Статья «Использование фонопедического метода голосообразования В.В. Емельянова на занятиях детского вокального объединения»



Пение – это важнейшее проявление человеческой натуры, которое представляет собой выражение чувств, эмоций, работы воображения и мыслей. Песня, звук голос имеют большое значение и для приобретения здоровья, так как во время занятий пением развивается мышечный корсет, стимулируется работа дыхательной системы, сердца, пищеварения, что положительно влияет и на психическое здоровье ребёнка.
Одним из могучих средств формирования личности, развития творческих способностей и музыкального вкуса детей, которое требует высокого художественного уровня исполнения, является хоровое пение и пение в ансамбле.
Вокальный ансамбль – это не только единый творческий коллектив с общими чувствами и звучанием, но и содружество индивидуальностей с различными музыкальными и вокальными данными. Специфика пения ансамблем как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.
Художественное исполнение зависит от воспитания способности живого восприятия окружающей действительности, осмысления художественных образов произведения для чего, в свою очередь, необходимы технические умения и знания. Они приобретаются постепенно и последовательно в процессе коллективного обучения, где на качество пения каждого обучающегося, на развитие его голоса обращается большое внимание.
Воспитание вокально-хоровых навыков в детском коллективе – процесс
сложный и трудоемкий. Мне, как педагогу постоянно приходится постоянно решать две взаимосвязанные задачи: создавать музыкальный коллектив со всеми присущими ему техническими качествами и учить каждого его участника владеть своим инструментом – певческим голосом. Здесь очень важно знать особенности развития певческого голоса ребенка, учитывая индивидуальность каждого. Чтобы не навредить, необходимо соблюдать условия для его нормального развития. Поэтому, одной из основных целей в моей деятельности является - охрана детского голоса.
В процессе создания своего коллектива – вокального объединения «Колокольчик» и реализации программы на занятиях вокалом мне приходилось сталкиваться с некоторыми проблемами в развитии и совершенствовании вокально-певческих навыков обучающихся. В коллектив, зачастую, приходили робкие, неуверенные в себе дети, с различными дефектами речи, с низким уровнем музыкальных способностей и вокальных навыков, которым необходимо было получить, прежде всего, освобождение от напряжений и зажимов голосового аппарата и повышение эмоционального настроения. Поэтому постоянно нахожусь в поиске тех инновационных технологий, которые помогают в работе с детским голосом.
Считаю, что успешному решению таких задач способствует целесообразный выбор методики. Существует много школ известных педагогов-вокалистов. Но я в своей практике за основу взяла и много лет использую фонетический метод В.В.Емельянова, который является наиболее распространённым и эффективным в вокальной педагогике. Он основан на перестройке отдельных звуков речи, гласных и согласных в певческие. Эта методика является подготовительной, вспомогательной и фонопедической по отношению к вокальной педагогике и адресована, прежде всего, тем, чьи голосовые данные не позволяют успешно обучаться традиционными методами.
Суть упражнений фонопедического метода на голосовых сигналах доречевой коммуникации (ГСДК) заключается в произвольной имитации разных сигналов, в их осознании и фиксации тех вокально-телесных ощущений, которыми они сопровождаются. Произвольное имитирование ГСДК способствует внутреннему раскрепощению эмоциональной сферы, мышечной свободе не только голосового аппарата, но и всей психики и тела ребенка.
Фонопедический метод В.В.Емельянова доступен для детей любого возраста. Многие упражнения первого уровня и развивающие голосовые игры имеют игровой характер и вызывают большой интерес у детей, поэтому применяю их в основном на занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Фонопедические упражнения второго уровня выполняют дети старшей группы.
Также использую на практике различные комплексы специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (И.Васильева, А.Н.Стрельникова), приемы профилактики заболеваний голосового аппарата и оздоровления организма обучающихся: гимнастики, точечные и иммунные массажи способствуют не только укреплению лицевой мускулатуры, мышц гортани и языка, быстрому подъему голосового тонуса, активизации дыхания, а также помогают решать следующие задачи: получение ощущения исполнительской свободы, психологического и творческого комфорта, повышение эмоционального настроения и проявление интереса к занятиям вокалом в целом.
Высоким показателем использования фонопедического метода в моей деятельности стало:
повышение уровня исполнительского мастерства обучающихся,
получение звания «Образцовый самодеятельный коллектив Алтая»
высокая результативность участия в фестивалях и конкурсах различного уровня: городских, краевых, региональных и международных (г.Москва, Сочи, Новосибирск, Барнаул, Белокуриха),
поступление всех наших выпускников в средние и высшие учебные заведения по вокалу (Бийский музыкальный колледж, Академия культуры г. Барнаул).
Исходя из результатов использования фонопедического метода В.В.Емельянова в моей практике, могу рекомендовать педагогам применение данного метода при обучении детей вокалу.
Обучая детей владеть своим природным музыкальным инструментом – певческим голосом, очень важно не навредить.
который является средством духовного и физического оздоровления человека.

