Статья Повышение мотивации к изучению языка


Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка путем реализации программы дополнительного образования
Левчук Наталья Викторовна
МОУ Лицей №3 г. Волгоград.
В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Перестройка средней школы, значительное увеличение международных связей создают определенные предпосылки для улучшения обучения иностранным языкам. Ведь знание иностранного языка – свидетельство уровня культуры и образования. Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у школьников, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном языке, читать, узнавать о других странах. Но в процессе овладения этой достаточно кропотливой деятельностью отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала»; преодоления трудностей, что отодвигает достижение целей. Мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Мотивация как бы лишается своей «подпитки».
В свете современных тенденций развития российского образования, обусловленных социально-экономическими и социально-политическими изменениями в России и мире, обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе.
Интегративный подход к обучению иностранным языкам предполагает не только развитие умений иноязычного речевого общения, но и решение задач воспитательного, межкультурного и прагматического характера. Возрастные особенности школьников обуславливают усиление принципов индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе. Эти процессы находят яркое отражение и в средней школе (10-11 классы). В связи с этим введение курсов иностранного языка в пространство дополнительного образования представляет сегодня особый интерес со стороны всех субъектов образовательного процесса.
В Статье 75 Нового Закона РФ «Об образовании» указано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.»
Именно в интеграции урочной и внеурочной деятельности можно достичь образовательных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС: роста мотивации личностного развития, формированию культуры личностного и профессионального самоопределения, культуры проектирования личностного и профессионального развития. Эти аспекты являются определяющими для будущего выпускника современной российской школы.
Для реализации этих задач в МОУ Лицей №3 обеспечиваются благоприятные условия для устойчивого непрерывного развития языковой личности в форме факультативных или платных занятий.
С этой целью разработана программа «Cambridge to school», для проведения практических занятий , и подготовки учащихся к сдаче международных Кембриджских экзаменов по английскому языку.
Являясь продолжением основного курса английского языка вне рамок урока, данная программа служит дополнительным средством реализации всех целей обучения иностранному языку в основной и средней школе:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих (речевой, языковой, социокультурной межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык», в частности, формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтничном мире, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
Таким образом, углубляя и систематизируя программные знания по английскому языку, расширяя возможности формирования и развития языковых навыков и речевых умений, программа обеспечивает языковое развитие личности в соответствии с современными требованиями и запросами значительной части учащихся и их родителей.
Помимо этого, данная программа способствует раскрытию предпочтений и личностных качеств обучающихся, формированию их личности, освоению образовательных, социальных и культурных ценностей в условиях диалогических, субъект-субъектных отношений с педагогом и другими учениками.
Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся. Каждое занятие носит практический характер.Тематика обсуждения базируется на аутентичных материалах, что формирует мотивацию к дальнейшему совершенствованию языковых навыков. Обобщение лексического материала тесно связано обрабатываемым грамматическим материалом, что способствует повторению и автоматизации навыков употребления ранее пройденных структур.
Отработка лексического и грамматического материала проводится в тесной связи с тематикой общения. Учащимся предлагается повторить и закрепить языковой материал, вызывающий наибольшие трудности (фразовые глаголы, устойчивые словосочетания, словообразование и другое.)
Каждый раздел программы включает общее описание раздела, типы текстов и заданий. Одна из характерных черт курса – связь с другими школьными предметами. Ученики получают возможность повторять пройденное и пополнять полученные знания новыми сведениями. Такое преподнесение известного материала может сформировать более широкий взгляд на проблемы природы, общества и жизни на Земле. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Отличительным признаком программы является индивидуальная профилизация учащегося, освоение языка по индивидуальному учебному плану, развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в других областях знания; опыта проектно-исследовательской работы с использованием.
В программе активно используются информационные коммуникационные технологии, устные презентации к работам организуются с помощью презентационных программ, используются электронные программы для самостоятельной работы в компьютерном классе и CD-ROM учебникам.
Реализация программы осуществляется в условиях внеурочной системы обучения.Основное содержание курса 68 часов. УМК “Complete First Certificate” by Guy Brook-Hart Cambridge University Press, 2008, (2 раза в неделю).

