Конспект занятий Регистры певческого голоса


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»

108204048260
Конспект занятия
«РЕГИСТРЫ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА»
Возраст обучающихся: 10–13 лет
Тип занятия: комбинированноеАвтор–составитель:
Шулятьева Ольга Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МАУДО ЦДТ «Радуга»
г. Гай, 2017г.
Тема занятия: Регистры певческого голоса
Цель занятия: Углубление знаний воспитанников по основам вокального искусства.
Задачи:
Образовательные:
познакомить воспитанников с регистрами певческого голоса;
познакомить детей с вокальными упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;
сформировать у детей представлений о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;
воспитывать у детей любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;
Развивающие:
развивать творческий потенциал воспитанников, музыкальное восприятие;
развивать голосовые данные детей, мелодический и гармонический слух, исполнительские навыки двухголосного пения.
Оборудование и технические средства: магнитофон, акустические колонки, ноутбук, USB–флеш–накопитель с записью песен и фонограмм, нарисованное солнце и лучики.
Методы: словесные: беседа, объяснение, обсуждение:
наглядные: исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;
практические: вокально–тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;
объяснительно–иллюстративный: восприятие и усвоение детьми готовой информации;
репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога;
методы вокального обучения: концентрический, фонетический, показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Структура занятия
№ п/пЭтап занятия Время
1. Вводная часть 2 минут
2. Основная часть 33 минут
3. Заключительная часть 5 минут
Содержание занятия
№п/пЭтап занятия Содержание этапа занятия Действия воспитанников Особые отметки Время
1. Вводная часть 2 минуты
Организация начала занятия Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе. Настрой на работу. Вход в класс. Приветствие друг друга. 2 минуты
2. Основная часть 33 минут
Введение в тему занятия Вступительное слово педагога. Диалог педагога с детьми. Ответы детей на вопросы педагога. 2 минуты
Повторение изученного материала. Определение темы занятия. Вопросы детям по изученным ранее терминам и понятиям. Ответы на вопросы педагога. Определение темы. 3 минут
Физкультминутка Игра «Солнышко лучистое». Участие в игре 5 минут
Объяснение темы занятия Объяснение педагогом новой темы «Регистры певческого голоса». Восприятие новой темы. Усвоение материала посредством объяснений педагога и практической деятельности: восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения. 10 минут
Вокальное развитие Дыхательная и артикуляционная гимнастика, вокально–тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров.
Работа над песней «Моя Россия» из репертуара группы «Непоседы» Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Освоение новых вокальных упражнений по показу и объяснению педагога.
Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни. 13 минут
3. Заключительная часть 5 минут
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание. Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков. 5 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном весна, солнышко пригревает теплее, и в нашем классе стало намного светлее и уютнее. Солнечные лучики светят ярче, поднимая нам настроение. Я предлагаю улыбнуться, поприветствовать друг друга и начать наше занятие. Давайте все вместе скажем «Добрый день, друзья!»
Дети вместе с улыбкой приветствуют друг друга.
Педагог: Я вижу, что вы все улыбаетесь, а это значит, что настроение у всех хорошее, поэтому предлагаю пройти присесть на стульчики за столы и начать наше занятие.
II. Основная часть
Педагог: Уже на протяжении нескольких лет мы знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на таких занятиях?
Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, как правильно передавать характер песни, с вокальными упражнениями для развития голоса, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене, с правилами гигиены и охраны певческого голоса, с устройством и работой голосового аппарата, с особенностями работы с микрофоном.
Педагог: Совершенно верно. Изучая «Основы вокального искусства» мы знакомимся как с теоретическими вопросами, так и с практическими. И сейчас я предлагаю вам провести небольшой экскурс по знаниям «Основ вокального искусства».
Педагог: Первый вопрос: «Как назвать одним словом активную работу рта, нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении?»
Дети: Артикуляция.
Педагог: Правильно!
Педагог: Вопрос второй: «Как называется вокальное упражнение на разогревание голоса?»
Дети: Распевка.
Педагог: Да, мы с вами знаем, что распевка – это важная часть занятия. Это подготовка голосового аппарата к работе перед пением.
Педагог: Третий вопрос: «Как одним словом назвать совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок?». Это еще называют способностью человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, а также музыкальным инструментом человека.
Дети: Голос.
Педагог: Совершенно верно – это голос, бесценный дар, которым человека наделила матушка – природа.
Педагог: Четвертый вопрос: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»
Дети: Дыхание.
Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?
Дети: Грудное, диафрагменное и смешанное. Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.
Педагог: Совершенно верно. Пятый вопрос: «Как называется пение на два голоса, в два голоса?»
Дети: Двухголосие.
Педагог: Правильно! Вы уже знакомы с двухголосным пением, и у вас в репертуаре есть песни, в которых есть элементы двухголосия.
Педагог: Шестой вопрос: «Как называется напевная, плавная мелодия?»
Дети: Кантилена.
Педагог: Да. Кантилена – от итальянского – канта – пение. Работая над кантиленой, мы, прежде всего, работаем над мелодией, над звуком. С самых первых занятий мы работали над кантиленой в пении.
Педагог: И последний вопрос: «Что в вокале называют окраской звука?»
Дети: Тембр.
Педагог: Наиболее ценное индивидуальное свойство голоса называется тембром. У каждого человека своя тембровая окраска голоса, что делает голос индивидуальным, неповторимым и уникальным.
Педагог: Вот мы и вспомнили пройденный нами ранее материал.
Физминутка «Солнышко лучистое»
А теперь перейдем к изучению нового термина – регистр.
Сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и именно так звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса».
Педагог: Что же это такое?
Регистр – это ряд звуков голоса, воспроизводимых одним и тем же способом и однородных по тембру.
Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.
Регистр певческого голоса – это последовательный ряд звуков,
сходных по механизму образования и характеру звучания.
Регистр голоса – участок диапазона певческого голоса,
характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования (по словарю медицинских терминов).
Педагог: Какое определение вам понятнее?
Дети отвечают.
Педагог: Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основные понятия по данной теме, и вы сможете дома их выучить.
Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2–х основных и 2–х неосновных регистрах.
Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.
Педагог: Грудной регистр – нижний регистр.
При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).
Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?
Дети: В области груди.
Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.
Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.
Русская народная песня «При лужке» в исполнении дуэта Пелагеи и Михаила Горшенёва.
Педагог: Головной или фальцетный – верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает «ложный голос») подчёркивает редкость его применения.
Попробуйте сделать то же самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?
Дети выполняют упражнение.
Дети: В области головы (лица, носа).
Педагог: Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков – младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.
Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр.
Звучит фонограмма песни «Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова – младшего.
Педагог: Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.
Педагог: Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.
Педагог: Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро–бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепс, А. Маршал. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского.
Послушайте песню «Я спросил у ясеня» в исполнении Профессора Лебединского. Она при пении использует шумовой регистр – «штро–бас».
Звучит песня «Я спросил у ясеня», сл. В. Киршон, муз. М. Таривердиев, в исполнении Профессора Лебединского.
Педагог: Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или «флейтовый», который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.
Послушайте песню «Опера» в исполнении Витаса.
Звучит песня «Опера», авторы неизвестны, в исполнении Витаса.
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.
Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.
Педагог: Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.
Игра «Что изменилось».
Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.
Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.
Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.
Дети встают для распевки.
Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.
Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.
Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.
Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б–п». Повторили 5 раз.
Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т–д». Повторили 5 раз.
Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.
Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.
Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.
На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.
«Ми–и–я–а–а–ми» вверх и вниз по трем звукам.
«Да–а–а…да» по пяти звукам вверх и вниз.
С названием нот по пяти звукам поступенно. Вверх на легато, вниз на стаккато.
На звук «р» по развернутому трезвучию.
На звук «ммиии–я–аа–ми» по развернутому трезвучию.
Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Моя Россия». Эта песня вам уже знакома, мы над ней уже хорошо потрудились. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия песни не простая, скачкообразная, требует исполнения, как в грудном, так и в головном регистрах. Требуется развитый голосовой диапазон. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы – ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.
Сначала мы пропоем мелодию под аккомпанемент синтезатора, затем под минусовую фонограмму.
Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Моя Россия»
Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.
Дети садятся на стулья.
3. Заключительная часть
Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?
Дети: Лучи.
Педагог: Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.
Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.
Педагог: А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики.
Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу.
Педагог: Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое солнышко. Оно будет украшать наш класс и каждый раз напоминать о сегодняшнем прекрасном весеннем дне.
Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его Друзьям! Улыбнитесь – это Просто! Лучик Солнца – это ВАМ!!!
Педагог раздает каждому ребенку по лучику солнца.
Педагог: Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия (Приложение 1). Дома изучите их и запомните. Хорошо?
Дети: Хорошо.
Педагог: Спасибо вам за работу!
Педагог: До свидания!
Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети выходят из класса.
Приложение 1
Определение «Регистр певческого голоса»
(выбрать одно)
Регистр – это ряд звуков голоса, воспроизводимых одним и тем же способом и однородных по тембру.
Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.
Регистр певческого голоса – это последовательный ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания.
Регистр голоса – участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования (по словарю медицинских терминов).
Основные регистры:
грудной;
головной – «фальцет».
Неосновные регистры:
шумовой или «штро–бас»;
«свистковый» или «флейтовый».

Используемая литература
Белоброва У.Ю. Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки//mar.ucoz.ru/publ/obsuzhdenie_voprosa_diapazona_registrov_i_lokalizacii_tona_dlja_uchenikov_srednego_i_prodvinutogo_urovnja_podgotovki/.
Млечко Т.А. Методы вокального обучения в классе сольного пения //www.arts.adygnet.ru/bibl/izd%20arts/2/untitled–12.htm.
Регистры голоса http://www.guitarvocal.ru/vocal8.html.