Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры


МБОУ Семьянская средняя общеобразовательная школа
Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Урок №12
Тема «Милосердие и сострадание»
Выполнила:
Котина Любовь Николаевна
учитель истории и обществознания
2013 год
Тема урока:
«Милосердие и сострадание», №12
Цель урока:
- сформировать осмысление понятий “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи:
- ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
-усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
-осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Основные понятия:
милосердие, сострадание, ближний, милостыня,
Оборудование:
компьютер, проектор; песня-притча “Окно” С.Копылова; диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль) - “Проверь себя”; презентация; карточки с заданиями
Хронометраж урока
1. Организационный момент. 1 мин
2. Проверка домашнего задания . 7 мин
3.Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению нового материала. Мотивация на новую деятельность 4 мин.
4. Изучение нового материала 20 мин
Работа со словарем по понятиям «милосердие» и «сострадание»
Работа с пословицами и афоризмами
Работа в парах
Просмотр видеофрагмента
6. Первичная проверка понимания изученного. 4 мин
7. Закрепление новых знаний. 5 мин
8.Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению 2 мин
9. Подведение итогов урока. 2 мин
10. Рефлексия 2 мин
Ход урока
1.Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть! Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я надеюсь , что оно у вас сохранится до конца нашей встречи.
2.Проверка домашнего задания
1)Беседа.
Примерные вопросы для беседы с учащимися:
- Какие заповеди вам были известны?
- О каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?
- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?
2) Конкурс «Век живи – век учись».
- Какие пословицы, поговорки, крылатые слова вы нашли?(Ответы детей: дети зачитывают пословицы, которые нашли дома с родителями)
• Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
• Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
• Помнящий добро никогда не сотворит зла.
• Где есть любовь — там нет греха, где грех — там не бывает любви.
• Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью.
• Десять заповедей пришли к нам с неба, потому их трудно выполнять на земле.
• Когда Всевышний творит добро, он не хвастается.
• Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
• Мир прекрасен, только люди его портят.
• Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили.
• Недолго той земле стоять, где учат уставы ломать.
3) Вопросы к пословицам:
-О чем эти пословицы?
-Какая главная мысль заключена в них?
Учитель:
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями, и я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся в жизни.
3.Подготовка к восприятию новой темы. Мотивация
Учитель: Сегодняшний урок мне бы хотелось начать стихотворением. Послушайте пожалуйста
Учитель читает отрывок из стихотворения
«Старость»
Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она,
Они на листья золотые,
Глядят, гуляя дотемна.
Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят
Н.Заболоцкий
Учитель : Какими перед нами предстают эти люди? В чём они нуждаются?
(Ответы детей: в помощи, понимании …)
Учитель: Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек по отношении к окружающим людям.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.
Учитель: Давайте откроем тетради и запишем тему урока«Милосердие и сострадание» (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Что мы должны с вами выяснить на уроке?
(Учащиеся задают вопросы к теме урока: Что такое милосердие? Что такое сострадание? Как проявляется милосердие? Кто нуждается в милосердии?) Учитель:
В ходе урока мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы и в конце урока еще раз вспомним на все ли, что вас интересует, вы получили ответ.
4. Изучение новой темы
Работа со словарем по понятиям «милосердие» и «сострадание»
Ученики разделены на 2 группы.
1 группа. Исследовательское задание: разобрать слово по составу. На основании чего и как могло возникнуть это слово. Затем работает со словарем В.И. Даля , находят определение понятию «милосердие»,затем все вместе записываем в тетрадь: милосердие – милое, доброе, жалеющее сердце.
2 группа. Исследовательское задание: разобрать слово по составу. На основании чего и как могло возникнуть это слово. Затем работает со словарем В.И. Даля, находят определение понятию сострадание, затем все вместе записываем в тетрадь. Сострадание - это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему.
Работа с высказываниями и афоризмами.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей (слайд)
• Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
• Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
• Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)
Учитель:
Как вы их понимаете?
