Рабочая программа элективного курса по математике для 6 класса Развитие логических универсальных учебных действий


Рабочая программа элективного курса
«Развитие логических универсальных учебных действий»
для обучающихся 6 класса
Составила учитель математики МОБУ СОШ № 4 р. п. Лесогорск
Внедрение образовательных стандартов второго поколения ставит перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и как следствие обеспечивают такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Разрешение поставленной задачи осуществляется через формирование и развитие универсальных учебных действий.
Существующая программа развития УУД, разработанная группой авторов под руководством А. Г. Асмолова, рассматривает развитие УУД. Однако программа носит вид общих рекомендаций по развитию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов. Использование данной программы в процессе обучения затруднено в силу рекомендательного характера. Не понятно, в каком классе, на каком предмете, какие УУД посредством чего следует развивать.
Поиск средств эффективного развития УУД является на данный момент особенно актуальным. Анализ исследований, посвященных данной проблеме, выявил в качестве основных средств развития УУД, такие как учебный проект и задача.
В данных исследованиях авторы придерживаются косвенного пути управления деятельностью. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью реализации существующей программы развития УУД, и отсутствием в ней рекомендаций конкретного характера, а именно в каком возрасте какие именно УУД нужно развивать, и на базе какого содержания.
В основе логических УУД лежат логические операции. А именно предмет математика в большей степени строится по законам формальной логики. Поэтому основа формирования логических УУД должна закладываться в процессе изучения математики
Анализ психологических особенностей школьников 5-6 классов показал, что в этом возрасте целесообразно начинать развивать такие логические УУД как: анализ, сравнение, классификация, выведение следствий, подведение под понятие. Причем именно в той же последовательности, что указана выше. Оперирование в данном возрасте происходит только с конкретными объектами, а не высказываниями. При ведущем наглядно – образном мышлении в данном возрасте, в качестве конкретных объектов могут выступать геометрические фигуры.
Находясь в рамках системно-деятельностного подхода, целесообразно использовать прямой путь управления деятельностью.
Цели и задачи курса:
развитие логических УУД у обучающихся 6 класса прямым путем управления;
развитие познавательных, творческих способностей обучающихся;
выработка умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
формирование у обучающихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск;
развивать мотивацию к собственной учебной деятельности;
расширить сферу математических знаний обучающихся;
научить обучающихся применять общенаучные методы поиска решения задач;
создать условия для их творческих способностей, формирование потребности к саморазвитию;
приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности;
развитие математического мышления, творческой активности учащихся, то есть развитие таких качеств мышления как гибкость, самостоятельность, критичность, рациональность.
Специфика курса
Программа элективного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности, нестандартным задачам, которые могут быть включены в домашние самостоятельные работы, могут использоваться как дополнительные задания для проведения контрольных работ.
Рабочая программа данного курса разработана для 6 класса и рассчитана на 34 ч (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачув других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение
в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
В ходе проведения курса по выбору запланирована организация контроля в следующих формах:
текущий устный опрос, проверочные работы;
итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Зачет выставляется при выполнении всех контрольных мероприятий.
Возможные критерии оценок
Критерии при выставлении оценок могут быть следующие:
Оценка «отлично» – ученик демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; он освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями обучающийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Как правило, для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру.
Оценка «хорошо» – ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определённые положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» – ученик освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Тематический план
№ Раздел, тема Количество часов
1 Геометрические фигуры 3
2 Свойства и признаки фигур. Существенные признаки. 3
3 Вычленение фигур 2
4 Анализ 3
5 Синтез 3
6 Сравнение 3
7 Сериация 3
8 Классификация 4
9 Выведение следствий 3
10 Подведение под понятие 3
11 Повторение 3
12 Зачет 1
Итого 34
Содержание программы.
Геометрические фигуры (3 часа)
Отрезок. Прямая. Луч. Угол. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Площадь. Свойства площади. Периметр. Введение понятий «биссектриса угла», «вертикальные углы», «смежные углы», «ломанная» и т.д.
Свойства и признаки фигур. Существенные признаки. (3 часа)
Свойства фикуры, признаки фигуры. Существенные признаки и несущественные. Связь между существенными признаками. На данном уроке рассмотреть метод сопоставления Талызиной.
Вычленение фигур. (2 часа)
Развитие умения вычленять фигуру из состава чертежа. Создание алгоритма для вычленения различных фигур.
Анализ. (3 часа)
Развитие логического УУД анализ. Введение ориентировочной основы данного действия.
Синтез. (3 часа)
Развитие логического УУД синтез. Введение ориентировочной основы данного действия.
Сравнение. (3 часа)
Развитие логического УУД сравнение. Введение ориентировочной основы данного действия.
Сериация. (3 часа)
Развитие логического УУД сериация. Введение ориентировочной основы данного действия.
Классификация. (4 часа)
Развитие логического УУД классификация. Введение ориентировочной основы данного действия.
Выведение следствий. (3 часа)
Развитие логического УУД выведение следствий. Введение ориентировочной основы данного действия.
Подведение под понятие. (3 часа)
Развитие логического УУД подведение под понятие. Введение ориентировочной основы данного действия.
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса обучающиеся должны:
Знать:
- основные понятия логики (анализ, синтез, сравнение, классификация, выведение следствий, подведение под понятие);
- свойства и признаки фигур;
- определение основных геометрических фигур и их свойства.
Уметь:
- строить основные геометрические фигуры;
- различать существенные и несущественные признаки;
- вычленять фигуру из состава чертежа;
- применять основные понятия логики при решении задач.

Список учебно-методической литературы
Авторская учебная комбинаторная программа курса по выбору по математике «Развитие логических универсальных учебных действий» для 5-6 классов Бычковой О. И. и Агарковой Л. А. Зарегистрирована в МКОУ ДПО ЦИМПО г. Иркутска регистрационный номер 3309, май 2014 г., программа утверждена на зеседании ГКМС, протокол №4 от 29.05.2014 г.
Бычкова О. И., Агаркова Л. А. Развитие логических универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов. Методические рекомендации.
Дорофеев Г. В. Математика 6 класс М.: «Баласс», «С-инфо», 2002 год
Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Н. Я. Виленкин. М.: Дрофа, 2014 г.
Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Г. В. Дорофеев. М.: Просвещение, 1998г.
Пойа Д. И. «Как решать задачу» Львов. Журнал «Квантор», 1991 г.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru/Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/Для учителей: http://it-n.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.org/, http://www.intergu.ru/ , http://www.moi-universitet.ru/ и др.
Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ruИнформационно-поисковая система «Задачи». – Режим доступа: http://zadachi.mccme.ru/easyКонкурсные задачи по математике : справочник и методы решения. – Режим доступа: http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htmМатериалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. – Режим доступа: http://www.mccme.ru/free-booksОлимпиадные задачи по математике: база данных. – Режим доступа: http://zaba.ruВиртуальная школа юного математика. – Режим доступа: http://math.ournet.md/indexr.htmБиблиотека электронных учебных пособий по математике. – Режим доступа: http://mschool.kubsu.ru