Разработка урока №11 по ОПК на тему Заповеди(4 класс)


Основы религиозных культур и светской этики, модуль " Основы православной культуры"
(4-й класс)

Урок № 11. составила учитель ОРКСЭ
Савина Ольга Владимировна
Тема: Заповеди
Цели:
Анализировать и объяснять понятия: "какие заповеди даны людям". Ответить на вопрос " Нужны ли Заповеди современному человеку?"
Формировать отношение к происходящему в мире на основе православных общечеловеческих правил поведения.
Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, делать правильный вывод, приходить к общему мнению.
Предметные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
Определять главные мысли текстов учебника, дополнительной литературы и формулировать свои выводы.
Обсуждать разные точки зрения.
Решать модели жизненных задач.
Приводить примеры нравственного выбора из художественных произведений с опорой на свой читательский опыт.

Оборудование: ПК, проектор. презентация к уроку, цветы для " Букета настроения", рабочая тетрадь, учебник А.В. Кураева "Основы православной культуры" 4 класс.


Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД



I. Проверка домашнего задания.



Приветствие учителя, который настраивает учащихся на работу и поиск для познания нового материала. В начале урока учитель вспоминает материал прошлого урока и проверят выполнения домашнего задания.



Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.





Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.








Личностные результаты УУД:
1.Оценивать предоставленные материал как возможность посмотреть на самого себя.
2. Чувствовать ответственность за свой выбор.
3.Уметь применять полученные знания в своей жизни.
4. Учиться бережно относится к другому человеку.


II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.











Учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение, учащиеся читают вслух по желанию, чтение сопровождается слайдами картин художников разных времен по теме :
Когда торжественно пучину
Глубоких Аравийских вод
Прошел Израильский народ;
Когда Синайскую пустыню,
Взамен хвалений Богу сил,
Он пиршеством, безумным кликом
И злобным буйством огласил,
И в чувственном порыве диком,
Забыв Предвечного Творца,
Во прах повергся перед ликом
Золотоглавого тельца:
Тогда на высоте Синая,
Вдали от суетных страстей,
Глаголу Господа внимая,
Стал вдохновенный Моисей.
И снова в грешную пустыню,
Сойдя у народу своему,
Принес бессмертную святыню,
Творцом врученную ему.
Как утро мирное светило
Смиряет бурю, гул море,
Его явленье усмирило
Мятеж взволнованных страстей,
К благоговению, к печали
Народ от буйства перешел,
И Богом данные скрижали
В священном трепете прочел.
( " Синайский закон" Н. Арбузов)
После прочтения учитель переходит к обсуждению прочитанного стихотворения:
1. Как вы думаете о чем рассказывает это стихотворение?
Дети отвечают.
2. Какой главный сюжет заложен в этом стихотворении?
Учащиеся размышляют и выдвигают разные версии.
Приходят к выводу , что речь идет о чем - то священном, что написано на скрижалях. Учитель объясняет значение слова " скрижали" и показывает их на слайде.
Дети рассматривают слайд и приходят к выводу, что на скрижалях начертан какой -то закон.
- Да, вы правы на скрижалях начертан закон - это закон Божий, который называют Десять Заповедей.
– А сейчас вы сформулируете тему урока?
Учащиеся единодушно называют тему урока " Заповеди"
–Молодцы! Запишите тему урока в рабочей тетради. ( после этого учитель кротко знакомит учащихся с жизни пророка Моисея. демонстрируя слайды).
- Что вас поразила или заинтересовала в жизни порока?
Дети отвечают и спрашивают, пытаются на возникшие вопросы ответить друг другу, если им не удается на помощь приходит учитель.
- Пришло время нам узнать, что говориться в заповедях и чему они учит людей. И ответить на вопрос :" Нужны ли Заповеди современному человеку? "

Проблема записывается на доске.

- Но , чтобы ответить на наш вопрос мы должны узнать какие бывают заповеди. Как мы с вами будем это делать?
Дети предлагают разные варианты получения знаний разбиваются на четверки и выполняют задание на которое им отводится 5 -7 мин.