Коллективное пение способствует формированию у детей умения общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие.. В условиях коллективного исполнения у обучающихся развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе занятий от вклада каждого зависит общий успех. Совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, вместе переживая красоту музыки, дети зачастую влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к занятиям.
Руководитель постоянно решает две взаимосвязанные задачи: создает музыкальный коллектив со всеми присущими ему техническими качествами и учит каждого его участника развитого, здорового ребенка. руководитель должен
а так же В связи с этим мною были подобраны, разработаны и систематизированы комплексы специальных артикуляционных и фонопедических упражнений, распевок и развивающих голосовых игр, которые помогают решать эти проблемы. Так же успешно применяются на практике различные приемы профилактики заболевания голосового аппарата и оздоровления организма обучающихся: гимнастики, точечные и иммунные массажи, упражнения и игровые физкультурные минутки.
Вокальное объединение «Колокольчик» имеет звание «Образцового самодеятельного коллектива Алтая». Один из ведущих творческих коллективов, вокальное объединение «Колокольчик» принимает активное участие в различных концертах и мероприятиях города: «День города», «День защиты детей», «День Победы», конференции и т.д.
Постоянно участвует в городских фестивалях: «Первый голос», «Свет рождественской звезды», «Сюрприз», «Весёлая карусель», является Дипломантом и Лауреатом краевых и региональных конкурсов: «Волшебная свирель», «Пою моё Отечество», «Хрустальные родники», «Поющий Кеша» (Барнаул), «Так зажигают звезды» (Новосибирск), а так представлял наш город на фестивалях международного уровня: «Звёзды нового века» (Москва), «Хрустальная магнолия» (Сочи).
Одним из результатов моей работы по данной методике явилась создание большого, стабильного и дружного коллектива, который в 2010 году получил звание «Детского образцового самодеятельного коллектива Алтая»
Отслеживание результатов обучения по программе осуществляется через разработанную мной диагностику музыкальных и вокальных способностей, которая проводится в начале, середине и конце года.
Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики в детском вокальном объединении «Колокольчик» за период с 2006 по 2008 учебные годы показывает увеличение количества обучающихся с высоким и средним уровнем. Так, в 2006-2007 учебном году детей с высоким уровнем было 22%, а в конце 2007-2008 учебного года увеличилось на 22%, количество детей со средним уровнем уменьшилось за счет увеличения детей с высоким уровнем знаний, умений и навыков.

