МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Развитие творческой активности учащегося в музыкальной школе»


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
(МОУ ДО «Детская музыкальная школа»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Развитие творческой активности
учащегося в музыкальной школе»
Составила:
Преподаватель ДМШ
Хорева Н.С.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc477106789 \h 41.Роль ансамблевой игры в развитии юного музыканта PAGEREF _Toc477106790 \h 52.Основные приемы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащегося в музыкальной школе. PAGEREF _Toc477106791 \h 83.Роль концертных выступлений в музыкальной школе. PAGEREF _Toc477106792 \h 9Заключение PAGEREF _Toc477106793 \h 11

Введение Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью более глубокого и развернутого описания приемов и методов, привлекающих детей к занятию музыкой. По сравнению с прошлыми десятилетиями намного меньше учится детей в музыкальных школах именно на народном отделении. Конечно, на это повлияли некоторые причины. Сменился мир увлечений, как у родителей, так и у детей (появились компьютеры). Чтобы сохранить сегодняшний контингент учащихся народников в музыкальной школе, конечно, в первую очередь надо заинтересовать детей.
Цель методической разработки – выявление приемов и методов работы, способствующих развитию творческой активности учащихся в музыкальном коллективе.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: заинтересовать как можно больше детей к занятиям музыкой и совместному музицированию.


Роль ансамблевой игры в развитии юного музыканта Самым приятным организующим и сплачивающим началом инструментального исполнительства является совместное музицирование. Как раз ансамблевая игра является непременным условием развития музыкального мышления учащихся и повышения их интереса к занятиям. Она позволяет исполнять произведения, недоступные для сольной игры на данном этапе обучения ученика.
К музыкальным коллективам относятся ансамбли малых (дуэт, трио, квартет…) и больших составов (до 12 человек).
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов, сообща раскрывают художественное содержание произведения.
Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, важно – чувствовать и исполнять произведение на одном дыхании в одном ключе. В ансамбле очень важно выстраивать работу над партиями. В ансамбле все партии равны, чтобы обеспечить хорошее звучание ансамбля, желательно добиваться разучивания и исполнения каждой партии на должном уровне. Игра в ансамбле требует от исполнителей профессиональных качеств в отношении дисциплины ритма и темпа. Игра в ансамбле формирует и развивает мелодический, полифонический, гармонический слух, помогает исполнителю добиваться уверенности в исполнении музыкальных произведений.
Правильно научить учащихся распределять работу над музыкальным произведением в ансамбле – очень важное и ответственное дело. Эта работа делится на несколько этапов:
Знакомство с произведением, его автором, эпохой в которой жил композитор, и историей создания сочинения;
Проработка текста, его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры, обратить внимание на кульминацию, темп, агогические оттенки;Проанализировать структуру произведения, его драматургию, стилевые и жанровые особенности;
Отработать нужные приемы звукоизвлечения, отработать динамические оттенки;
Обыгрывание произведения, вживание его в художественный образ. Это закрепление достигнутых задач и продолжение совершенствования. Это психологическая подготовка к исполнению произведения в сценических условиях.
Работа класса ансамбля в музыкальной школе чаще всего начинается во 2 классе (к этому времени юный музыкант приобретает необходимые для этого игровые навыки). Вместе с тем, уже в 1 классе (по крайней мере, во втором учебном полугодии) на основе простейших дуэтов полезно приобщать к элементарному ансамблевому исполнительству хотя бы наиболее успевающих учащихся. В дуэте с педагогом и под его непосредственным руководством ученики – добиваются определенной ансамблевой слаженности и уравновешенности. После такого рода подготовительной работы они легко объединяются в самостоятельный дуэт. Метод подготовки юных музыкантов к ансамблевой игре, в которой в качестве одного из партнеров выступает педагог, эффективен и полезен во всех классах музыкальной школы. А поскольку ансамбль создается, как правило, с перспективой на многие годы, педагог при его формировании должен по мере возможности учитывать не только степень продвинутости, трудолюбия и интереса его участников, но и их психологическую совместимость.
Огромную пользу приносит коллективная игра на всех ступенях обучения учащихся. Разнообразие форм, обогащающих концертное выступление, говорит о необходимости систематических занятий ансамблевых коллективов учащихся средних и старших классов, а иногда совместных с малышами. Классическая, народная, эстрадная музыка, исполняемая в ансамбле, является мощным средством изучения творчества различных композиторов.
Ансамбль, дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля. Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимого от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.

