Рабочая программа по организации работы с вокальным ансамблем

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа №49

РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
______________
Протокол №___
от «__» _____ __г.
________________
(ФИО руководителя МО)
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________________
«___»______ ____г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ
№ 49
________________
«___»______ ____г.





Рабочая программа
по работе с вокальным ансамблем «Нежность»
   



ФИО Храпова Елена Николаевна
Учитель музыки
Квалификационная категория высшая
 



  
Рабочая программа составлена на основе программы
«Мир вокального искусства: программа, разработки занятий,
методические рекомендации»
(авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009).

 









Иркутск, 2013 год

Пояснительная записка

Работа вокального ансамбля входит в систему дополнительного образования МБОУ г. Иркутска СОШ №49.
Планирование работы в вокальном ансамбле осуществляется согласно программе «Мир вокального искусства: программа, разработки занятий, методические рекомендации» (авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009).
В МОУ СОШ №49 работает вокальный ансамбль (6 – 9 классы).
Цель работы коллектива – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию детей путём подъёма и развития певческой культуры.
Задачи и методы вокально-хоровой работы направлены на развитие и укрепление певческих умений и навыков у детей. Основой для их формирования должен стать здоровый, сильный и выразительный голос, который можно выработать с помощью фонопедического метода развития голоса, особой системы, разработанной В. В. Емельяновым. (Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт-Петербург: Лань, 2000).
Основными задачами в работе являются:
расширение вокальных навыков, связанных с укреплением дыхания и наиболее выразительными исполнительскими приёмами;
значительное развитие навыка многоголосного пения и пения без сопровождения.
Задачи вокально-хоровой деятельности достигаются в следующих формах работы: распевание, разучивание песен с отработкой певческих навыков, выступления на концертах, конкурсах, фестивалях.
Развитию певческой культуры школьников способствует подбор песенного репертуара. Для вокального ансамбля в 2012-2013 учебном году выбраны следующие произведения:
«Мой добрый учитель». Муз. Сл.
«Фиалка». Муз. Ф. Купен.
«Сосед».
«Хлопай в такт». Муз. Дж. Гершвина.
«Вчера». Муз. Дж. Леннона, П. Маккартни.
«Побеждает сильнейший»

Вокальный ансамбль состоит из учащихся 7-9 классов. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Один час отводится на индивидуальную работу. Всего на учебный год – 333 часа.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка.
Правильная певческая установка подготовит детей к серьезной, активной работе. Независимо от того, поют дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным и ненапряжённым, при этом плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят.
Дыхание.
Очень важно научить ребят при исполнении песен и попевок пользоваться смешанным дыханием, т.к. при этом виде дыхания участвуют все отделы дыхательного аппарата. У ребят следует формировать активный вдох, умение задерживать дыхание, умение экономно, постепенно его расходовать. Именно эти условия позволяют детям петь на опоре.
Звукообразование.
Умелое использование дыхания для достижения определённой выразительности пения связано с применением того или иного вида певческой атаки. Необходимо формировать у ребят мягкую атаку звука. Однако у детей, имеющих склонность к вялости, инертности, следует активизировать процесс пения, используя твёрдую атаку.
4. Артикуляция и дикция.
При пропевании различных гласных у детей необходимо добиваться постоянного положения гортани, а также активной работы губ. Согласные нужно произносить не только чётко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично; те согласные звуки, которыми заканчивается слог или слово, должны переноситься к следующему слову или слогу.
5. Ансамбль – совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Для достижения ансамбля необходимо формировать:
интонационную слаженность;
единообразие манеры звукообразования, формирования гласных и согласных;
ритмическую и темповую слитность;
динамическую одноплановость партии в данный момент;
одновременное начало и окончание произведения.
6. Строй.
Чтобы достигнуть стройного пения, необходимо формировать у хористов умение
сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных
знаний, а также развитости слуха.
Мелодический строй – это умение чисто интонировать, петь в унисон.
Гармонический строй – это умение выстраивать интервалы и аккорды.


Учащиеся в процессе занятий должны приобрести следующие навыки и умения:
сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следя за кратковременной задержкой дыхания перед пением; пользоваться цепным дыханием;
следить за качеством звука, уметь воспроизводить округло звучащий красивый, нефорсированный звук;
научиться петь закрытым ртом;
сознательно находить и исполнять кульминации во фразах, в частях песни и в песне целиком;
чисто и сознательно интонировать свою партию в песнях с сопровождением и без него;
сливаться с тембром своей партии;
правильно, чётко и выразительно исполнять ритмический рисунок своей партии;
усиливать и ослаблять одновременно со всей партией силу звука;
выдерживать постоянный темп произведения, а если нужно, одновременно со всей партией или хором ускорять или замедлять его;
научиться петь многоголосные произведения.

Результаты работы по данной программе реализуются на итоговых смотрах художественной самодеятельности, на школьных, окружных конкурсах.

Литература:
Мир вокального искусства: программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт-Петербург: Лань, 2000.
Работа с детским хором в системе дополнительного образования. (Адаптированная программа). / Е. Г. Марина. – Иркутск, 1998.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2002.