Один из ведущих творческих коллективов, вокальное объединение «Колокольчик» принимает активное участие в различных концертах и мероприятиях города: «День города», «День защиты детей», «День Победы», конференции и т.д.
Постоянно участвует в городских фестивалях: «Первый голос», «Свет рождественской звезды», «Сюрприз», «Весёлая карусель», является Дипломантом и Лауреатом краевых и региональных конкурсов: «Волшебная свирель», «Пою моё Отечество», «Хрустальные родники», «Поющий Кеша» (Барнаул), «Так зажигают звезды» (Новосибирск), а так представлял наш город на фестивалях международного уровня: «Звёзды нового века» (Москва), «Хрустальная магнолия» (Сочи), «Морской бриз» (Сочи-Лазаревское), «Роза ветров»(Бийск-Москва-транзит).
Совместные занятия детей с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль, как в воспитательной работе, так и в музыкальном, эстетическом развитии детей и их общей культуры
В цели и задачи музыкального образования в целом входит несколько разделов, это:
-формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса;
-приобретение детьми системы знаний, умений и способов музыкальной деятельности;
- совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание интереса и любви к художественной музыке;
-приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению и т.д.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастику можно делать стоя или сидя, но обязательно сохраняя осанку (развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот). Вдох неглубокий.
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - 'Вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
2. Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ей поочередно указательным пальцем. Повторить 8-10 раз.
3.Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. Повторить 8-10 раз.
4. На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Повторить 8-10 раз.
5. Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
6. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «МММММММММ», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
7. Закрыть нос пальцами и сосчитать до десяти, то же повторить с открытым носом.
8. Бег на месте; закрыв правую половину носа, дышать через левую ноздрю. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.
9. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «ГМММММ», то же - закрыв левую ноздрю.
10. Открывать и закрывать рот. При открывании рта выдох через нос, при закрывании - вдох. Повторить 8-10 раз.
11.Массаж нижней челюсти: обеими руками массировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.
12.Массаж верхней и нижней губ: средним или указательным пальцем поглаживать губы от центра к углам. Повторить 5-6 раз.
13.Массаж горла: поочередно гладить горло левой, то правой рукой, повторить 5-6 раз.
Открыть рот, рассмотреть перед зеркалом мягкое небо, поднять его и попытаться удержать в поднятом состоянии одну- две секунды.
15.Повороты головы с открытым ртом. Направо выдох, возвращаясь в исходное положение - вдох, то же - налево. Повторить 10 раз. То же самое - вдох и выдох через нос.
16.Энергично произносить «п-б,п-б,п-б», произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
17.Энергично произносить «Т-Д,Т-Д,Т-Д», произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
18.Высунув язык, энергично произносить «п-б» (несколько раз), произношение этих звуков в таком положении укрепляет мышцы глотки.
19.Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанноглоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
1.Покусать кончик языка.
2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4.Сделать языком круговое движение между губами и зубами, как бы очищая зубы.
5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Попытайтесь произвольно издавать
более высокие и более низкие звуки-щелчки.
7.Покусать верхнюю губу, нижнюю губу по всей длине.
8.Втянуть щеки и закусить коренными зубами их внутреннюю поверхность.
9.Вывернуть наружу нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
10.Вывернуть наружу верхнюю губу, обнажив зубы, придав лицу выражение
улыбки.
Чередовать предыдущие два движения в ускоряющемся темпе.
12.Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
