Программа элективного курса по русскому языку Решение исследовательских задач


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 4

Программа элективного курса по русскому языку
«Решение исследовательских задач»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Тренинг по преодолению трудностей при решении исследовательских задач» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Работы построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности школьников, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для формирования у школьников интереса как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.
Исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты:
- практически значимые цели и задачи работ;
-структура проектной и исследовательской деятельности (анализ актуальности, целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, прогнозирование результатов);
- оформление результатов работы;
- представление результатов в соответствующем использованию виде.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере.
Цель образовательной программы – формирование и совершенствование познавательных универсальных учебных действий.

Задачи образовательной программы:
Изучить различные виды исследовательской и проектной деятельности;
Научиться проводить элементарные учебные исследования предметного и надпредметного характера;
Реализовать индивидуальные и групповые проектные работы.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является ее надпредметный характер, отраженный в тематике исследовательских и проектных работ. Исследовательские и проектные работы носят интегрированный характер: в основе - наука о языке и ее различные аспекты, объединяющие лингвистику с литературой, географией, историей, социологией.
«Тренинг по преодолению трудностей при решении исследовательских задач» ориентирован на подростковый возраст школьников (12-15 лет) и реализуется в 7 классе в объеме 34 учебных часа в год.
Ожидаемые результаты
Школьники должны уметь:
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- структурировать тексты, давать определение понятиям;
-планировать исследовательскую работу;
- наблюдать, классифицировать, делать выводы и умозаключения;
- представлять результаты исследования или продукта проектных работ.
Формы работы: индивидуальное исследование (проект), групповое исследование (проект), круглый стол, презентация. Подведение итогов: учебно-исследовательская конференция.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/П Наименование разделов и тем Всего часов Теория Практика
1. Исследовательские действия3 2 1
2. Стратегия поиска решения исследовательских задач 3 2 1
3. Эмпирическое исследование 6 1 5
4. Теоретическое исследование 6 2 4
5. Проектные действия 3 2 1
6. Стратегия поиска решения проектных задач 3 2 1
7. Учебный проект: практическая реализация 6 1 5
8. Представление результатов исследования или продукта проектных работ 4 4
Итого: 34 12 22
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
В.И.Даль. Хождение за словом.
Словари – сокровищницы языка.
Есть ли нулевые приставки?
Склонения в древнерусском языке.
Сколько языков в мире?
Откуда берутся наречия?
Необычные истории обычных слов.
Люди и рукописи.
Как учили грамоте на Руси.
Роль причастий в произведениях художественной литературы.
Графика и орфография. Реформы и реформаторы.
Что такое хорошая речь?
Любимые передачи.
Дорога в школу.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№П/П Наименование разделов и тем Основные виды деятельности
Контроль
1. Раздел 1. Исследовательские действия: общая характеристика Лекция 2. Компоненты исследовательских действий Составление схемы 3. Креативная постановка вопросов Круглый стол Письменный опрос
4. Раздел 2. Стратегия поиска решения исследовательских задач Аналитическая беседа 5. Формулировка гипотезы исследования Подготовка материалов для лингвистического исследования 6. Структура учебного исследования Составление плана исследования Устный опрос
7. Раздел 4. Эмпирическое исследование: основные принципы Конспектирование лекции 8. Постановка проблемы исследования Формулирование проблем (конспект) 9. Аргументирование актуальности проблемы Составление текста-доказательства 10. Выдвижение гипотезы Формулирование гипотез 11. Структурирование текста исследования Составление плана 12. Определение понятий, работа с метафорами Работа со словарями Тезаурус
13. Раздел 5. Теоретическое исследование: основные принципы Конспектирование лекции 14. Поиск необходимой информации Работа со справочной литературой и Интернет-ресурсами 15. Способы обработки полученной информации Составление текста теоретической части исследования 16. Классификация полученных данных Заполнение таблицы 17. Структурирование и оформление текста исследования Составление плана 18. Формулирование нового знания Рефлексия Отзыв
19. Раздел 6. Проектные действия: что такое проект Составление опорного конспекта 20. Наблюдение и эксперимент Практикум 21. Выводы и умозаключения Формулирование выводов 22. Стратегия поиска решения проектных задач Аналитическая беседа 23. Выбор темы проекта Работа в творческих группах 24. Планирование проектных работ Круглый стол Письменный опрос
25. Раздел 7. Учебный проект: практическая реализация Работа в группах 26. Выдвижение идеи проекта Работа в группах 27. Выбор стратегии реализации проекта Работа в группах 28. Выбор необходимого инструментария Работа в группах 29. Эмпирические и теоретические исследования в рамках проекта Работа в группах 30. Обобщение результатов исследования или проекта Оформление презентации Устный опрос
31. Раздел 8. Представление результатов эмпирического исследования Творческий отчет 32. Представление результатов теоретического исследования Презентация исследований 33. Представление продукта проектных работ Презентация проектов 34. Подведение итогов работы Составление рейтинга представленных работ Рефлексия




ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Задание: «Отсутствующая буква»
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11-15 лет.
Учебные дисциплины: русский язык.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способа поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.
Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задачи.
Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потеет, коидо, инг, штоа, пата, кышка.
Задание: «Робинзон и Айртон»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11-15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументировано ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Материал: текст на карточке.
Текст. Один из персонажей романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершенные злодеяния.
«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было все необходимое, даже книги».
Однако когда герои другого романа Ж.Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что Айртон сможет, «работая, переродиться»?
Есть другой герой – Робинзон Крузо, которым все восхищаются. Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и человеческое достоинство?


ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
Граник Г.Г. Дорога к книге. – М., 1996.
Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста / Л.П.Доблаев. – Саратов, 1987.
Зимняя И.А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А.Зимняя, Т.С.Путиловская. – М., 2008.
Компетенции в образовании: опыт проектирования / Под ред. А.В.Хуторского. – М., 2007.
Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе \ Школьный психолог. – 2004. - № 46.
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М., 2000.