обсуждение м/ф «Малыш и Карлсон», снятого по мотивам сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром Б. Степанцевым (автор сценария Б. Ларин) в 1968 году. Фильм рисованный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (сказка А. Линдгрен) и его интерпретацию средствами мультиплика-ции. Формирование ценностного отношения к произведениям искусства. 28.02 24 Произведения зарубежных писателей в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Алиса в стране чудес», снятого по мотивам одноимённой сказки Л. Керолла в 1981 году режиссёром Е. Пружанским на киностудии «Киевнаучфильм», (автор сценария Е. Загданский). Фильм рисованный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (сказка Л. Керолла) и его интерпретацию средствами мультиплика-ции. Формирование и развитие у учащихся сферы чувств, соучастия, сопереживания.
Формирование у учащихся умения четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. 7.03 25 Произведения зарубежных писателей в мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Щелкунчик», снятого по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и балету П.И. Чайковского на киностудии «Союзмультфильм» в 1973 году режиссёром Б. Степанцевым, (авторы сценария Б. Ларин и Б. Степанцев). Фильм рисованный. Научиться сопоставлять произведение художественной литературы (сказка Э.Гофмана) и его интерпретацию средствами мультиплика-ции. Формирование эстетического вкуса у учащихся, интереса к произведениям искусства. 14.03 26 Итоговое занятие по теме «Му-льтипликационная экранизация произведений художественной литературы». Проект «Мой любимый мультфильм, снятый по художественному произведению».
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Познавательные: уметь отбирать и использовать информацию, полученную из разных источников, в том числе из сети Интернет.Регулятивные: уметь представлять результаты своей проектной работы Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение. Формирова-ние у учащихся навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности. 21.03 IV четверть
Раздел V. Произведения современной отечественной мультипликации (8 часов)
27 Художественные особенности современной мультипликации. Беседа о преемственности лучших традиций в современной отечественной мультипликации, разнообразии тем и способов воплощения их на экране. Живой интерес к культуре и историческому прошлому нашей страны.
Просмотр и обсуждение м/ф «Илья Муромец и Соловей-разбойник», снятого по мотивам русских народных былин на студии анимационных фильмов «Мельница» режиссёром В. Торопчиным (автор сценария А. Боярский) в 2007 году. Фильм рисованный с использованием трёхмерной графики и анимации. Научиться понимать художественные особенности современных мультфильмов, снятых по мотивам героических народных былин. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на занятиях; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Коммуникативные: уметь слушать и внимательно смотреть мультфильм и понимать увиденное; уметь слушать и понимать высказывания собеседников; совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им; учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками;
в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Формирование ценностного отношения к произведениям искусства. 4.04 28 Художественные особенности современной мультипликации. 11.04 29 Художественные особенности современной мультипликации. Просмотр и обсуждение м/ф «Три богатыря. Ход конём», снятого по мотивам русских народных былин на студии анимационных фильмов «Мельница» режиссёром К. Феоктистовым (автор сценария С. Саченко и А. Боярский) в 2014 году. Фильм рисованный с использованием трёхмерной графики и анимации. Научиться понимать художественные особенности современных мультфильмов, снятых по мотивам героических народных былин. Формирование у учащихся способности воспринимать современные обработки произведений русского фольклора. 18.04 30 Художественные особенности современной мультипликации. 25.04 31 Художественные особенности современной мультипликации. Просмотр и обсуждение 55 – 58 серий м/ф «Маша и Медведь» российского мультипликационного сериала, ориентированного на широкую аудиторию. Мультфильм создан при помощи трёхмерной графики. Режиссёры: Олег Кузовков, Олег Ужинов, Денис Червяцов, Марина Нефёдова, Ольга Баулина, Роман Козич. Общая идея сюжета основана на одноимённой русской народной сказке «Маша и медведь. Научиться понимать художественные особенности и средства воплощения фольклорных традиций в современных мультфильмах, снятых на основе народных волшебных сказок. Формирование ценностного отношения к произведениям искусства. 2.05 32 Художественные особенности современной мультипликации. Знакомство с проектом «Гора самоцветов» - крупнейшим проектом  в истории отечественной анимации, созданного на студии «Пилот» под руководством А. Татарского.
Просмотр и обсуждение м/ф «Про Василия Блаженного (Московская легенда)», снятый режиссёром Н. Берёзовой (авторы сценария Н. Берёзовая, Э. Назаров, Н. Румянцева) в 2008 году. Фильм рисованный с пластилиновыми заставками - сказочная история о жизни Василия Блаженного.
Просмотр и обсуждение м/ф «Егорий Храбрый», снятого по мотивам русских народных духовных стихов режиссёром С. Мериновым (авторы сценария А. Пронькин, С. Пронькина, Н. Румянцева) в 2008 году. Фильм рисованный.
Просмотр и обсуждение м/ф «Заяц-слуга», снятого по татарской народной сказке режиссёром Е. Черновой (авторы сценария А. Татарский и Э. Назаров) в 2007 году. Кукольный фильм.
Просмотр и обсуждение м/ф «Царь и Ткач», снятого по армянской народной сказке режиссёром В. Телегин (автор сценария В. Заколодяжный) в 2005 году. Кукольный фильм.
Просмотр и обсуждение м/ф «Мальчик с пальчик», снятого по белорусской народной сказке режиссёрами М. Алдашиным и И. Волчеком (автор сценария А. Татарский) в 2006 году. Фильм рисованный. Научиться видеть и понимать прекрасное в различных областях жизни человека. Формирование и развитие у учащихся сферы чувств, соучастия, сопереживания.
Формирование у учащихся умения четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. 16.05 33 Художественные особенности современной мультипликации. 23.05 34 Итоговое занятие по теме «Произведения современной отечественной мультипликации» Подведение итогов занятий.
Творческая работа «За что я люблю мультипликацию?» Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применять метод информационного поиска.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирова-ние у учащихся навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности. 30.05