Творчество как способ положительной мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка.


Творчество как способ положительной мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка.
Специфической особенностью английского языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что к концу уже первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается. Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным.
Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Все ответы, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. От умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.
Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.
В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.
К окончанию начальной школы необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям, но к способам добывания новых знаний.
Младший школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
Резервами становления мотивации в младшем школьном возрасте на уроках английского языка является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности (творческий труд).
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет детей радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу поиска.
Творчество – всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
На уроках английского языка и во внеурочной деятельности я создаю творческую атмосферу путём:
- введения системы индивидуальной работы учащихся;
- работы с детьми высокого уровня развития;
- компьютеризации обучения.
Считаю, что существует необходимость усиленной целенаправленной работы по развитию творческого потенциала у детей.
Я считаю, для этого необходимо применять следующие виды стимуляционного развития:
- соблюдение принципа «права на ошибку» (переход к учёту динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлым того же ученика, а не сравнение друг с другом);
- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- На уроках английского языка веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению.
- Опыт работы показывает, что учащиеся не всегда в состоянии построить монологическое высказывание, выполнив предварительно упражнение из учебника. Поэтому часто приходится включать в работу дополнительные упражнения, которые помогают достичь желаемого результата. Это могут быть упражнения такого типа:
1.  Выбери ключевое предложение и перефразируй.
2.  Восстанови последовательность событий.
3.  Расширь высказывание за счёт ранее изученного материала.
4.  Составь предложение из данных слов.
5.  Составь план к тексту.
Применяю в своей работе активные формы проведения урока. К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся относятся ролевые игры, создание проектов по теме.
Что , касается проектов на уроках английского языка – это наиболее яркий пример проявления творческих способностей учащихся. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Участие в проекте расширяет кругозор учащихся и увеличивает их лексический запас. Оно дает возможность использовать различные источники информации и современные информационные технологии. Работа над проектом дает возможность вовлекать учащихся, независимо от их уровня языковой подготовки, в коллективную деятельность, направленную на достижение общей цели, работать в команде.
Дети увлечённо работают над созданием проектов, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справляться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о культурных традициях иноязычных стран. Итак, в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Можно сделать вывод о творчестве, как о способе положительной мотивации учения. Тем самым показано, что роль учебного творчества на уроках английского языка в формировании устойчивой познавательной мотивации учения вплоть до высшей формы её проявления — интеллектуальных мотивов - является определяющей.