Урок-дискуссия : «План Молотова-Риббентропа, путь к началу Второй мировой войны или необходимая передышка для СССР»


План
проведения урока по истории в 11А классе
Тема: «План Молотова-Риббентропа, путь к началу Второй мировой войны или необходимая передышка для СССР»?
Учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ №7 г. Тынды Пащенко Евгений Викторович
Эпиграф: «Нужно быть правдивым во всём, даже в том, что касается Родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою Родину, но никого нельзя обязать лгать во имя Родины» Ш. Л. Монтескье
Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление о событиях, предшествовавших и последовавших после заключения пакта СССР с фашистской Германией 23 августа 1939 года. Создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления, анализ основных направлений внешней политики СССР в 30-е годы, выделение учащимися успехов и неудач советской дипломатии накануне войны, сформулировать свою точку зрения на то, кто допустил развязывание Второй мировой войны.
Задачи:
Образовательные (обучающие): показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и фашистской Германии в развязывании Войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.
Развивающие: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, развитие способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, поддерживать внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности, повышать интерес к дискуссионным вопросам отечественной истории.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, толерантности, коммуникативности, неприятия фашистской и нацистской идеологии, трудолюбие, определение личностного отношения к сложным событиям отечественной истории, добросовестное отношение к своей работе.
Тип урока: дискуссия
Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах
Основные понятия: пакт, агрессия, секретные протоколы, система коллективной безопасности, Мюнхенское соглашение, моральная оценка.
Персоналии: И. Сталин, А. Гитлер, В. Молотов, И. Риббентроп, Г. У. Черчилль, Н. Чемберлен, Э. Даладье.
Оборудование: презентация к уроку, текст Договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года, текст Дополнительного секретного договора, бланки для голосования зрителей, вопросы дискуссии.
Рекомендованная литература:
Загладин Н.В.История Отечества.XX – начало XXI века. М.: русское слово, 2010.;
Хрестоматия по истории СССР.1917-1945гг. М.: Просвещение 2004.;
Волков С.В., Емельянов Ю.В. До и после секретных протоколов. М., мысль, 2000.;
Городецкий Г.В. Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз. М., Наука, 1999;
Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941. М., Наука. 2007;
Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне Второй мировой войны. М., Мысль, 2004;
Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза, 1933-1939 гг. М., Прогресс, 1991;
Фляйшхауэр И. Пакт: Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии.1938-1939. М., Наука, 2009;
Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне. 1929-1941 годы. М., международные отношения, 1998.
Урок проходит в форме дискуссии. Класс заранее был разделён по желанию на 2 группы. Каждая группа представляет одну из двух точек зрения:
А) Пакт Молотова-Риббентропа – путь к началу Второй мировой войны;
Б) Пакт Молотова-Риббентропа – необходимая передышка для СССР.
Ход урока.
Организационный момент – 3 мин.
Постановка целей урока и объяснение структуры урока.
Основная часть – 32 мин.
Вступительное слово учителя.
69215018669000
К середине 30-х годов 20 века на мировой арене сложилась обстановка, которую можно представить в виде своеобразного треугольника. По одну сторону – страны демократии Англия и Франция, с другой стороны – страны фашистской диктатуры Германия и Италия, третьей стороной был сталинский режим в СССР. Каждая из сторон имела свои политические интересы. В итоге сложившейся ситуации выиграли Германия и Италия, которые умело использовали противоречия между своими противниками. 22 июня 1941 года в 4 часа утра германская авиация нанесла первые удары по Советскому Союзу. Началась великая Отечественная война. Германия нарушила условия пакта Молотова-Риббентропа – советско-германского договора о ненападении. Западные историки впоследствии часто припоминали Советскому Союзу этот документ. Поскольку именно он, по их мнению, развязал руки вермахту и позволил разгромить бывших партнёров СССР по антигитлеровской коалиции. Однако ряд экспертов считает, что подписание пакта было неизбежным. Советскому Союзу требовалось время, чтобы подготовиться к возможной войне. Рассчитывать приходилось только на свои силы. Но бытует и другая версия: этот договор далеко не чрезвычайная мера. Он был очень выгоден советскому руководству. Министр иностранных дел Германии Иоахим Риббентроп на Нюрнбергском процессе заявил, что Сталин отказался даже обсуждать пакт, если немцы не отдадут СССР половину Польши и Прибалтику. Кому и для чего нужен был Пакт Молотова-Риббентропа? Имеет ли право существование версии о том, что договор если не развязал, то ускорил начало Второй мировой войны? Пожалуйста, ваша аргументация.
В ходе дискуссии необходимо обосновать следующие вопросы:
Отвечал ли «Пакт Молотова-Риббентропа» обеспечению национальных и военных интересов СССР?
Ускорило ли подписание Пакта начало Второй мировой войны?
