Путешествие по материкам и океанам

КЛАСС «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ И СТРАНАМ»
Оганесян Н.Ю.
Я хочу представить некоторые фрагменты из опыта работы по применению современных образовательных, в том числе информационно -каммуникационных технологий.
По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования"
На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией.
Кейс-метод;
Проблемный метод/проблемное обучение;
РКМЧП;
Метод проектов;
Обучение в малых группах (обучение в сотрудничестве – cooperative leasning);
"Портфолио"
Я коротко ознакомлю Вас с примерами их применения на уроке и проведу мастер класс по методу проектов.
Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод. ( Ситуация «Олимпиада в Сочи»)
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США [Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит]. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Технология РКМЧП надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысленные и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия «осмысление» содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучающегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия «рефлексия» размышления. На этом этапе обучающийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
При проведении занятия будут использованы педагогические технологии:
развивающая
игровая
информационно – коммуникативная
И методы:
Проблемный
Проектный
Диалогический
Необходимо отметить, что на разных этапах обучения я применяю разные технологии и методы, постоянно усложняя и дополняя их.
Например «Игровая технология» в 6-7 классах – это познавательные игры – путешествия, соревнования, викторины. В 8-9 классах, игры уже интеллектуальные, более сложные. В 10- 11 классах – это уже ролевые игры, где ребята выступают в роли экспертов, аналитиков, экологов, представителей зарубежных фирм и т.д.; пресс – конференции, где учащиеся отвечают на вопросы «журналистов» по интересующей проблеме.
Проектный метод также применяю на всех этапах обучения, но в 6-7 классе - это мини - проекты, дневники путешествий, лоции океанов. В 8-9 классе они носят научно-исследовательский характер и могут быть использованы на уроках в качестве учебного материала.
В 10-11 классах в проблемное обучение добавляю метод «Кейс»
На всех этапах обучения, а в старших классах особенно применяю метод развития критического мышления.
Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс, с применением названных технологий для учащихся 7 класса
СЛАЙД 1 –ЗВУКИ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА И ФОТО
В АПРЕЛЕ 2010 ГОДА весь мир потрясло известие, которое временно поставило на второй план даже новости о мировом экономическом кризисе. Весь мир слушал сводки из далекой страны:
-Извержение вулкана может парализовать авиасообщение на недели
-Вулкан покрыл земли исландских фермеров пятисантиметровым слоем пепла
-Облако вулканического пепла накрыло Испанию, закрыты 19 аэропортов
-Кислотные и щелочные дожди могут пройти в Москве из-за вулкана
вулкан остановил экспорт цветов из сектора Газа
-«Облако вулканического пепла присутствует над европейской территорией России и над Якутией»
Вы уже догадались, о чем идет речь? Конечно это извержение вулкана «Эйяфьяатлайокудль»
СЛАЙД 2 (СТРАНА ИСЛАНДИЯ)
Откуда мы знаем все эти данные, конечно из уроков географии, но география изучает не только стихийные бедствия, но и красоту и неповторимость природы Земли. По мнению ученных, пепел вулкана может совершить кругосветное путешествие, перемещаясь в восточном направлении. Я вам предлагаю совершить вместе с ним увлекательное путешествие по материкам и странам, где мы познакомимся с природными уникумами, которые являются визитной карточкой каждого из них.
Слайд 3
Вместе с тем я предлагаю вам составить отчет о путешествии, т.е. на контуры материков и океанов, которые мы посетим, вам необходимо наносить те объекты природы, которые мы изучим
Слайд 4 Музыка
Открывая 1 страницу нашего путешествия, мы с вами оказались на материке, где «С юга - вечные Балканы
разогреты, как вулканы.
S-образные Карпаты,
словно карпы, все горбаты
Какой это материк – правильно Евразия.
Назовите мне пожалуйста рекорды Евразии Здесь самое большое – озеро -ответ Байкал)
-самые высокие горы (Гималаи Эверест 8848)
-самая большая страна мира _ Россия
Размеры страны ощутимы при решении следующей задачи:
СЛАЙД 5 Я предлагаю вам посетить еще одну удивительную страну Евразии
Слайд 6 Италия
Следующая наш остановка на краю который СЛАЙД 7
«Этот край – самый любопытный на всем земном шаре!