13 . Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев так же. 14.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и приподнять пальцы мышцами лица. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
15.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движения мышц.
16.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
17.Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.
18.Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки под прямым углом к предплечью и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок вперед и открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (<<Подбородок вперед, нос вверх»).
Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (поочереди и одновременно).
20.Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания. 21.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать четыре движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
Сделать несколько брюшно-носовых выдыханий: а) стоя, быстро втянуть мышцы внутрь и одновременно сделать резкий выдох через нос, вдох носом при обычном движении брюшного пресса;
б) то же самое - сидя;
в) то же самое - руки над головой; г) то же самое во время ходьбы.
«Оживлялки» (И.Васильева «Целитель набирает силу»)
Ладони сложены перед грудью пальцами вверх. Не дышать. Сдавить до дрожи. Втянуть живот. Потянуться головой вверх, 15 секунд, 3 раза ..
Пальцы переплетены. Обхватить затылок. Локти вперед. Наклоны головы руками - вперед, в стороны. Сильно не сопротивляться. Цель - растяжка шеи, 15 сек
Растирать мочки, затем - все уши ладонями вверх - вниз, одновременно «цокая» языком, 15-20 сек
Большими пальцами рук растирать (поглаживать ) углубления под челюстями (железы).
-Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Просунуть между ними уши, растирать вверх-вниз перед - и за ушами. Улучшает зрение и слух. - «Кулачки». Косточками больших пальцев быстро растирать крылья носа.
Дыхание через нос.
- Плоскостью трех пальцев одновременно массировать место «третьего глаза», пока не почувствуется под рукой углубление!
«Ворона». Беззвучно, 6 раз высоко поднять мягкое небо и маленький язычок (<<ка-аа-аа-аааррр» ).
«Колечко». Скользить большим языком к маленькому язычку по верхнему небу. Быстро, беззвучно, 10-15 секунд.
«Лев». Дотянуться до подбородка 6 раз.
«Хохот». Растянуть губы: 2сы-ы-ыр»! С этой гримасой надавить на кончик носа указательным пальцем и произносить: «гы-ы, гы-ы» (животом), «ха-ха-хю>, «хн-хн-хн» (животом). Ускоряя!
Быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы рук, одновременно моргая.
Затем крепко зажмуриться, сжать кулаки и сказать: «Я все могу! Я ничего не боюсь!» и т. д. Можно всем вслух или «про себя».
10. Опрокинуть голову (кожа на шее натянется). Дышать тихо-тихо, предельно тихо! Одна минута. Чуть-чуть понапрягать плечи, руки. Потянуться, «ГОТОВО! »
Эти «Оживлялки» чрезвычайно эффективны в качестве «производственной» гимнастики в начале 1-го или 2-го часа занятий хора, особенно с малышами!
Интонационно-фонетические упражнения.
Развивающие голосовые игры.
1 уровень.
v v v v
[А] Ш [А] Ш [А] Ш [А] Ш и так далее в последовательности: Ш, С,
Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж. Упражнение произносится с активным движением первого и третьего пальцев обеих рук: соударение пальцев с исходного положения растопыренных пальцев, ладони на уровне лица.
Перед согласными В, З, Ж, которые могут быть протяжными,, выполняется упражнение на освоение инспираторной фонации: звук на вдохе.
А а А звук на вдохе - фальцетный.
+-
Игра: Вини Пух и пятачок в гостях у Кролика: Вини Пух - большой (звук выдохе низким голосом). Пятачок - маленький и в гостях не ел, потому, что Вини Пух завязал ему рот салфеткой: звук на вдохе и выдохе -
режимом (тоненьким голосом).
Звучание согласных В, З, ж прекращать бесшумным вдохом.
2. «Страшная сказка» - это название указывает на эмоционально-образную характеристику упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в грудном режиме ( «толстый» ГОЛОС). Челюсти во время этого
разомкнуты максимально. Пальцы рук протыкают щеки, контролируя ненапряженную губную комиссуру.
Абстрактный вариант:
У
У-О У-О-А
. У-О-А-Э У-О-А-Э-
Ы
Ы-Э Ы-Э-А Ы-Э-А-О Ы-Э-А-О-У

