Конспект урока по основам православной культуры на тему Зачем творить добро? (4 класс)


Составила Иванова А.А.
учитель МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары
Основы православной культуры (4 класс)
Урок дан для курсантов ЧРИО 15.02.2017
Тема урока: Зачем творить добро?
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость. Задачи урока:
Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать доброРазвивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность)может приносить духовную радостьВоспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.Формирование УУД:Личностные УУД:Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюденияРегулятивные УУД:Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану ,делать выводыПознавательные УУД:Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.Коммуникативные УУД:Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общатьсяОборудование урока Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4-5., М.Просвещение,2012г, электронная презентация к уроку, карточки-задания, видеосюжет «Песня о добре».Применяемые технологии обучения: технология сотрудничества, проблемный диалог, технология критического мышления, ИКТ 
Ход урока
Организационный момент. Создание благоприятного эмоционального фона (звучит музыка «Реалаксация»)Учитель. Добрый день, дорогие ребята, наши гости! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.
Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
II. Подготовка к изучению новой темы
Просмотр видеосюжета «Песня о добре»
Учитель: На прошлом уроке мы беседовали с вами о Заповедях блаженства. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?Учащиеся: Не отвечай злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе. Не судите, да не судимы будете.
Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по Его заветам, христианин обретает счастье. 
ІІI. Актуализация знаний.
Притча «В больнице»
Учитель. А сейчас я предлагаю вам послушать притчу «В больнице».
В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
- Что там видно в окне? — как-то спросил тот, кто лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.
Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
— Но зачем же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это?
— Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…»
2. Проверка понимания притчи
- О чем эта притча? (О добре и зле)
- Какие чувства у вас вызвала эта притча?
( Жалость, сострадание, грусть, желание помочь)
- А как вы оцениваете поступок слепого человека?
( Проявил милосердие, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божию, поступил как настоящий христианин и т.д.)
- Кто, в данной притчи, делал добро? (Больной, лежащий у окна)
- Как вы думаете, он получил радость от того, что он рассказывал о том, что он «видит» за окном? (Да)
- Он изменил жизнь соседа по палате? (Да. Думаем, что он захочет так же, как его сосед подарить другому радость)- А что же помешало соседу у стены нажать на кнопку вызова? (Зависть)
- Что он нарушил? (Заповедь – не завидуй)
- Получил ли он счастье от того, что его переложили к окну? (Нет)
3. Объявление темы урока
Учитель: Мы с вами посмотрели видеосюжет, прочитали притчу. Как вы думаете, о чем сегодня у нас будет идти речь? (О добре)
- Как же обрести счастье? (Делать добро, независимо от того выгодно это тебе или нет)
- А зачем творить добро? Это мы узнаем на этом уроке. Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока ? (Формулируют сами учащиеся, учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Дети: Тема урока «Зачем творить добро?»
- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
4. Планирование.
Планирование урока учащимися (учитель помогает, советует)
Что такое добро?
Зачем творить добро?
Как подражают Христу?
Чему радуются святые?
Какое доброе дело я могу совершить сам?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Ответим на вопрос: «Что такое добро?» (Ответы детей)
- По словарю Ожегова «Добро – нечто положительное, полезное, хорошее»
ДОБРО – бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды? (Да.)
V. Работа с учебником
1. Учитель. Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Зачем христиане творят добро?
« У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
2. Словарная работа.
- Кто такие эгоисты?
Эгоисты - себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.
ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-У христиан есть особые причины для того, чтобы творить добро.
3. Прочтите первую причину. Благодарность за подвиг Христа.
Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? (Благо, дарить)
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
4. Работа над притчей.
- На с. 68 прочитайте древнюю легенду о том, как апостол Петр пришел в Рим.
-Давайте прочтём эту легенду
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города? (Христиан.)
-Как с ними поступали? (Арестовывали, казнили.)
-Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином. Его могли арестовать и казнить)-Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)
-Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)
-Что ответил Христос? ( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
(Мы знаем, что однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся в город)
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…)
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
(Да, Пётр был благодарен Христу.)
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью. ( Христос и Пётр.)
-Что говорил Христос, найдите в учебнике.
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
5. Работа над дополнительным материалом.
- На с. 69 есть дополнительный материал «Это интересно». Прочитайте. И мы ответим на 3 вопрос нашего плана «Как подражают Христу?»
- Почему Петр попросил себя распять вниз головой? (Ответы детей)
Когда Петра распинали, он просил распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным быть распятым, как его Божественный Учитель.
По этой же причине апостола Андрея (брата Петра)распяли на особом кресте. Этот Андреевский крест мы видим на Военно-морском флаге России.
Задание: Работа в паре. Соедини кресты стрелками (слайд 24.)
6. Что такое самоотверженность?
- Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово? (Самоотверженность – это осознанная жертва собой. То есть желание ущемить свои интересы во имя интересов других и высоких целей. Самоотверженность представляет собой преодоленный эгоизм. Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага – это самоотверженность )- Можно ли поступок слепого из притчи назвать самоотверженным? (Да. Он был при смерти, но хотел, чтобы другому было лучше. Он не думал о себе)О второй причине, по которой христиане стремятся творить добро, мы узнаем из текста на стр.69.
Учитель: Жизнь святых может служить ярким примером доброделания.Они делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро.)
Например, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие. 
У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Что такое духовная радость для христианина? Это, когда душа человека здорова: ни в унынии, ни в печали, ни в гнева. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.
Вторая причина: Переживание духовной радости.
- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)
8. Чтение древней церковной притче. (Учебник, с. 69)
Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.
-Как вы понимаете эту притчу?
Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.
В этой притче золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.
Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

VI. Закрепление пройденного материала.
Работа в группе: Как подражали Христу его ученики? (Заполняют таблицу)
Имя героя Как подражал Христу
Апостол Пётр Князь Владимир Кирилл и Мефодий Апостол Андрей Вывод: Итак, христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.
Работа в группе. Составление «Цветка доброты». Составление кластера со словом «добро» (добро, доброта, добросовестный, добродетель, доброжелательный, добропорядочный, добронравный, добродушный и др. )Игра «Цветок Добрых дел»Учитель: Приходилось ли вам совершать добрые дела?Учащиеся: ДаУчитель. Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка «Добрых дел»
V. Подведение итогов урока. РефлексияУчитель. Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к некоторым своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной, а для этого надо творить добро людям. 
Учитель. Удалось ли на сегодняшнем уроке нам понять что-то важное? (Ответы детей). А сейчас давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: зачем же творить добро с точки зрения христиан?Дети. Христианин, который делает добрые дела, подражает самому Христу, он не теряет, а приобретает гораздо больше, а также получает огромную духовную радость, творя добрые дела.
VI. Домашнее задание.В выполнении домашнего задания ученику предоставляется выбор
Мини-сочинение " Мои добрые дела?"
Найти и принести на следующий урок пословицы и поговорки о добрых делах.
Выучить стихотворение о доброте.
Учитель. Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни, и теперь все вместе споем песню «Дорогою добра».