Объяснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар» учителя МБОУ «СШ № 11» г. Евпатории.

Объяснительная записка
к конкурсному заданию «Методический семинар»
учителя МБОУ «СШ № 11» г. Евпатории.
Гладчука Вячеслава Владимировича.

В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.
Прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда объем информации увеличивается, дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.
В актуализации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся.
Дискуссионный метод обучения, основанный на обмене мнений по определенной проблеме. Точка зрения, высказывания учащимися в ходе дискуссий, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и развивающую ценность, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.
На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.
В самом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии на исторические темы можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их проведения, задач и направленности обсуждения.
Первый тип - это структурированная, или регламентированная дискуссия.
На подобного рода занятии ученики имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения. Смысл дискуссии такого типа заключается в том, что «малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему вопрос, как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.
В начале урока учитель формулирует общую проблему занятия перед всем классом и даже в ряде случаев выдвигает возможные гипотезы по ее решению.
Состав группы может быть примерно такой: ведущий, задача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюдатель дает оценку участия каждого члена группы.
Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.
Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну - две недели школьникам объявляется тема и модель анализа проблемы:
1. Исторический анализ проблемы.
2. Выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы.
3. Разделение изучаемой проблемы на отдельные вопросы.
4. Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы.
5. Предложение гипотезы по решению проблемы в определенных
исторических условиях.
Проект позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить его перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка проекта ставит ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.
Дискуссия требует специальной подготовки учащихся, выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы учащихся спорить.
Дискуссии классификацируются по формам проведения- дебаты на основе соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
От одной команды выделяются три «спикера» утверждающей стороны: один утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны, второй усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства, третий представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии. Три «спикера» отрицающей стороны выдвигают все возможные отрицающие аргументы, опровергают аргументы противников, усиливают отрицающую линию в споре, третий готовит финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей стороны. Тайм-кипер следит за временем дискуссии.
Следующая модель дискуссии- вертушка , целью которой является вовлечение буквально всего класса в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.
Стулья для участников расставляются в два больших круга. Внутренний круг заполняют ученики спиной к центру круга, во внешнем круге ученики располагаются лицом к центру круга. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг - неподвижный, внешний - подвижный. По сигналу педагога все ученики внешнего круга пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.
В данной дискуссии ученики внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего - другой. Школьники одновременно ведут в парах дискуссию. Встречаясь с новым партнером, они слышат новые доводы, аргументы, а, значит, и подбирают новые контраргументы. К концу круга ученики, как правило, оттачивают свою систему аргументов, а также приобретают опыт общения с разными партнерами.
Существуют и другие формы дискуссий, различающиеся по принципу их организации: уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты. Учитель, организуя дискуссионное занятие, должен помнить определенные правила. Он избегает неопределенных и двусмысленных вопросов; дает время на обдумывание ответов учеников; обращает внимание учащихся на каждый ответ; изменяет ход рассуждений ученика, по-иному сформулировав мысль или дав прямо противоположное мнение; уточняет и проясняет высказывания детей для всего класса; задает конкретизирующие вопросы.
При организации дискуссионного занятия учитель должен себе четко представлять его этапы и ход. Вводный этап заключается в подготовке и включении всего класса в дискуссию.
Дискуссии в классе, презентации и подобные виды деятельности проходят успешно, если каждый понимает правила проведения дискуссии и придерживается их. Правила помогают ученикам и взрослым пользоваться своими правами и чувствовать ответственность. Для проведения дискуссии в классе полезны такие правила:
1.Умейте слушать друг друга. Это достигается, если вы постоянно держите докладчика в поле зрения и не разговариваете в это время. Когда первый докладчик закончил речь, то задача следующего – сделать небольшой обзор сказанного предшественником и поделиться своими размышлениями.
2. Одновременно говорит только один. Во время дискуссии говорят по очереди. Можно использовать микрофон, который держит докладчик во время речи, а затем передаёт следующему оратору.
3. Придерживайтесь темы. Иногда ученики могут отходить от главной темы дискуссии. Но вместо критики учитель может сказать: « Я не уверен, что это касается темы, ты не поможешь мне?» Это даёт шанс прояснить, что имел ввиду ученик.
4. Учеников необходимо заинтересовывать обмениваться мнениями. Каждый ученик имеет свою точку зрения и должен иметь условия для свободного высказывания. Необходимо дать понять, что их точку зрения уважают и ценят.
5. Содействие воспитания чувства собственного достоинства. Необходимо заинтересовать всех учеников в активном участии в проведении урока и дискуссии. Но ученику нужно дать право отказа от участия в них, если они не приемлемы.
6 Не допускайте осуждений. Необходимо выработать у учеников правильное понимание самовыражения: они должны знать, что целиком приемлемо согласиться или нет с точкой зрения, но нельзя осуждать взгляды людей.
7. Проявлять уважение к всем своим ученикам, нет напрасных вопросов. Каждый вопрос имеет значение.
Можно заготовить листочки с основными правилами:
Все открыто высказывают мнение.
Все точки зрения принимаются во внимание.
Слушайте других, не перебивая.
Не говорите слишком много и часто.
Говорит только один человек, остальные – слушают.
Добивайтесь позитивных идей и отношений.
Не критикуйте себя и других.
Несогласие и конфликты из-за идей нельзя направлять на конкретного человека.
В последнее время модель обучения в дискуссии претерпела изменения, направленные на её технологизацию с целью совершенствования системы оценивания участия учеников в дискуссии. За каждое высказывание во время дискуссии ученик получает поощрительные баллы, которые заносятся в специальный листок. Учитель назначает поощрительные баллы за высказывание личного мнения к вопросу, за предоставление информации, которая строится на фактах или получена во время изучения темы. Баллы за привлечение в дискуссию другого ученика гарантируют активность участников.
Ученики могут получать дополнительные баллы за уточнение вопроса, за продвижение дискуссии вперёд, за умение слушать, за проведение аналогий, которые свидетельствуют о более высоком уровне мышления. Баллы снимаются, когда один из участников дискуссии прерывает, мешает высказываться другим, пытается навязать собственные идеи, за невнимательность, за повторение информации, за высказывание не по теме. Не допускается монополия одного ученика. После окончания дискуссии учитель подсчитывает баллы каждого.
Вместе с созданием системы оценивания активности учащихся разумно усилить контроль за овладением учениками учебным материалом во время выполнения заданий. Для этого каждая группа может подготовить тестовые задания, чтобы проверить, усвоили другие эту часть учебного материала, и делать это как можно чаще.
Можно организовывать на уроке дискуссию, только если ученики хорошо знают тему, имели достаточно времени для анализа, проявляют интерес к обсуждаемой проблеме. Стремясь применить метод обсуждения при участии всего класса, необходимо уделить первоочередное внимание подготовительной работе.
Среди возможных форм дискуссии «Дерево решений», дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, структурированные дебаты.
«Дерево решений» (метод всех возможных вариантов) применяется при анализе ситуаций и помогает достичь определённого понимания причин, которые привели к принятию того или иного важного в прошлом решения. Ученики понимают механизм принятия решения, а преподаватель тщательно фиксирует в колонки преимущества и недостатки каждого из них. Во время обсуждения заполняется таблица
ПРОБЛЕМА