конкретный вариант:
СЛУШАЙ ....
СЛУШАЙ ШОРОХ ...
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ...
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА ... СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩА ЛЕСА ДЫШИТ ... ГУЛКО ГОНИТ ГАЛОК ВЕТЕР ВЫШЕ ... ДЫШИТ ...
ДЫШИТ ЛЕСА ...
ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ ...
ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩА: ШОРОХ ...
ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩА: ШОРОХ СЛУШАЙ ... ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО ...
«Вопросы-ответы». На этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани - толстого голоса и тонкого голоса. Соответственно - грудного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот максимально открыт, пальцы контролируют мягкость щек, протыкая их.
Абстрактный вариант:
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПР
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ
Вибрант гортани (штро-бас-регистр)
Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности (только штро-бас!).
XJO( КРОКОДИJШЙ ГОЛОСОК - ХХХ ОН НЕ НИЗОК, НЕ ВЫСОК ...
ХХХ РОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ ... ХХХ
ПАСТЬ РАЗИНЕТ
УШИРЕЖЕТ ... ХХХ
5. «Бронтозаврик»: в этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «фальцетный режим, грудной режим, штро-бас» с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объемнопространственных представлений с высотой и силой тона.
Абстрактный вариант:
У!У!
~
У

У!
~
УО

У!
~
УОА

У!
~
УОАЭ

У!
~
УОАЭЫХХХ
Ы!Ы!
~
Ы



Ы!
~
ЫЭА

Ы!
~

ЫЭАО

Ы!
~
ЫЭАОУХJ(Х Конкретный вариант:
кто
\ ТАМ БРОДИТ ПО БОЛОТУ? "


СТУПЬ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ
го
\
ЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ
хвост
\
ЗА ним ЕЩЕ ДЛИННEЕ ХХХ
6.

«Канючим» .
Абстрактный вариант: У!
ххх А хххАО хххАОУ ххх/
ххх А хххАО хххАОУ ххх/ Ы!

Конкретный вариант:
В стихотворении возникновение фиксированной звуковысотности и грудного режима на двух последних слогах строчек
Ходит, ходит попроШАЙКА,
Просит, просит попроШАЙКА .
Дайте, дайте попроШАЙКЕ,
Все, что просит попроШАЙКА!
7. «Бегемот».
На этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого неба. Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп).
Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.
СЛАДКО СПИТ В СВОЕЙ ПОСТЕЛИ БЕГЕМОТ -[ хр] - [хр]
ВИДИТ ОН ВО СНЕ МОРКОВКУ И КОМПОТ -[ хр] - [хр]
СПИТ ОН ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ - [хр] - [хр]
ИВО СНЕ ОН ГРОМКИМ ГОЛОСОМ ПОЕТ - [хр] - [хр]
(у) у реки на зеленом лугу (у)
я буренку-коровку пасу
(у) -му-му, (у) - му-му, (у) - му-му,
Я коровку свою стерегу.
10. «Заднеязычный соновой сонант».
На этом упражнении происходит подготовка детей к осознанию головных вибрационных ощущений, назализованного звука (для устранения излишней назализации, если она есть, как дефект). Этот звук произносится С положением языка, перекрывающим ход звука в рот, и направляющим его в носовую полость рта при широко открытом рте.
Использовать и грудной, и фальцетный режим.
Конкретный вариант:
Слоник по двору ходил - [h]
Слоник хоботом водил - [Ь]
Мы за слоником пойдем - [ь]
Голос в хоботе найдем - [Ь]
Звук [ ] повторять по четыре раза поле каждой строки.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
1. Греть руки дыханием. 2. Перевести беззвучный выдох в шипение горлом - «Ь»
v v v v 3. [А] h [А] h [А] h [А] h v v v v 4. [А] h [А] А [А] h [А] А и т. д. 5. «Волна».
ХХХ А ХХХА ХХХ А ХХХ
6. «От шепота до крика»: произносить на одном дыхании. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять! ! !
7. «Крик».

v

v

v
Раз .... - десять! [А] А! [А] А!! [А] А!!!
8. «Крик - вой».
8. «Губной Вибрант»
(Р) - на машине едем к маме - (Р)
(Р) - мы не ели, мы не спали - (Р)
(Р) - целый день мы за рулем - (Р)
(Р) - все нам было нипочем - (Р)
(Р) - ты, моя машина, не рычи - (Р)
(Р) - ты, моя машина, не урчи - (Р)
(Р) - ты, моя машина, не фырчи - (Р)
(Р) - ты, моя машина, не ворчи - (Р)
«Выдувание».
На этом упражнении дети учатся получать звук голоса в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха (дуем на свечку).
(У) - завывает ветер - (У)
(У) - песнь поет свою - (У)
(У) - (<вы не бойтесь, дети, - (У) (У) - песенку мою!» - (У)

(У) - вейся, вейся, ветерок - (У)
(У) - вейся, вейся, озорной - (У)
(У) - ты нам расскажи стишок - (У)
(У) - песню нежную пропой - (У)
10. «Сонорны е согласные»
(матрица вариантов псевдослов)
ХХХУ-МУ-МУ

