Семинар для педагогов «Формирование УУД в условиях реализации ФГОС»


Семинар для педагогов «Формирование УУД в условиях реализации ФГОС» Цель: Повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам внедрения ФГОС.Задачи: - выделение универсальных учебных действий в практическом материале; - разработка рекомендаций для учащихся; - развитие творческого потенциала педагогов;Контингент: педагогический составФорма проведения: групповое занятие I. Теоретическая частьНаши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться несколько лет назад. Они родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Они играют в игрушки, оснащенные интерактивными средствами, они легко пользуются мобильными телефонами, ноутбуками. Развитие информационных технологий приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьников.Мир стремительно меняется. Соответственно, меняются цели и содержание образования. Чему учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра? Первостепенной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Как же это сделать?Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.УУД – это действия, которые стимулируют мотивацию к обучению, позволяют школьникам ориентироваться в разных предметных областях. Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные действия:- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);- умение структурировать знания;- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Универсальные логические действия:- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных;- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;- подведение под понятия, распознавание объектов;- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;- выявление родовидовых и существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств. Постановка и решение проблемы:- постановка и формулирование проблемы;- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Дабы не быть голословными, давайте посмотрим мультфильм и попробуем найти в нём все вышеописанные универсальные учебные действия.Какие УУД спрятались в мультфильме?Просмотр мультфильма «Маша и медведь»Обсуждение. https://www.youtube.com/watch?v=lwiDLaEVSfI Личностные:Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;Ученик умеет делать нравственный выбор;Ученик способен к волевому усилию;У ребенка развита рефлексия;У ребенка сформирована учебная мотивация;Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.Регулятивные: Ученик умеет составлять план действий;Ученик осознает тог, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;Ученик способен к волевому усилию;У ученика развита рефлексия;Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;У ученика сформирован внутренний план действий;Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий Познавательные:Ребенок умеет слушать и слышать;Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;Может создавать устные и письменные высказывания;Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;Ребенок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следественные связи;Ребенок может проанализировать ход и способ действий;У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;Ребенок умеет вести поиски выделятьнеобходимую информацию Коммуникативные УУД:Ученик умеет составлять план действий;Ученик умеет договариваться несиловыми методами;Ученик умеет вступать в диалог;Ребенок может сотрудничать с другими людьми;Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;Ученик может отслеживать действия партнера;Ребенок умеет слушать и слышать;Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;Ребенок может интегрироваться в группу сверстников Что делать учителю? Личностные:Учитель находит способ увлечь детей знаниями;Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;Учитель включает детей в открытие новых знаний;Учитель помогает ребенку найти самого себя;Учитель показывает то, что ошибка - это нормально – главное уметь учиться на ошибках;Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере;Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям;Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания Регулятивные:Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку;Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивает то, чему научились, что получилось, а что нет;Учитель учит детей планировать свой досуг;Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку Познавательные:Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией;Учитель включает детей в открытие новых знаний;Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения;Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания;Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ;Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы Коммуникативные:Учитель обучает детей приемам работы в группах;Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах;Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей;Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения;Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками;Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы;Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных ситуаций;Учитель организует конструктивную совместную деятельность;Учитель при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков II. Групповая работа. Практикум.Личностные  УУДУпражнение «Никто из вас не знает, что я…Цель: повышение самооценки, развитие позитивного восприятия окружающих людей.Каждый участник  по кругу заканчивает фразу: «Никто из вас не знает, что я…» и далее сообщает какую-то особенность своего характера, или интересную подробность о себе. Упражнение «Все мы чем-то похожи»Цель: развитие самооценки каждого ребёнка, повышение значимости индивидуальных особенностей, включение в работу детей всех категорий, самораскрытие участников.Инструкция: разбейтесь на четвёрки или пятёрки, каждая группа  пусть составит список того, что объединяет её членов. В этот список мжно написать. Например: «Мы все учимся во 2 классе», « Мы все любим мороженое», «В наших именах есть буква «А»,  «Нам не нравится когда кто-то ябедничает» и т.д. Победит команда,  у которой большее количество сходств.Обсуждение Коммуникативные УУДИгра «Паутинка»Цель: активное взаимодействие, сплочение, формирование командного духа.Участники  встают в круг. Руки протягивают вперёд. По сигналу ведущего берутся за руки так, чтобы в каждой руке участника оказалась только одна рука(!).Все участники оказываются, сплетены между собой. Задача участников:  не разнимая рук  распутаться.ОбсуждениеУдалось ли справиться с заданием? Что мешало? Что помогло его выполнить? Регулятивные  и  Познавательные УУД Задача на логику:Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице... Почему? Ответ: Этот человек - лилипут, и до кнопки 17-го этажа дотягивается только зонтиком или просит кого-нибудь нажать на эту кнопку. Король и премьер-министр Один король хотел сместить своего премьер-министра, но при этом не хотел его слишком обидеть. Он позвал премьер-министра к себе, положил при нем два листка бумаги в портфель и сказал: "На одном листке я написал "Уходите", а на втором — "Останьтесь". Листок, который вы вытащите, решит вашу судьбу". Премьер-министр догадался, что на обоих листках было написано "Уходите". Как же, однако, умудрился он при этих условиях сохранить свое место???????? Ответ: Премьер-министр вытащил листок бумаги и, не глядя на него, скатал из него шарик — и проглотил. Поскольку на оставшемся листке стояло "Уходите", то королю пришлось признать, что на проглоченном листке значилось "Останьтесь". Игра «ДЕЛИМСЯ ПО ПРИЗНАКУ»Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части. III. Рекомендации по развитию универсальных учебных действий. Личностные УУД: 1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Познавательные УУД:1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите детей учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Коммуникативные УУД: 1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.2. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.Приучите ребенка задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Регулятивные УУД: 1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Спасибо за внимание))))