Структура различных типов уроков по изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС


«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»
Урок усвоения новых знаний по изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС
Чистая Оксана Игоревна
г. Москва, 2016 г.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
 
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§    в знакомой ситуации (типовые)
§    в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.
Использование этого типа урока предполагает выполнение учащимися сложных комплексных задач, охватывающих материал нескольких разделов или тем учебной программы . Его основной дидактической целью является реализация усвоенных понятий и теорий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся Уроки имеют следующую структуру:
1 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания
2 Мотивация учебной деятельности, осознание учащимися практической значимости знаний, умений и навыков
(В объяснении необходимо указать, какой характер самостоятельной задачи, как подходить к его выполнению, какими должны быть его результаты, как их оформить)
3 Осмысление содержания и последовательности применения практических действий (в них известно, знакомо; что необходимо решить творчески, какие обобщенные способы выполнения действий можно применять в такой ситуации в де ещо измененном виде, какие инструменты, приборы, аппараты нужно использовать).
4 самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя
5 Обобщение и систематизация учащимися результатов работы (После выполнения ученики анализируют полученные результаты, отражающие их в виде таблиц, графиков, диаграмм)
6 Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов (В отчете указывают тему, задачи, исходные теоретические данные, раскрывающие ход работы, анализируют).
7 Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
Во время уроков комплексного применения ученики осмысливают и углубляют свои знания в процессе выполнения упражнений, лабораторных или практических работ, разработки новых источников в подтверждение известных им законов, правил, подготовки сообщений, рефератов. Важной задачей учителя на этом уроке является определение общих для отдельных тем или разделов программы идей, понятий, правил, подбор соответствующих упражнений, позволяют комплексно применять знания, умения и навыки учеников.
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§    с целью подготовки к контрольному уроку
§    с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Цель: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.
Эти уроки направлены на решение двух основных дидактических задач:
а) проверку и установление уровня овладения учащимися основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;
б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.
Структура урока
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
- Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. В любом случае нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение.
Урок такого типа может проходить в форме обзорной лекции, беседы, опросов, выполнение системы заданий и др.
 5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Уроки этого типа предназначены для:
а) контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала,  сформированности умений и навыков;
б) коррекции усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.
Цель: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений.
Структура урока
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:
- показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений;
- сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов самостоятельной работы.
2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и ​​явлениях:
- устная фронтальная беседа;
- устный индивидуальный опрос.
3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:
- письменная работа (8 - 10 мин.)
- индивидуальный опрос.
4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:
- письменный опрос;
- самостоятельное составление или заполнение таблицы.
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:
- письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)
- выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.
6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:
- выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;
- выполнение комплексных творческих практических задач.
7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.
Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.
Уроки проверки могут быть организованы весьма разнообразно (в виде игр-соревнований, контроля знаний и т.д.), имеют широкие возможности для сочетания в индивидуальной, и групповой работе.
 7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок усвоения новых знаний по изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС
1. Организационный этап.
2. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я – идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, егоосуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его
самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
4. Первичное усвоение новых знаний.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
5. Первичная проверка понимания.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха,мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования, поскольку они, способности, проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни. Готовность современного ученика использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью. Его умение относиться к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным. Стремление избежать очевидных традиционных решений. Выдвижение нестандартных, неординарных идей. Удовлетворение одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.
Образовательная программы нового поколения содержит разные уровни сложности и позволяет педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребёнком. Она ориентирована на расширение, познавательной активности личности, её саморазвитии в процессе познания окружающего мира. Отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. Новый образовательный стандарт позволяет учителю выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам учащихся. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Задачи работы учителя на уроке ИЗО можно сформулировать следующим образом:
- создание на уроке психологического комфорта.
-организация самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока, где выступаю в роли организатора, а не информатора;
-обязательная рефлексия учащихся на уроке;
-высокая степень активности учащихся.
В работе использую комплект учебников под редакцией Б.Неменского, которые, по моему мнению, отвечают всем требованиям современного образования и наиболее полно раскрывают тот учебный материал, который необходим для современного школьника, идущего в ногу со временем.
На уроке стараюсь не давать знания в готовом виде, не комментировать и не исправлять ответы учеников. Даю возможность сделать это самим учащимся, предугадываю затруднения учеников и моделирую задания исходя из ситуации на уроке, подбираю комплексные задания, в которых языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
В связи с введением ФГОС ООО стараюсь освоить современные формы планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, осваиваю составление структурированных технологических карт уроков, где описан весь процесс деятельности, как учителя, так и ученика.
Методика составления технологической карты урока
Этапы урока Современный урок
Организационный момент Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Ученики, выполняя предложенное учителем задание поискового характера, определяют тему урока.
Целеполагание Учитель создает проблемную ситуацию, решая которую  учащиеся самостоятельно формулируют, чему должны научиться, определив границы знания и незнания.
Актуализация знаний Учащиеся актуализируют имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Изучение нового материала Учитель организовывает погружение в проблему, учащиеся проводят исследование (в группах или индивидуально).
Закрепление нового материала Учащиеся выполняют задания, формулируют затруднения и осуществляют контроль и коррекцию самостоятельно (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Учитель консультирует.
Подведение итогов урока Проводится рефлексия.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества на уроках изобразительного искусства и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная сотворческая деятельность педагога и ученика. В своей практике сценарий занятий стараюсь выстраивать по логике «прочувствовать - осознать - выявить свое отношение». Учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме. В работе сочетаю групповую, индивидуальную и коллективную форму организации творческой деятельности. В процесс обучения обязательно включаю элементы эвристической дискуссии. Целостное представление учащихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.
Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «палитра» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не может быть двух воспитанников, одинаковых по характеру и результатам обучения. В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями, можно для диагностики использовать технологию игрового обучения. Педагогически корректно наблюдаю за творческим развитием своих воспитанников. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций безграничен.
В практике стараюсь использовать метапредметный подход. Создание метапредметных проблемных ситуаций – спровоцированных педагогом. Ученик входит в состояние интеллектуального затруднения, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции.
Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуации неопределенности;
ситуации неожиданности;
ситуации конфликта;
ситуации опровержения;
ситуации предположения.
В процессе преподавания постоянно сталкиваюсь с современными взглядами на проблему педагогического творчества, опытом нестандартного подхода к решению профессиональных задач; освоение базовых техник развития креативности; способствование личной самореализации.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению)
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективноготворчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
Уроки всегда получаются интегрированными. Прослеживается постоянная связь искусства с такими предметами как: музыка (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства); литература (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций); история (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.); технология (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи). На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
рисование (в различных видах и жанрах); аппликация и коллаж лепка; бумагопластика; роспись самостоятельно выполненных изделий.
Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике витражи, роспись по дереву, по стеклу и керамике, батик, бумагопластика, моделирование.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии — правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу: Чудо-зверь; сказочные птицы, птицы-фантазии; город будущего (город-фантазия); морское дно; портрет, составленный из изображений геометрических фигур; сочинение по картине; интеллектуально – развивающие игры: «На что это похоже?”, «Заколдованные картинки”, «Волшебные кляксы”, «Помоги художнику”, «Волшебные очки”.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир игрушки», «Деревенские посиделки», «Морское дно», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
На уроках также применяю метод ИКТ.
В старших классах широко использую метод проектов.
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. – М., Просвещение, 2010.
2. Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная
система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М.,
2007.
3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по
образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. М.,
2010.
4. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система
и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.,
2006.
5. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для
учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
6. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика
организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.
7. Л.Г. Петерсон. «Мир деятельности»: программа надпредметного
курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.
8. «Школа 2000...». Сборники статей. Вып.3−6. − М., 2002–2006 гг