В процессе обучения используются следующие технологии:
технология развития критического мышления;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ,
обучение в сотрудничестве
метод проектов
тестовая методика экзаменационного типа
технология развивающего обучения;
Тематика Кембриджских экзаменационных материалов, FCE тесно связана с основными содержательными линиями, предметным содержанием речи, содержанием и объемом коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, навыков пользования языковыми средствами в программах основного и среднего общего образования по иностранному языку. Это обеспечивает взаимосвязь и преемственность занятий по программе Cambridge English с уроками английского языка по основной программе.
В процессе занятий учащиеся систематически овладевают следующими общеучебными умениями и навыками, в соответствии с программными требованиями:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной/запрашиваемой/полной и точной информации;
работать с разными источниками на английском языке: словарями, справочниками, Интернет-ресурсами;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в школе и дома.
Учебный материал и методический аппарат курса обеспечивают постоянное совершенствование у учащихся следующих специальных умений:
находить ключевые слова при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться толковым и другими словарями на английском языке.
Будучи соотнесенными с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены, как и большинство современных учебных курсов для основной и средней школы, построены на владении базовыми языковыми средствами и навыками их использования в речи в соответствии с действующими школьными программами. Это касается как развития лексико-грамматических навыков, так и освоения фонетической и лексической стороны речи, а также орфографии.
Таким образом, занятия в рамках данной программы не связаны с перегрузкой и интенсивным опережающим обучением по отношению к основному курсу, а направлены на организацию практической деятельности школьников по освоению уже известных структур в речи и использованию их в новых ситуациях общения, что соответствует государственной политике здоровьесбережения обучающихся.
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение к людям других стран и культур.
Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения английского языка в основной и средней школе, обозначенных ФГОС.
Личностными результатами изучения английского языка в рамках данного курса являются:
- формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в области изучения иностранного языка;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметными результами изучения данного курса являются:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
- развитие умений смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
В условиях перехода к новой государственной системе аттестации (ГИА, ЕГЭ), подготовка к Кембриджским экзаменам в становится значимым условием формирования прочной языковой базы.
Соотносясь с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены на уровне FCE соответствуют уровню B2 – уровню ГИА и нижней планке требований ЕГЭ. Вместе с этим, практика сдачи Кембриджских экзаменов формирует психологическую готовность детей к независимой экспертизе уровня их языковой подготовки. Помимо этого, регулярное выполнение тестов, промежуточных работ в экзаменационном формате является частью мониторинга образовательной деятельности учащихся, инструментом управления качеством образования по английскому языку.
С другой стороны, необходимая для системы дополнительного образования практическая деятельность обеспечивается выполнением разнообразных речевых заданий, в том числе в ситуациях межличностного общения, дидактической, языковой, коммуникативной и ролевой игр, викторин, выполнением проектных и творческих работ. Это помогает раскрытию личностных качеств учащихся, способствует формированию морально-нравственных ценностей и повышению мотивации к изучению иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРАЗакон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1998
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС // Вестник образования, № 8. – 2011.
Ирисханова К.М. Европейский языковой портфель для России.-Московский государственный лингвистический университет2002
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Городецкая Л.А., Кожевникова Л.А., Полякова И.В., Скугарова Ю.В.
Cambridge English: вариативные программы дополнительного образования по английскому языку (Cambridge English: Sample Programmes for Additional Education in English). Методическое пособие. М.: ООО «Британия-Холдинг», 2011.
8. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В.Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23апреля 2002г.-М: Центр:" Эйдос".
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С.
Полат.-Москва, 2001г.
10. Титкова М. С. "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ", Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2008
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя. // Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)
12. Фишман И.С.Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. Методист.-2007-2,3
13. First Certificate in English, Handbook for teachers: Level B1 Common European Framework of Reference. – University of Cambridge ESOL Examinations.
14. Сambridge English: Teaching and Learning materials (Каталог учебно-методической литературы). - Cambridge University Press, 2011.