Основные приемы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащегося в музыкальной школе. Я на своих уроках ансамбля творческую активность учащихся особенно 1-ых – 2-ых классов развиваю при помощи таких доступных инструментов, как металлофон. Ведь само звучание этого инструмента придает элемент сказочности, волшебства на уроке, элемент игрового погружения в музыкальный образ. Дети устают на уроках физически держа и растягивая тяжелый баян и им нужен небольшой отдых во время урока. И этот отдых я использую очень эффективно.
Такой же положительный результат происходит и от простукивания детьми на этом инструменте ритмического рисунка основной мелодии нового произведения, с которым они только знакомятся. Это приводит не только к внешней активности ребенка, но и способствует активизации внутреннего слуха и музыкальной памяти. У учащегося появляется интерес к новому произведению, желание поскорее его выучить. А это необходимое условие для того, чтобы дети с желанием посещали музыкальную школу.
Развитию творческой активности ребенка в классе ансамбля способствует доступность музыкального материала. Развитию творческой активности учащегося в ансамбле способствует применение различных приемов звукоподражания: стук по корпусу баяна, нетемперированное глиссандо, имитация звуков леса, например, кукушки , звук повторяющегося «эхо», эпизодическое поддержание ритма при помощи ударных инструментов (коробочек, ложек), смена регистров, октав, позволяют находить необходимые краски. Все это увлекает детей и хорошо воспринимается слушателем.
Многие учащиеся с большей охотой выходят на сцену, когда с ними выступает сам преподаватель. Дети чувствуют рядом крепкое плечо педагога, который в любой момент может подхватить любую партию и успешное выступление будет гарантировано.
Но постоянно использовать прием поддержки учащихся преподавателем на сцене не рекомендуется. Чтобы дети приобретали ответственность, смелость выхода на сцену, самостоятельных детских выступлений должно быть больше, чем выступлений с преподавателем.
Игра в музыкальном коллективе требует большой ритмической точности, отсутствие ее исключает всякую возможность ансамбля. Необходимость подчинения коллективному ритму способствует развитию слуховой активности участников ансамбля.
Также развитию творческой активности в классе ансамбля способствует хорошо подобранный удачный состав ансамбля. Насколько быстро ребята выучивают нотный материал, насколько чисто и точно исполняют свои партии, зависит от музыкальной подготовки, от индивидуальных способностей каждого учащегося и от индивидуальной работы педагога с каждым из участников ансамбля.
Роль концертных выступлений в музыкальной школе. Очень важен положительный психологический климат в самом коллективе, стремление к достижению психологического контакта педагога и ансамбля. Хорошо, когда творческие взаимоотношения в музыкальном коллективе подкреплены доброжелательными, дружескими взаимоотношениями учащихся. Педагог должен постоянно разъяснять недопустимость зависти, зазнайства, нездоровой конкуренции.
Творческой активности уже сложившегося коллектива способствуют удачные концертные выступления на сцене. Это и аплодисменты, врученные грамоты или цветы, теплые слова преподавателей, родителей и друзей. Все это придает уверенность в себе и заинтересованность в новых концертных выступлениях. Детям необходим исполнительский опыт. Концерт является итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе. Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.
Важным условием для творческой активности учащегося считаю качество музыкальных инструментов. Учитывая слабое оснащение школ инструментами, выбирать инструмент следует единый по тембру, если есть возможность, то одной фирмы, что бы они дополняли звучание друг друга.

ЗаключениеВ данной методический разработке, была достигнута заданная цель. Были разработаны приемы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащихся в музыкальной школе.
Были решены задачи: привлечь как можно больше детей к занятию музыкой и совместному музицированию.

Список литературы.
Дудина А.В. Ансамбль в музыкальной школе. Москва, 2010 г.
Дудина А.В. Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона) детской музыкальной школы. Москва, 2006 г.
Рапецкая Л.В. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. С-Петербург, 2000г
Ушенин В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов). Воронеж, 2001 г.
Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Москва, 1988 г.