Внеурочная форма дополнительных занятий по физической культуре.


Внеурочная форма дополнительных занятий по физической культуре.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физической культуре общеобразовательного учреждения. В программе использованы материалы программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич. Согласно концепции, структуры и содержания образования школьников в области физической культуры (2001 г.), учебным предметом образования в основной школе является физкультурно-оздоровительная деятельность спортивно-рекреационной направленности.
Содержательной основой данной деятельности является физическое совершенствование человека, которое осуществляется средствами спортивной подготовки.
Ученики, успешно освоившие программу, смогут более плодотворно учиться, меньше болеть, участвовать в соревнованиях различного масштаба.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействовать правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- приобретение жизненно необходимого умения плавать;
- изучение основных стилей плавания;
- приобретение навыка надёжного и длительного плавания в глубокой воде;
- совершенствование разнообразных плавательных умений.
Занятие физической культурой в условии плавательного бассейна имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение.
Воспитательное значение – содействовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости.
Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряжённости у детей, создания оптимистического настроения.
Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребёнка, но и в благоприятном воздействии на него воды. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
Содержание программы
Материал программы состоит из следующих разделов:
- основы знаний;
- специальная техническая подготовка;
- общая физическая подготовка.
В разделе “Основы знаний” представлены материалы по истории развития плавания, правила соревнований.
В разделе “Специальная техническая подготовка” даны упражнения по изучению и совершенствованию техники плавания.
Плавание кролем на груди и спине.
1.     Плавание на груди и спине с помощью работы ног кролем и различными положениями рук.
2.     Плавание на груди и спине с помощью работы ног и рук на задержке дыхания.
3.     Плавание кролем на груди и спине с полной координацией.
Плавание брассом.
1.     Плавание при помощи движений ногами брассом.
2.     Скольжение на груди с движениями ногами брассом.
3.     Скольжение с гребковыми движениями рук брассом.
4.     Движение рук брассом с выдохом в воду.
5.     Плавание брассом в полной координации.
Плавание дельфином.
1.     Плавание дельфином с произвольным дыханием различных положений рук.
2.     Изучение движения ногами дельфином.
3.     Скольжение на груди с последующей работой ног дельфином.
4.     Плавание дельфином с полной координацией.
Раздел “Общая физическая подготовка” – развитие основных двигательных качеств: выносливость, скорость, координация.
В конце обучения по программе учащиеся должны овладеть спортивными видами плавания, принимать участие в соревновании.

Программный материал по плаванию.
Основная направленность
На освоение техники плавания Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса, дельфина.
Старты. Повороты. Ныряние ногами и головой.
На развитие выносливости Повторное проплывание отрезков 25-50 м по 2-6 раз; 100-150 м по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.
Эстафеты на воде.
На развитие координационных способностей Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавания в полной координации.
Знания о физической культуре Названия упражнений и основные признаки техники плавания. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей.
Техника безопасности при проведении занятий плаванием. Личная и общественная гигиена. Самоконтроль.
Самостоятельные занятия Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей.
Распределение учебного времени
№ п/пСодержание Количество часов
1 Основы знаний 4
2 Специальная техническая подготовка 52
3 Общая физическая подготовка 12
Контроль уровня достижений учащихся.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях. Подведения итогов по технической и общефизической подготовки проводят два раза в год. Учащиеся выполняют контрольные нормативы – проплывание отрезков 50 м на время.

Календарно-тематическое планирование

п.пДата Наименование разделов и тем Кол-во часов Корректировка
1 Инструкция по технике безопасности на занятиях по плаванию в бассейне. Теоретические сведения о влиянии плавания на организм человека. 1,5 2-3 Старты, Плавание отрезков по 50 м по 2-6 раз. 3 4-5 Старты, повороты, Плавание отрезков по 50 м 3-5 раз. 3 6-7 Старты, плавание кролем на груди с помощью работы ног кролем и различным положением рук. 3 8-9 Плавание кролем на спине. Повороты. 3 10-11 Плавание кролем на груди с помощью работы ног и рук на задержке дыхания. 3 12-13 Плавание кролем на спине 3 14-15 Плавание кролем на груди с полной координацией. Прыжки в воду. 3 16-17 Плавание кролем на спине с полной координацией. 3 18-19 Плавание отрезков по 50 м кролем на груди и спине. 3 20-21 Прыжки в воду. Повороты. Кроль на груди и спине. Плавание отрезков 50 м 5-6 раз. 3 22-23 Изучение движения ногами брассом, держась руками за бортик. Плавание при помощи движений ногами брассом. 3 24-25 Скольжение на груди с движениями ногами брассом. Плавание отрезков по 50 м 5-6 раз. Прыжки в воду. 3 26-27 Плавание брассом при помощи ног, руки сначала вытянуты вперёд, затем выполнение небольших поддерживающих движений. 3 28-29 Скольжение с гребковыми движениями рук брассом. Плавание брассом. 3 30-31 Плавание 50 м на время. Игры на воде. 3 32-33 Движение рук брассом с выдохом в воду. 3 34-35 Плавание брассом в полной координации. 3 36-37 Прыжки в воду. Плавание брассом. Плавание отрезков 50 м брассом 5-6 раз. 3 38-39 Изучение движений ногами дельфином, держась ногами за бортик. Свободное плавание 50 м 7 раз. 3 40-41 Прыжки в воду. Эстафеты. 3 42-43 Скольжение на груди с последующей работой ног дельфином. 3 44-45 Плавание при помощи ног дельфином с различным положением рук. 3 46-47 Плавание дельфином с произвольным дыханием и различным положением рук. 3 48-49 Плавание дельфином в полной координации. 3 50-51 Совершенствование техники плавания дельфин. 3 52-53 Прыжки в воду. Игры на воде. 3 54-55 Плавание отрезков 50 м кролем на груди и спине. 3 56-57 Плавание отрезков 50 м брассом. Повороты. 3 58-59 Плавание отрезков 50 м дельфином. 3 60-61 Свободное плавание ранее изученными стилями. 3 62-63 Эстафеты. Старты. 3 64-65 Эстафеты. Плавание отрезков 300-400 м. 3 66-67 Эстафеты. Плавание отрезков 500-600 м. 3 68 Соревнование. Плавание 50 м на время вольным стилем. 1,5