О чем, прежде всего, заставляю нас задумываться эти высказывания?
В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? ( Ответы детей: В.Катаев «Цветик - Семицветик», Владимир Железников "Чучело" , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.)
Вывод: Милосердие и сострадание это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
Физкультминутка.
Мы дружно трудились.
Немножко устали,
Быстро все сразу,
За партами встали.
Руки поднимаем,
И очень легко
Всей грудью вдохнём глубоко.
Учитель:
Ребята, так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)
Работа с карточками
- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают индивидуально)
На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
Работа с текстом учебника и просмотр видеофрагмента
Учитель:Без чего невозможно научиться этим святым качествам?
Прочитайте стр.42 учебника и сделайте вывод о том, благодаря чему можно научиться таким качествам (Дети читают текст учебника и стараются найти ответ на вопрос в парах)
Ответ: Нужно делать добро ближнему своему.
Учитель : А кто такой «ближний»? (Ответы детей: родители, друзья …)
Учитель:
А для того чтобы опровергнуть или подтвердить свои предположения явам предлагаю посмотреть видео «Окно» С.Копылова
Вопросы к видео- фрагменту
- О чем этот видеосюжет?
- Кого здесь можно назвать ближним? (Ответы детей)
Вывод: Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
Учитель:
Правильно ребята. Одним из основных дел милосердия является милостыня.
Знаете ли вы что это такое? (Ответы детей)
А давайте откроем учебник и вместе найдем определение понятию «милостыня»( Дети читают текст учебника, находят определение и записывают его в тетрадь, учеб. с.44- 45)
Вывод: Милостыня – помощь другому человеку из жалости к нему
6. Первичная проверка понимания изученного
Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 43- 45 (Дети работают индивидуально с учителем)
Вопросы к иллюстрациям
- Что объединяет все эти рисунки?
- Кто изображен на рисунках?
- Что они делают?
- Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?
Вывод: Какой поступок человека можно назвать милосердным?
8.Закрепление
1. Работа с сигнальными кругами. Слова, которые характеризуют понятие «милосердие», обвести красным цветом, а которые нет зеленым цветом (Дети работают в группах, затем результаты зачитывают для всего класса)
1. Наша совесть устроена так: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть всё более слепнет. Человек перестаёт видеть смысл своей жизни
2.Согласен ли ты с таким принципом «Как ты ко мне, так и я к тебе!»
3 Ближний тот, кто нуждается в твоей помощи
4.Милосердным может стать тот, кто любит, жалеет, милует.
5.Враждебный (порочный мир) помогает распространению доброты и любви.
6.Обида – это не повод для мести.
7.Зависть толкает человека на плохие поступки.
( затем зачитываются выбранные слова).
2.Учитель предлагает ученикам посмотреть вокруг себя, и совершить поступок милосердия, не выходя из класса (Учащиеся: кто- то аккуратно у соседа складывает школьные принадлежности, кто- то скажет кому – то добрые ласковые слова, кто – то польёт цветок в классе, кто – то вымоет за дежурного доску).
9. Домашнее задание
1.Прочитать текст учебника стр.42 – 45
2.Вопрос №5 после параграфа (письменно)
3. Рассказать родителям, что ты сегодня узнал на уроке.
10. Подведение итогов урока.
Оценивание работы обучающихся.
11. Рефлексия.
- Что на уроке было главным?
- Что на уроке было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
Урок заканчивается словами учителя:
« Помните, что нельзя быть по – настоящему счастливым, когда вокруг все несчастны!»
Учитель:
Спасибо за внимание!!!
Литература:
1.А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для образовательных учреждений.
2. http://festival.1september.ru/articles/628604/3. http://wiki.iteach.ru/index.php
4. http://do.gendocs.ru/docs/index-323051.html5. ..\..\All Users\Рабочий стол\Основы православной культуры.lnk