Выступление на педагогическом совете на тему Элементы исследовательской работы в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе Из опыта работы.


МБОУ «СШ № 12 г. Ельца»
Выступление
на педагогическом совете школы
Тема: «Элементы исследовательской работы в урочной и внеурочной деятельности начальной школы». Из опыта работы.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 12 г. Ельца»
Иванцова И.А.
2017 г.
Своё выступление мне хотелось бы начать со слов Васи́лия Порфи́рьевича Ва́хтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». (Сл. № 2)
Любознательность, жажда новых впечатлений лежат  в основе учебных исследований. ( Сл. № 3)
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие  творческой активности детей. Эта работа может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.
( Сл. № 4). Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.
Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.
Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.
Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.
Выделяют основные этапы учебного исследования (Сл. №5):
Мотивация исследовательской деятельности.
Формулирование проблемы.
Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
Выдвижение гипотез.
Проверка гипотез.
Доказательство или опровержение гипотез.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня
( Сл. № 6):первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Я считаю, что главное в работе доказать ребятам, что их исследование важно и необходимо. Мы можем его применить и в дальнейшем.
Так, ещё работая с прежним выпуском, я старалась применять в своей работе исследовательскую деятельность.( Сл. № 7). Готовя открытый урок по «Окружающему миру» (тема «Лес и человек»), мы совершили «научную экспедицию» по территории Ростовских дач. Предварительно были выбраны направления исследований. Ребята на месте провели наблюдения за природой: увидели дары природы (ягоды, грибы, орехи, растительность и красоту осеннего леса). (Сл. № 8) Тут же на месте они выявили проблемы нашего леса (Сл. № 9): сухостой, пожары, мусор, загрязнение водоёмов. Были удивлены тем, что часто бывая в лесу, не замечали этого. В процессе исследования выяснили, что все эти проблемы и возникли из-за небрежного отношения к нашим лесам. Вывод ребят: не разжигай костров; уноси мусор с собой, не оставляй в лесу; будь осторожен в обращении с животными нашего леса; надо учиться видеть прекрасное рядом. Весь материал мы использовали на открытом уроке «Окружающего мира». Эту «научную экспедицию» надолго запомнили все ребята (Сл. № 10).
Следующее исследование я проводила на открытом уроке русского языка. (Сл. № 11) Тема урока: «Отличие предлогов от приставок. Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами». Форма проведения урока – научная лаборатория. Ребята проводили эксперименты. Выясняли, какой из способов правописания приставок и предлогов наиболее прост для использования. Казалось бы, что тут трудного отличить приставку от предлога. Но ни тут то было. Дети часто допускают такие ошибки. Организуя эти эксперименты, я опиралась на то, что дети уже знают. (В начальной школе обязательно надо опираться на то, что уже ребята знают и имеют какой - то первоначальный опыт.) ( Сл. № 12)
Так в первом случае они опирались на связь слов в словосочетаниях, а во втором на знание частей речи и возможность вставить слово или вопрос между предлогом и существительным. Каждый ребёнок выбрал тот способ, который ему был ближе. Дети были активны, заинтересованы, делали выводы, ошибались, исправлялись. Но самое главное, тему большинство усвоили. Я считаю, что исследование удалось и нам хватило одного урока.
А вот следующая исследовательская работа у нас в классе возникла совсем случайно.( Сл. № 13) Однажды на урок литературного чтения дети принесли небольшие сообщения о Крылове Иване Андреевиче. Двое из детей принесли абсолютно одинаковые детские фотопортреты. Одному нашли в интернете родители, а другому распечатали в библиотеке. Дети утверждали, что это детские портреты баснописца. В классе на уроке возник спор. Большинство говорили, что не нашли этого материала (все портреты выполнены живописцами), а эти двое до слёз утверждали, что это фотографии Вани Крылова. Я предложила не спешить с ответами, а найти решение проблемы на внеурочке. Нескольким ребятам я поручила найти информацию о возникновении фотографии. Мы решили, что этот вопрос у нас останется открытым.
Итак, у нас возникла тема исследования «Мог бы ребёнок, изображённый на фотографии быть Иваном Андреевичем Крыловым?». Существовало два предположения, но мы должны найти только один правильный ответ, опираясь на точные научные данные.
На внеурочку дети принесли найденную информацию о возникновении фотографии. На доску я выписала основные даты и события, связанные с нашей темой. (Сл. № 14)
И.А. Крылов
Родился в 1769 году, умер в 1844 году в Петербурге. Годом появления фотографии считается 1839 г. ( Париж).
Первое ателье в Петербурге было открыто в 1851 году.
Я прошу вас сейчас внимательно посмотреть на эти даты, сделать свои выводы и предположения. (Учителя предпологают)
А вот какие выводы мы сделали вместе с ребятами. ( Сл. №16) Мы совместно выяснили, что:
1. Это не фотопортрет И.А.Крылова.
(В то время ещё не умели фотографировать.)
2. Детского портрета И.А. Крылова нам не удалось найти.
(Предполагаем, что нет его детских портретов, так как семья была очень ограничена в средствах.)
3. Фотографий И.А. Крылова тоже не существует. (Он умер за 7 лет до создания первого фотографического кабинета в Петербурге.)
4. Необходимо очень аккуратно работать с информацией, полученной в интернете. (Надо учить детей проверять источники информации. Нельзя останавливаться на одном источнике, пользоваться книжными изданиями.) Вы удивитесь, что же тут такого сложного? Но ведь исследование проводили обучающиеся 3 класса.
Учителю, использующему в своей работе исследовательскую деятельность, необходимо знать, что сейчас дети с очень низкой мотиваций как в учёбе, так и в любой другой деятельности, пассивны. И когда проводишь любое, самое маленькое исследование по определённому вопросу, надо быть самому компетентным, знающим, что исследуют дети, о чём они говорят. Я не сторонник, когда родители «слишком помогают» ребятам и учителю. Пусть ребёнок сам сделает свой шаг в новое и интересное. Главное, помочь ему найти ошибки и вместе с ним их исправить.
Конечно же, в начальной школе нельзя говорить о полноценном учебном исследовании. Но проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений, отнимая много времени и сил, дает положительные результаты ( Сл. № 16):
1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников.
2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.
3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.
4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.   
А закончить свое выступление хотелось бы вот этими словами (Сл. № 17)
  «Новое - хорошо забытое старое».
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
А этим интересовались задолго до введения ФГОС великие педагоги и психологи:
Ян Амос Каменский (1592-1670) чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики.
Васи́лий Порфи́рьевич Ва́хтеров (1853- 1924) — российский педагог, учёный, методист начальной школы.
Лев Семёнович Выго́тский  (1896 - 1934) — советский психолог.
Успехов в работе, уважаемые коллеги!
Выступление
На педагогическом совете школы
Тема: «Элементы исследовательской работы в урочной и внеурочной деятельности начальной школы». Из опыта работы.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 12 г. Ельца»
Иванцова И.А.
11 января 2017 г.