Разработка урока №21 Зачем творить добро? (модуль Основы православной культуры)











Разработка урока №21 «Зачем творить добро?»
по курсу ОРКСЭ
модуля «Основы православной культуры»
































Цель урока: помочь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции; формирование понимания того, что творить добро духовная радость.

Задачи урока:
освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению
делать выводы из предложенной информации и заданий учителя.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: чтение сказки Г .Х. Андерсена «Снежная королева» и заполнение предложенной таблицы.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику А.В.Кураева, листы с заданиями для групп, заполненная совместно с родителями таблица по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева», толковые словари.


План урока с хронометражем.

Этапы урока
Отведённое время

1. Организационный момент.
1мин.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
8 мин.

3. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.
4 мин.

4. Ознакомление с новым материалом и его первичное закрепление.
13 мин.

5. Включение нового знания в систему заданий.
12 мин.

6. Подведение итогов урока.
4 мин.

7. Инструктаж домашнего задания.
2 мин.






Ход урока.

Организационный момент.
Создание благоприятного эмоционального фона.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с заповедями блаженств. Ответьте на мои вопросы (используется электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры».
1 вопрос: В чём главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства? (В Ветхом Завете был запрет на совершение греха, а в Новом Завете Христос указывает на то, каким надо быть, чтобы попасть в Царствие Небесное).
2 вопрос: Как вы понимаете заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»? (Окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал).
3 вопрос: Какой плач имеется в виду в словах Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»? (Плач о Боге).
4 вопрос: Что значит «Блаженны алчущие и жаждущие правды»?
(Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, т. е. сильно хотеть быть достойным приближения к Богу).
Учитель: Ребята, разгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое чувство наполняет сердце христианина, живущего с Богом.
Дети разгадывают кроссворд.
- Человек, который приносит мир в отношения людей. (миротворец);
- Место, где будут находиться праведники после своей смерти. (рай);
- Что должно быть чистым, чтобы человек имел надежду увидеть Бога? (сердце);
- Душевное качество людей, которые не стремятся быть непременно лучше других. (кротость);
- Качество, за которое человек будет помилован Богом. (милость);
- То, чем является христианин по отношению к миру по слову Иисуса Христа. (свет);
- Чувство, которое Бог заповедал испытывать по отношению к врагам.(любовь).
Учитель: Итак, ребята, какое же чувство наполняет сердце христианина, живущего с Богом в душе? (Это чувство радости.)


Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, а когда у вас душа наполняется радостью? (Когда делаем добрые дела). Давайте сравним себя с героями мультфильма «Просто так».
Дети смотрят мультфильм «Просто так».
Учитель: Вы посмотрели мультфильм, а теперь ответьте на вопрос: Что делают герои мультфильма просто так? (Добро делают и делают бескорыстно).

Учитель: А теперь перейдём к нашему главному вопросу «Зачем творить добро?»
Слайд №1 с названием темы урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем вообще нужно творить добро?
Дети записывают ответы на подготовленных листах кластер, затем озвучивают.

Учитель: А можно ли добро творить бескорыстно, не преследуя выгоды?
Вспомним с вами «Золотое правило этики». («Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»).

Слайд №2 «Золотое правило этики».

Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило? Сегодня на уроке мы узнаем ответ на этот вопрос.

Ознакомление с новым материалом.

Учитель: Понятно ли вам слово «эгоист», «эгоизм»? Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре.
Дети находят и зачитывают.(«Эгоизм себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Эгоист- человек, отличающийся эгоизмом»).

Учитель: Как вы думаете, почему люди не хотят быть эгоистами?
Дети отвечают, опираясь на свой жизненный опыт.
Учитель: А у христиан другие причины не быть эгоистами. И о них мы сейчас узнаем.
Первая причина благодарность за подвиг Христа.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.
Пётр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились - и Пётр узнал Христа...
Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером...
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».
Слайд №3. Распятие.
Учитель:
Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить? (Принёс себя в жертву ради спасения людей).
Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
Дети за ответом обращаются к статье учебника.
(Люди сами должны быть добры к людям).

Кто такие апостолы? (Ученики Христа).
Слайд №4. «Мученичество апостола Петра».
Слайд №5. «Мученичество апостола Андрея».

Показ слайдов сопровождается рассказом учителя.
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять распните головой вниз».
Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской империи, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне. Его распяли на «косом» кресте.
Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест изображён на Военно- морском флаге Российской Федерации. Его ещё называют Андреевский стяг.

Итак, какие причины не быть эгоистами у христиан? Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность.
Но в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.
Святой такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.
У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.
Итак, давайте сделаем выводы.
Что лежит в основе добра? (Самоотверженность).
Что делает человека по-настоящему счастливым? (Духовная радость, она преображает его).

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель: Ребята, сейчас мы будем составлять словарную статью слова «самоотверженность».
Дети работают в минигруппах по составлению словарной статьи.
Даются карточки с заданиями на выбор нужного варианта.

Самоотверженность – это (предмет, поступок, явление, свойство, качество).
- готовность прийти на помощь за хорошую плату? (за награду, медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете, за похвалу родителей?)
- готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно?
- готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
Дети в минигруппах составляют определение, записывают на подготовленных листах и зачитывают у доски.
Учитель: А вот объяснение в словаре С.И. Ожегова: «самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический и благородный».

Учитель: Ребята, проверим задание, которое вы выполняли вместе с родителями дома.
Дети зачитывают заполненную таблицу.
Вот один из вариантов.

Поступки и решения Герды
От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё

Просьба к реке вернуть названного братца
От новых башмачков

Решение плыть в лодке дальше по реке
Разлука с близким, разлука с бабушкой

Побег от старушки
От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона
От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка
Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки
Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины




Учитель: Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает.

А какие пословицы о добре вы знаете?
Дети называют.
Слайд № 6 дополняет ответ.
Учитель: Чем Иисус Христос пожертвовал для нашего спасения?(своей жизнью).
Слайд № 7.

Учитель: Чем человек может пожертвовать для ближнего? (Достатком, комфортом, временем, жизнью).
Слайд №8.

Учитель: Доброе дело. Как оно делается? (бескорыстно, незаметно для других, из любви к ближнему).
Слайд № 9.

Учитель: С чем человек предстанет пред Господом?
Слайды № 10-12.

Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы отвечали на вопрос «Зачем творить добро?» Как каждый из вас решил этот вопрос?
Дети отвечают.

Слайд № 13.
Учитель: Прочтём стихотворение Татьяны Яковлевой.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

Учитель: А закончить урок я хочу словами апостола Петра:
«Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром».
Звучит песня «Дорогою добра», которую дети поют вместе с учителем.

Домашнее задание.
Стр. 69 (вопросы и задания), рабочая тетрадь к уроку № 21.






Литература.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М.: Просвещение,2012
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2011.
А.Я. Данилюк. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2012.
svetoch-opk.ru
pravfilm.ru




































15