Конспект урока по ОРКСЭ на тему: Заповеди

Конспект урока  по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль – «Основы православной культуры».
Автор: Писарева Татьяна Владиславовна (учитель начальных классов)
Тема: «Заповеди»
Цель: знакомство с такими нормами христианской этики, как милосердие и сострадание, через заповеди Моисея.
Задачи:
познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея;
формировать у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали; 
расширять кругозор учащихся;
способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование: у учителя - ноутбук, проектор (отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»)
; у учащихся – учебник по ОПК А.В. Кураев, таблица «Заповеди», карточки с заданиями № 1, 2.
Этапы урока
Ход урока
Формируемые УУД

Актуализация знаний
+ Вашим домашним заданием было ответить на вопрос учебника (с. 39). Есть полусуточное определение человека: «Человек – это такое живое существо, которое умеет краснеть». Объясните его.
- Ответы детей.
+ В каких случаях вам приходилось «краснеть» (стыдиться чего-либо)? Приведите примеры таких ситуаций из своей жизни или из литературных произведений.
- Ответы детей.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде таблицы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации, тексте.

Целеполагание

+ Наша жизнь полна правил и запретов, например (ответы детей).
+ Зачем они нужны?
- Ответы детей.
+ Эти правила могут устанавливать только люди?
+ На самом деле в православии принято считать, что первым кто дал людям правила (ЗАПОВЕДИ) был Бог.
+ Какую цель урока мы поставим перед собой сегодня?
- Узнать какие заповеди Бог дал людям, в чём их суть.
Составим план работы на уроке:
Дать определение понятию «Заповедь»;
Узнать, какие заповеди были даны людям;
Выяснить, каково значение заповедей в жизни православных людей.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Открытие нового знания

1 этап – работа со словарями.
+ Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое?
- Ответы детей.
+ Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю прибегнуть к помощи словарей.
- (Работа в группах).
Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.
Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)
Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)
+ Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.
+ Рассмотрим иллюстрации на стр. 41 («Гора Сенай (гора Миосея). Египет» и Г.Доре «Моисей с заповедями на горе Сенай»). Предположите о чём пойдёт речь в тексте учебника.
+ Прочитайте 2 и 3 абзац. Проверьте свои предположения.
+ Сколько всего заповедей Бог дал людям?
- Бог дал людям 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
+ С какими из них мы сегодня познакомимся?
- Мы познакомимся с 5-10 заповедями.
2 этап – работа с текстом учебника.
Работа в группах
Каждая группа должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу.
Дети по ходу работы над заповедью заполняют таблицу.
Заповеди
Заполни таблицу

Содержание
Что означают?
Аргументы

5
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Родители дали жизнь, заботились и растили ребёнка. Поэтому ребёнок должен сделать тоже для них.

6
Не убивай



7

Нельзя брать чужое без разрешения


8


Выполнение заповеди помогает сохранить семью

9


Любой обман  откроется.  Бог видит обман

10
Не желай ничего, что у ближнего  твоего



Выступления групп.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
Вопросы учителя:
+ Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого?
- Злобой, жестокими, несправедливыми словами.
+ Что общего у убийства и воровства?
+ Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?
- Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.
+ Как зависть мешает радости, гасит её?
Физкультминутка
3 этап - просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Круглый стол»
+ Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?
+ Как изменялся характер старухи  в сказке?
  Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
+ Раскаялась ли старуха в своих поступках?
Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? 
+ Какой вывод можно сделать?
- Ответы детей.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.


Применение новых знаний
Работа в парах.
Карточка №1
КРОССВОРД:
По вертикали:
Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
Гора, на которой Моисею были даны заповеди
Имя пророка, получившего заповеди
Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
По горизонтали:
Книга, в которой записаны заповеди.
Каменные доски, на которых были записаны заповеди
13 EMBED PBrush 1415
Проверка.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
+  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду?
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
+ Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?
+ Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?
+ Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?
+ Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
+ Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?
Чтобы сформулировать вывод, детям предлагается текст с пропусками:
Карточка №2
Вывод: - Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:
Заповеди даны Богом
Они учат отличать добро от зла
Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,  приближает его к Богу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.


Рефлексия
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________
Наиболее трудным мне показалось___________
Самым интересным было__________
Я бы хотел попросить своего учителя__________________
Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, светились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас, становились счастливы.


Домашнее задание
Подобрать пословицу или поговорку к каждой заповеди.













© Баласс, 2012



13 PAGE 14115



Root Entry