Почему Гитлер предложил СССР начать переговоры о заключении Пакта о ненападении?
Какие выгоды получали СССР и Германия от подписания этого документа?
Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?
В чём вы видите плюсы и минусы Пакта?
Какую роль пакт Молотова-Риббентропа сыграл в развязывании Второй мировой войны?
Учащиеся ведут дискуссию, аргументируя свою позицию.
350901027781250028771852222500-2794001524000
-2813051143000
Заключительная часть – 5 мин
Голосование гостей (учителей города и сотрудников управления образования города) по итогам проведения дискуссии
Заключительное слово учителя. Я прошу голосовать гостей. Напоминаю вопрос. «Пакт Молотова-Риббентропа путь к началу Второй мировой войны или необходимая передышка для СССР?»
151447523812500
Результаты голосования: 9 человек проголосовали за точку зрения: пакт Молотова – Риббенторопа.
Наша великая победа, добытая неслыханными жертвами, списала Сталину провальную дружбу с Гитлером. Всё послесталинское советское руководство, историческая наука говорили о пакте с Германией сталинскими словами и ссылались на то, что Запад первым начал игры с Гитлером. Виновность Германии очевидна, но это не снимает ответственность с руководства других государств в мире. Мюнхенское соглашение Англии и Франции с Гитлером чистая правда. Но правда и то, что эти страны давным-давно назвали этот факт позором и провалом в своей политики, написали об этом в школьных учебниках и не чуть не меньше от этого стали уважать самих себя. Это- моё личное мнение. Угрозу агрессии следует пресекать в зародыше, иначе она может стать необратимой. Это проблема не только Второй мировой войны, к сожалению, она актуальна и в современном мире, пока существуют «горячие точки». Всегда надо помнить слова знаменитого русского историка Карамзина: «Государству нужно не только физическое, но и нравственное могущество»
87503017780000
Учитель подводит итоги дискуссии, отмечает перспективность данной темы в вопросах изучения истории Великой Отечественной войны, отмечает атмосферу в классе, задаёт вопрос: «Отметим черты, необходимые для участника дискуссии»? (Рефлексия)
Учитель: оглашает результаты тайного голосования гостей: 9 человек проголосовали за точку зрения: пакт Молотова – Риббентропа – путь к началу Второй мировой войны; 3 человека: пакт Молотова-Риббентропа – необходимая передышка для СССР, отмечает оригинальные выступления, выставляет оценки.
Домашнее задание: отсутствует, так как на следующий урок запланирована лекция.
После окончания урока учитель проводит самоанализ урока для гостей открытого занятия.
Самоанализ урока истории (Пащенко Е.В.)
Урок проходил в 11А классе. В классе 19 человек, на уроке присутствовало ___20_ учащихся.
Тема урока: Пакт Молотова-Риббентропа, путь к началу Второй мировой войны или необходимая передышка для СССР?
Данный урок является первым в теме «Вторая мировая война», в то же время он тесно связан с темой по истории России «СССР в предвоенные годы» Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал. Поэтому проведение дискуссии выбрана не случайно.
Учащиеся 11А класса имеют средние и высокие учебные способности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила хорошую развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления, тем более форма дискуссии в данном классе не нова, эта форма проводится на уроках истории и обществознания с 9 класса. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.
Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление о событиях, предшествовавших и последовавших после заключения пакта СССР с фашистской Германией 23 августа 1939 года. Создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления, анализ основных направлений внешней политики СССР в 30-е годы, выделение учащимися успехов и неудач советской дипломатии накануне войны, сформулировать свою точку зрения на то, кто допустил развязывание Второй мировой войны.
Задачи:
Образовательные (обучающие): показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и фашистской Германии в развязывании Войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.
Развивающие: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, развитие способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, поддерживать внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности, повышать интерес к дискуссионным вопросам отечественной истории.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, толерантности, коммуникативности, неприятия фашистской и нацистской идеологии, трудолюбие, определение личностного отношения к сложным событиям отечественной истории, добросовестное отношение к своей работе.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: вступительное слово учителя, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез. проблемное изложение вопросов, умение вести дискуссию, индивидуальная работа с историческими источниками, социологическое исследование.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, толерантность, соучастие, наглядность, доступность
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока. Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 5 этапов, логически связанных между собой:
Организационного
Целеполагания и мотивации, то есть этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
Ведение дискуссии по заранее заданным вопросам
Рефлексия. На этом этапе проведено самооценивание собственной деятельности учащихся.
Заключительного
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Определённое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.
Урок содержит большой объём информации. Использование компетентностно-ориентированный заданий способствует развитию мыслительной деятельности, которая пригодится ребятам при сдаче ЕГЭ и для учёбы в ВУЗе.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуации успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока и проведении физкультминутки.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении темы.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.