III. Решение проблемы, открытие новых знаний.












Учащиеся работают над поставленной задачей и по истечении времени докладывают о выполнения задания по очереди каждая группа и все вместе записывают заповеди в рабочую тетрадь.
- Хорошо с заданием вы стравились прекрасно , а теперь подумайте можно ли разделить Заповеди на части и обоснуйте ответ.
Учащиеся обсуждают, предлагают разные варианты, но к единому мнению не могут прийти.
- Чтобы нам выйти из этого затруднения давайте откроем учебник на стр.40 и прочитав тест попробуем найти правильный ответ и запишем его в тетрадь.
Учитель назначает ученика, который читает вслух, остальные следят за чтением и ищут ответ на поставленный вопрос. Прочитав текст дети нашли ответ и делают следующую запись в тетрадь: 10 Заповедей делятся на две части - 1 часть включает в себя с1 по 4 заповеди и учит человека как правильно относится к Богу. 2 часть - состоит из 5 - 10 заповеди, которые учат людей правильно относится друг к другу.
- Продолжаем знакомится с текстом учебника и узнаем подробней о некоторых из заповедей.
Учащиеся продолжают по очереди читать текст учебника, знакомясь с заповедями и обсуждая их значение. Записывают в тетрадь новые знания.







IV. Выражение решения проблемы.

-Теперь мы с вами знаем все то, что бы помогло ответить на вопрос нашего урока . Давайте вспомним его.
Дети называют поставленный перед ними вопрос.
" Нужны ли Заповеди современному человеку? "
- " Итак, как вы думаете нужны ли Заповеди современному человеку?
Учащиеся высказываются по данной проблеме, спорят, доказывают каждый свое мнение и все же все приходят к одному мнению которое записывают в тетрадь:
" Современному человеку Заповеди необходимы. Человек должен соблюдать эти заповеди, чтобы быть "человеком", потому что 10 заповедей - это нравственный закон развития человека не зависимо от его взглядов и вероисповедания."





V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает детям в парах выполнить следующие продуктивные задания в тетради после обсуждения.

Задание" Заповеди и народная мудрость" (на слайде )
Внимательно прочитайте и соотнесите по смыслу Заповеди Божии и пословицы русского народа согласно общему решению.
Заповеди Божии: Народная мудрость:
1.Я - Господь Бог твой ,да Правда светлее солнца и дороже
Не будет у тебя других богов золота.
Кроме меня.

2. Не произноси ложного Злой плачет от зависти, а добрый
Свидетельства. от жалости.

3. Не завидуй. Кто родителей почитает тот во
век не погибает.

4.Не кради. Сгубить легко, да душе каково?


5. Шесть дней трудись, а седьмой Продал душу, ни за овсяный
посвяти Богу. блин.


6. Не убивай. Легко воровать, да тяжело
Отвечать.

7. Не предавай. Хочешь есть калачи, не сиди на
печи.

8.Чти отца твоего и матерь У Бога для праведных места
Твою и хорошо тебе будет много.
И долго будешь жить на земле.

(выполнение этого задания дает возможность учащимся осознать, что религиозная культура является основой культуры народа, источником её мудрости и нравственности. Пословицы взяты из книги В Даля " Пословицы и поговорки русского народа" задание составлено учителем. )



VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
– Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
-Молодцы, и в конце урока давайте составим " Букет настроения" и вашими цветами подтвердим все ваши положительные ответы на те вопросы которые нам сегодня пришлось решать.
Дети подходят к доске и к вазе прикрепляют цветы.
-Спасибо за урок. С вами приятно было работать. До свиданье.



VII. Домашнее задание.

Урок11. " Заповеди" вопросы и задания на стр.41.
Найти и прочитать рассказы русских писателей о исполнении или неисполнении Заповедей.












13PAGE \* MERGEFORMAT14115









15