Выступление на педагогическом совете Повышение мотивации студентов в овладении профессиональным мастерством


Мастер производственного обучения Переверзев Максим Александрович ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум» г.Майкоп Республика Адыгея
Выступление на педагогическом совете
«Повышение мотивации студентов в овладении профессиональным мастерством»
Мотивация труда учащегося среднего профтехучилища - это система потребностей, мотивов, целей и др. побуждений, которая отражает единство побуждений учащегося к учению и производительному труду и позволяет ему активно стремиться к пополнению общих и профессиональных знаний к овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями, т.е. овладению профессиональным мастерством.Особенности мотивации труда учащихся средних ПТУ: уровень ее сформированности у учащихся училища; ориентация на свою профессию; наличие структурообразующего компонента, связанного с профессиональной деятельностью; обобщенность мотивации труда, порождающая нужду в научных знаниях; осознанность труда строителя в жизни общества; направленность на содержание труда, на отдельные способы и приемы выполнения работ, на отдельные признаки профессии, на сознательную трудовую дисциплину, творчество в труде, на определенное общение в трудовом коллективе, на оценку самого себя как труженика; динамические свойства, связанные с особенностями производительного труда (интенсивность, устойчивость, переключаемость, степень торможения отрицательных побуждений.Уровни развития мотивации
В жизни мотивация присуща незначительной части учащихся, поэтому выделены четыре уровня ее развития. Четвертый (высший) уровень характеризует учащихся, у которых выбор профессии не случайное явление, а давняя мечта.
У них развиты все компоненты мотивации труда, они осознают престижность профессии строителя-отделочника в социальном плане, убеждены, что развитие народного хозяйства возможно без этой профессии. Считают труд строителя нелегким, но интересным, нестандартным. Трудности стремятся преодолевать во имя своих убеждений. Из всех строительных профессий наиболее интересной считают именно "маляр-штукатур", которая требует, по их мнению, большого эстетического вкуса. Труд строителя для них уже является потребностью. Цель воспитания учащихся такого уровня заключается в подкреплении такой мотивации, в создании условий дальнейшего ее совершенствования.
Учащиеся третьего уровня также убеждены, что труд строителя занимает ведущее место в развитии общества. Вместе с тем неубеждены, что строителю нужны глубокие теоретические знания, поэтому в их знаниях имеются пробелы, что нередко отрицательно сказывается на качестве выполненных работ. В работе отдают предпочтение механизированному труду, работам: с применением новых отделочных материалов и без энтузиазма выполняют ручные и несложные работы. Действительность мотивации отличается продолжительностью, учащиеся способны преодолевать трудности в работе. Цель воспитания такой мотивации заключается в организации такой деятельности, которая обеспечила бы подкрепление тех мотивов труда, которые служат основой мотивации четвертого уровня.
Учащиеся второго уровня характеризуются низкой мотивацией труда в основном за счет слабого развития ее идейно-нравственного содержания. Они осознают свое предназначение труженика, но не обязательно в строительстве, поэтому к профессии или безразличны или считают ее неинтересной. Особенно не привлекают их условия труда строителя (дождь, холод, пыль, грязь), и они не настраивают себя на преодоление трудностей. В какой-то степени стимулирует их активность в труде материальное вознаграждение. Цели воспитания мотивации здесь шире: они могут захватывать и предметную направленность, и идейно-нравственное ее содержание.
Первый уровень характеризуется очень слабой установкой к труду в целом, отрицательным отношением к профессии, малочисленностью положительных мотивов и их неустойчивостью. Цели воспитания могут захватывать буквально все признаки мотивации труда, опираясь прежде всего на ее предметную направленность.
Формирование мотивации труда в процессе производственного обучения рассмотрено в комплексе с другими задачами. Поэтому как цель воспитания она рассматривается также в комплексе с другими целями, соотнося цели воспитания с целями обучения и развития.
Цели обучения предполагают формирование у учащихся новых способов трудовых действий, выполнения приемов труда и операций, систему умений и навыков, профессионального мастерства являющихся условием функционирования высоко развитой мотивации. Эти цели конкретизируются с учетом особенностей группы, вида работ, периода обучения и т.д. Мастер не может добиться успеха в реализации целей обучения, если не обратит внимания на цели воспитания мотивации труда. Эталонные цели воспитания мотивации труда, отражающие социальный заказ общества, конкретизируются в виде ближайших целей уроков производственного обучения, последовательное достижение которых позволяет мастеру добиться эталонных целей. Номенклатура целей воспитания выглядит следующим образом: формировать потребность в труде, стремление к работе на благо общества; формирование бережного отношения к инструменту и материалам; воспитание трудовой дисциплины, стремление эффективно использовать каждую рабочую минуту; развитие требовательности к себе и непримиримости к нерадивым в труде; формирование ответственности перед коллективом за результаты труда; воспитание профессионального интереса и т.д.Цели развития предполагают формирование на уроке психических качеств учащихся: развитие интеллекта, воли, самостоятельности. Это прежде всего: формирование способности преодолевать трудности и болевые ощущения, развитие упорства и настойчивости, терпеливости, интуитивности и т.д. п Формирование мотивации труда может стать составной частью деятельности мастера, целью воспитания в процессе производственного обучения. Возможности формирования мотивации труда заложены прежде всего в содержании, производственного обучения. На примере содержания уроков вводного периода обучения показано, как у учащихся формируются такие мотивационные состояния, как осознание перспективной цели, осознание смысла овладения профессией, осознание необходимости ответственного отношения к труду строителя и др. Уроки вводного периода закладывают основы формирования нравственного содержания мотивации и ее предметной направленности.
Достигнутое на этих уроках развивается и подкрепляется на уроках подготовительного периода производственного обучения, благодаря возможностям в формировании мотивации труда, которыми обладают методы проблемно - развиващего обучения. Применяя их, мастер добивается развития у учащихся умения ставить цели предстоящей деятельности; возбуждает познавательные потребности и профессиональный интерес; формирует мотивы труда (ответственность за качество работы, стремление к результату. , долг как мотив труда); вырабатывает уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности и др.
Значительными развивающими возможностями, обладают приемы, которые выделены в особые группы - приемы побуждения. Выявлены развивающие возможности в воспитании мотивации труда внеклассных мероприятий по профессии (кружковая работа, теоретические конференции, конкурсы лучшего по профессии), которые в широких пределах и более наглядно, чем на уроках, позволяют формировать у учащихся осознание практической и эстетической значимостей профессии. Внеклассная работа обладает всеми возможностями содержания уроков производственного обучения, методов, усиливает их побуждающую функцию.
Система работы мастера по формированию мотивации труда рассматривается в двух аспектах: со стороны статической структуры процесса воспитания мотивации и со стороны его динамической структуры. На каждом этапе мастеру необходимо определять состояния сформированности мотивации труда у учащихся его группы, какие в связи с этим ставить цели этапа воспитания мотивации, какие при этом применять средства и как учитывать условия их действенности, как осуществлять обратную связь.