Открытый урок по курсу: Основы религиозных культур и светской этики Модуль. Основы православной культуры. Тема: Милосердие и сострадание.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республика Крым
Открытый урок по курсу:
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль. Основы православной культуры.
Тема: Милосердие и сострадание.
245745108585
Подготовила и провела:
Шевчук Наталья Петровна,
учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание», «взаимопомощь», «социальные проблемы общества».
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: телевизор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова. Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Москва «Просвещение» 2012г А.В.Кураев
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 слайд):
- Добрый день, уважаемые гости! Ребята поприветствуйте гостей, садитесь! Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы приветливы и ласковы, спокойны и добры. Мы все здоровы!
- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Посмотрите на доску, что вы видите? Что вы чувствуете глядя на солнце? (Тепло, радость, хорошее настроение).
Пусть солнышко своим лучиком коснется вас, чтобы у вас на сердце стало тепло и весело. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день
2. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, а чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? (узнать что-то новое, интересное, познакомиться с новой темой, духовно обогатиться).
- А что вам для этого нужно? (знания и умения, помощь друзей, советы…)
- Я надеюсь. Что все ваши ожидания будут оправданы…
- Послушайте внимательно стихотворение (2 слайд):
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Милосердие и сострадание)
(3 слайд)
Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.
4. Целепологание. Работа над понятием Милосердие и сострадание.

- Как вы ребята понимаете слово «милосердие»? Что это такое? А сострадание? (Ответы детей)
(4-5 слайд)
Милосердие – милое сердце, милующее сердце.
Сострадание – умение переживать за другого человека.
- А где еще можно узнать значение этих слов? (словаре)
- Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля, Энциклопедия «Кругосвет», Толковый словарь русского языка Ушакова .
Работаем по группам: 1 группа работает со значением слова «милосердие»,
2 группа – со значением слова «сострадание».
3 группа- пазлы
- Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека).
- Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).
5. Открытие нового знания.
- Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
… Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас (слайд 6).
- Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.
- Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» (слайд 7) Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
(слайд 8)
Работа с учебником с. 62
Исследовательская работа с текстом. .
В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, прочтите их. Постарайтесь объяснить значения этих слов и выражений.
(Идет обсуждение в группах, далее заслушиваются варианты ответов групп, сверяем с образцом)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд 9)
Притча-рассказ с нравоучением.
Самаряне- жители одной местности в Палестине.
Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи
Читаем вслух притчу. с.62 – 3 абзац.
Беседа по прочитанному: (слайд 10)
- Понравился вам самарянин? (да)
- Чем он вам понравился?
- Чему учит притча?
- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя)
- Кто такой ближний?
Учитель: - А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм-притчу.
Просмотр мультфильма(слайд 11)
Учитель: - Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.
(слайд 12)
Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.
5. Физкультминутка (слайд 13)
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
6. Осмысление нового знания
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
Учитель: - А сейчас посмотрите сценку из жизни одного короля. Будьте внимательны, после сценки вам надо будет ответить на мои вопросы.
Сказочка о счастье.
Автор:
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
Король:
«Нельзя так жить!» -
Автор:
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
Девочка:
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король:
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
Солдат:
- О, мой король,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
Автор:
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старушка:
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
Король:
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
Король:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
Автор:
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал:
Старец:
«Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя, согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…» -
Автор:
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к сказке
1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
2. Как вы думаете, почему изменился король?
3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
4. Чему нас учит эта сказка?
Совет. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Учитель: продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.
(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
(слайд 14) - Ребята, посмотрите на доску, как много как много мы видим слов.
- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».
(слайд 15).
Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его
(слайд 16).
- Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость.
- что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)
Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу.
Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения
Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.
(слайд 17). Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
- Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.
Учитель: - Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? (слайд 18)
Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).
(слайд 19)
- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.
Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.
Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?
(Ответы детей)
Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.
Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.
(слайд 20)
Творческая работа в группах(3 группы).
Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
Вы нашли у своего дома маленького котенка
Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
Чтение стихотворений (слайд 21)
Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас ребята вам прочитают два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.

Я.П. Полонский
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
- Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным?
Что заставляло его так поступать?
Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень?
Какие качества души в нем проявляются?
Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Как стать добрым?
В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?
А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?
Какие чувства вы испытывали при этом?
Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. И наоборот, отнимешь у кого-то игрушку – бывает после этого весело?
Вроде бы и желаемое получил, а радости от этого нет. И играть не интересно.
Игра «Волшебная рука» (слайд 22)
- Поиграем в игру «Волшебная рука». Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
слайд 23
Учитель: В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.
Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров (слайд 22).
Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
Учитель: слайд 24
К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Мрфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной.
(слайд 25).
Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком .
(слайд 26).
А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой, которая создала сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей.
Благотворительные акции проводятся и на телевидение.
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.
(слайд 27).
Составление синквейна
Составьте синквейн со словами: сострадание и милосердие (2 группы).
Возможные синквейны учащихся:
1.Сострадание.
2.Любящий, отзывчивый.
3.Сочувствовать, переживать, помогать.
4.Мы должны проявлять сострадание
5. Необходимо
1.Милосердие.
2. Добрый переживающий.
3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Помогать нуждающимся в помощи.
5. Забота.
Рефлексия учащихся.
Высказывания учащихся:
- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь. А ещё желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».
Давайте и мы украсим наше солнышко (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечке напишите свои эмоции, которые вы получили на уроке.
И прикрепите свои сердечки к солнцу.
(слайд 28).
Нашу встречу можно закончить словами Михаила Пляцковского.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!
(слайд 28).
- Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.