Преимущества
Недостатки

Методика проведения обсуждения:
Учитель ставит задачу для обсуждения.
Ученикам предоставляется основная информация по проблеме, исторические факты, события ( это может быть частью домашнего задания).
Учитель делит класс на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаётся таблица и яркие фломастеры, время на выполнение работы определяется 10-15 минут.
Ученики заполняют таблицу и принимают решение по оглашению проблемы.
Представители каждой группы рассказывают о результатах. Учитель сравнивает результаты групп и отвечает на вопросы учеников.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу соединяет в себе преимущества лекции и дискуссии в группах. Группа в 3-5 человек ведет дискуссию по теме, определённой загодя, в присутствии аудитории. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают своё мнение или ставят вопросы участникам беседы. Ток-шоу даёт возможность четко выразить разные точки зрения по теме, но для этого основные участники обсуждения должны быть хорошо подготовлены. Для всех одинаковые условия – 3-5 минут. Ведущий должен следить, чтобы участники не отклонялись от темы. Ток-шоу может проводиться на сдвоенных уроках.
Методика проведения:
Ведущий определяет тему, приглашает основных участников, оглашает порядок проведения дискуссии, регламент выступлений.
Участников дискуссии необходимо рассадить так, чтобы зрители были вокруг стола основных действующих лиц.
Ведущий начинает дискуссию: представляет основных участников и называет тему.
Первыми выступают основные участники ( 20 минут), после чего ведущий приглашает зрителей принять участие в обсуждении.
По окончанию дискуссии ведущий подводит итоги, даёт короткий анализ обсуждения основных участников.
Структурированные дебаты используют британские парламентарии, цель участников дебатов – убедить других, что его подход к решению проблемы правильный. Проведение дебатов является эффективным способом формирования у учеников умения понятно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и аргументы в свою поддержку.
Участники дебатов:
- сторона, которая поддерживает предположение, называется поддерживающей стороной, а другая – отрицающей;
- каждая команда должна готовить тщательно свои аргументы, решить какие пункты должен предъявлять каждый участник, консультироваться с книгами, готовить пометки или карты и быть готовым опровергнуть оппонентов;
- речь каждого участника должна быть хорошим примером качественной речи.
Порядок проведения дебатов
Председатель объявляет тему, представляет выступающих, поясняет термины и рамки выступления, оглашает решение судьи.
Участники дебатов говорят в таком порядке:
Первый утверждающий
Первый отрицающий
Второй утверждающий
Второй отрицающий
Третий утверждающий
Третий отрицающий.
Победа отдаётся той стороне, которая приводила наиболее убедительные аргументы и отвергала аргументы оппонента.
При использовании интерактивных методик важным является обращение к мнению ученика как на этапе определения цели урока, так и во время подведения итогов. Также важно знать, достигли ли ученики ожидаемых результатов урока.