Использование технологии учебного проекта на занятиях в объединении Исследователи природы МБУ ДО ДДТ города Можги Удмуртской Республики


«Технология учебного проекта как средство для достижения метапредметных результатов»
Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Я педагог дополнительного образования объединения «Исследователи природы» Дома детского творчества города Можги. Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом проведения учебных занятий с использованием технологии учебного проекта.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями.
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Идея создания проекта пришла после проведения цикла занятий по разделу “Экология и мы” дополнительной общеразвивающей программы “Исследователи природы”. На занятии по теме “Особо охраняемые природные территории УР” дети не проявляли большой активности в изучении темы. Тогда и встал вопрос, как заинтересовать детей, какую выбрать форму проведения занятия, как показать значимость особо охраняемых территорий и уникальность природы Удмуртии, чтобы повысить познавательный интерес детей.
Для себя я определила цель: разработать учебный проект виртуальной экскурсии по особо охраняемым природным территориям Удмуртии. Для этого мне нужно было решить определенные задачи, которые вы можете видеть на слайде:
Подобрать ресурсы для дистанционного взаимодействия с участниками проекта;
Организовать совместную деятельность родителей и детей
Сформировать практические умения и навыки:
работы с сайтом;
безопасного поиска в Интернете;
создание Google.com презентации, карту Google.com, буклет;
Составить общее представление детей об особо охраняемых природных территориях Удмуртии.
В рамках учебного проекта был использован ресурс Google сайт - https://sites.google.com/site/ooptudmurtii/, на котором размещается вся информация о проекте. Проект имеет три этапа: вводный, основной, заключительный.
Так как возраст участников проекта не большой 10-11 лет, целесообразнее стало привлечь родителей к совместной работе с детьми, с этой целью был разработан буклет, где пошагово объяснены этапы работы, а также знакомство с сервисами Интернет на родительском собрание.
Далее дети познакомились с:
-правилами безопасного поведения в интернете;
-инструкцией «Безопасность - это просто»;
-рекомендации по поиску информации
На основном этапе дети познакомились со стартовой презентацией, поработали с листом “Самооценивание”, где ребята проверили свой уровень знаний до начала проекта, здесь же было проведено распределение по группам, состоялось знакомство с сайтом проекта и раздачей вспомогательных материалов: (на слайде)
-“Дневник исследователя”;
-рабочий лист;
-задание с целью изучения одной из территорий ООПТ;
-инструкции: как поставить метку на Google-карте, работать в документах, таблицах, презентациях Google.com
Работа в группах началась с заполнения дневника исследователя, где ребята планировали результаты свой работы, заполняя таблицу в дневнике “Чему я могу научиться в проекте”.
Далее ребята ознакомились с рабочим листом участника, а затем ответили на вопросы, заполняя Google формы.
На следующем этапе работы каждая из групп изучала одно из пяти заданных особо охраняемых природных территорий Удмуртии по плану. Найденную информацию они должны были выложить на странице сайта. К сожалению, это выполнить не получилось из-за того, что у детей не было опыта работы с информационными ресурсами, поэтому они разрабатывали презентации и буклета для туристов и посетителей особо охраняемой природной территории с использованием ресурса Linoit для создания буклета.
Итогом основного этапа стало дозаполнение листа “Самооценивание”
Заключительный этап проекта включал:
-защиту “Дневника исследователя” и
-демонстрацию буклета для туристов и посетителей особо охраняемых территорий Удмуртии. Все это прошло в форме конференции с приглашением детей объединения «Исследователи природы» и их родителей, педагогов ДДТ.
Хочу отметить, что в ходе реализации данного учебного проекта обучающиеся получили опыт работы с сайтами, безопасного поиска информации в Интернете; научились создавать Google.com презентации, буклет с использованием ресурса Linoit. Получили навыки работы в группе, самостоятельно находить информацию. Учились планировать работу и оценивать свои результаты.
Данный учебный проект соответствует требованиям ФГОС, подача материала для усвоения происходит в легко доступной форме; открывает возможности идти в ногу со временем через повышение уровня ИКТ и освоение сервисов Google, также дистанционное обучение позволяет участвовать в проекте всем, даже если обучающегося не было на занятии. Способствует повышению учебной мотивации детей, делает процесс обучения привлекательным и радостным.
В заключении хотелось бы отметить, что полученный в ходе разработки и апробации проекта опыт в дальнейшем будет использован мною для написания целого ряда ученических проектов с применением возможностей ИКТ и дистанционного обучения. Считаю, что это технология будущего.