Его возникновение, растения, животные, климат
– все это удивляло, удивляет и еще удивит
Самая причудливая, самая нелогичная страна
из всех когда-либо существовавших!..»
О какой стране и материке идет речь? Правильно Австралия
Визитной карточкой Австралии является ее органический мир:
-это и самая большая нелетающая птица - какая -страус Эму (Слайд 8.)
- и огромный рыжий кто? – кенгуру (Слайд 9)
- и единственные в мире яйцекладущие млекопитающие кто? – утконос и ехидна (Слайд10)
Говорить об уникумах природе Австралии можно бесконечно, но нам пора в путь
Слайд 11 Страница 3. Африка
Следующую остановку, несмотря на опасность пиратского захвата, мы совершим на самом жарком материке – как ой это материк правильно – Африка.
Я предлагаю вам назвать природные объекты являющиеся визиткой этого материка. Называют:- самая большая пустыня в мире – Сахара (Слайд 11)
-самая длинная река в мире - Нил (Слайд 11)
Я хочу дополнить ваши примеры т.к. здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +580 в районе Триполи.
Оставим опасный берег жаркой Африки и отправимся к другому рекордсмену температур, только теперь со знаком минус, вы догадались о каком материке идет речь – конечно, это Антарктида (Слайд 12), именно здесь зарегистрирован абсолютный рекорд отрицательных температур – 89,20. Кроме этого в Антарктиде самые большие скопления удивительно неуклюжих на суше и грациозных в воде птиц, каких ?– правильно пингвинов. Слайд 12.
Еще одна особенность материка Антарктида заключается в том, что на ней нет ни одного государства, а исследованиями могут заниматься все страны мира.
Чтобы не замерзнуть отправимся на удивительнейший материк, который славен своим ВЛАЖНЫМ экваториальным лесом (Сельвой) Именно здесь располагаются «легкие планеты». Узнали? – конечно, это Южная Америка. (Слайд 13)
Каких вы знаете рекордсменов материка?
- самая маленькая птица на Земле – Колибри
- самая большая летающая птица на Земле – Кондор, который находится на грани исчезновения. Слайд 14. Гавайи
Тем не менее, наше путешествие продолжается и вот плывет, плывет наш кораблик и куда он приплыл?
А на каком материке расположены США
- совершенно верно Северная Америка. Слайд 15 Визитной карточкой материка является гигантское дерево «Секвойя», достигающая 110 метров, Большой каньон Колорадо и конечно Долина гейзеров
Завершив наше путешествие, мы получили мини - проект нашей планеты.
Показываю проект
Видите, как удивительна природа нашей планеты Земля.
Но, к сожалению, человек задумывается о том, что она может быть уничтожена, только тогда, когда происходит какое-то стихийное бедствие, как например ураган, землетрясение или извержение вулкана. Но человек наносит природе непоправимый урон ежеминутно.
Поэтому я хочу обратиться к вам словами Исаака Ильича Ландо
Будь милосерден, человек!
У всех людей - одна планета:
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Чтобы мы не разрушили свой дом, мы должны беречь и охранять природу.
А вам я хочу предложить вам выполнить небольшую творческую работу «Моя Земля», у каждого из вас на столе лежат различные объекты природы, с которыми вы знакомы, я прошу вас с их помощью выразить изобразить желаемый облик Земли. Звучит музыка и видеоролик
Результатом применяемых технологий являются высокое качество знаний учащихся, результаты, ЕГЭ, выше среднекраевого и самый высокий в районе и конечно победы учащихся на региональном и краевом этапах олимпиад по географии, экономике, краеведению и конкурсах научно – исследовательских проектов. Слайд диаграммы
Показателем эффективности процесса обучения географии является высокий процент учащихся, связавших свою жизнь с географией, экономикой и экологией.
Заголовок 115