у-му-му

о о

а а э э ы ы
(У)-МУ-МУ
(Р)У-МУ-МУ
Конкретный вариант:

л л у-ло-ло
н н у-на-на
р р

у-рэ-рэ
ХХХУ -МУ -МУ - МЫЧИТ КОРОВА.
(У)-МУ -МУ - ЗОВЕТ КОГО-ТО.
(Р)У-МУ-МУ - БЕЖИМ МЫ К НЕЙ.
ХХХУ-МУ-МУ - ТЕЛЕНОК С НЕЙ.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
ПЕНИЕ И ХЛОПКИ.
Неожиданный музыкально-ритмический эффект может создать следующий приём исполнения песни: часть класса поёт её мелодию, а другая, отстав на Один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создаётся своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот приём, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания·и увлекает обучающихся.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ.
Приём заключается в перемежающемся пении: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показать вступление учащимся можно самыми различными способами: дирижёрский жест, внезапное прекращение пения, громкий аккорд фортепиано, хлопок ... Замечено, что в процессе разучивания этот 'приём активизирует внимание учащихся, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.
эхо.
Учитель поет под собственный аккомпанемент, импровизируя, два такта любой мелодической попевки различного настроения, лада и метроритма, и, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая возможность учащимся повторить то, что было им пропето. Затем импровизирует очередные два такта, которые следом за ним повторяют учащиеся, и т.д. вплоть до протяжного заключительного звука, обозначающего окончание этой эхоимпровизации. Аналогично проходит игра в ритмическое эхо без музыкального сопровождения.
УЗНАТЬ ПЕСНЮ по РИТМУ.
Учитель или ученик отхлопывает ритм одной из знакомых песен. По ритму учащиеся пытаются определить, какая это песня.
РИТМИЧЕСКИЙ АККОМПАНЕНТ.
Обучающиеся делятся на две группы. Одна исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определённую ритмическую фигуру. Такой
«аккомпанемент» улучшает выполнение ритмического рисунка песни, а общее её исполнение обогащается новой «краской».
УШИ-НАЗАД!
Игровой приём, значительно улучшающий певческое интонирование. В процессе пения учащиеся по команде руководителя: «Уши - назад!» прикладывают к ушам спереди ладоши, в результате чего они начинают лучше слышать пение товарищей, сидящих сзади. Общее звучание и интонация хора при этом значительно улучшаются!
ПЕНИЕ С МЕХАНИЧЕСКИМ АККОМПАНЕМЕНТОМ.
На магнитофон записывается аккомпанемент песни вместе с хоровой партией подголоска (<< -1»). Учащиеся под этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя уровень своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подготовительный период перехода от унисона к многоголосному пению.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМАНДА.
Дети делятся по голосам или рядам на команды. Педагог или ученик пропевает часть песни или попевки, бросая какой-либо команде мяч. Ловящий мяч или команда должны повторить её. Выигрывает команда, которая большее число раз правильно и чисто повторила заданную мелодию.

ЖИВЫЕ КЛАВИШИ.

Учитель каждому ученику дает свой звук, который он пропевает и запоминает. Затем педагог проигрывает их в разном порядке, а дети должны узнать каждый свой звук.
ПАЛЕЦУРТА.
Дети по команде педагога начинают петь знакомую песню «про себя» с пальцем у рта. Как только педагог отводит палец в сторону, дети поют вслух и т.д. - хорошая тренировка ,внутреннего слуха и памяти.
ПЕНИЕ ПО ЦЕПОЧКЕ.
Дети поочередно исполняют знакомую песню или попевку, разбив её по фразам.
Ведущей деятельностью на занятиях, особенно с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, является игра. Игровые ситуации, игры с пением, музыкально-ритмические игры помогают ребёнку легче адаптироваться в коллективе, развивают фантазию, воображение, а также способствуют тому, чтобы занятия приносили ощущения радости и уверенности в себе.