Презентация к докладу Как разработать методическое пособие по предмету


Как разработать учебно-методическое пособие по предметуПодготовила Шупикова Л.М., методист Назначение и структура учебно-методического пособияУчебно-методические пособия ориентированы на реальную помощь обучающемуся в освоении материала и выработке навыков и умений и в организации самостоятельного изучения предмета или педагогу в преподавании учебной дисциплины. Критерии учебно-методического изданияУчебно-методическое издание должно:- точно и понятно определять цели, задачи и назначение издания;- отражать технологии и методы обучения, способствующие усвоению материала, формированию общекультурных и профессиональных компетенций; - обеспечивать преемственность знаний и навыков, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин; - осуществлять междисциплинарные связи; - последовательно и упорядоченно излагать материал;- выделять наиболее существенные смысловые связи и ключевые понятия;- представлять единый подход к употреблению терминов. Структура учебно-методического пособия Предисловие ориентирует обучающегося в содержании издания, в его направленности и методических установках; даёт краткую характеристику курса; указывает объём изучаемого материала; определяет структуру материала; формулирует цели и задачи курса; определяет общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Введение характерно для учебников. Во введении дается история вопроса, обзор научной, учебной литературы и источников, рассматриваются различные точки зрения исследователей, отмечаются противоречия, а так же раскрывается позиция автора излагаемого материала. Основная часть – самая объёмная, индивидуальная и вариативная.Зависит от вида учебно-методического издания, авторской установки, целевой направленности и содержания курса. Материал в учебном пособии может быть расположен:* по тематическому принципу с выделением частей, тем или дидактических единиц и раскрытием содержания каждой из них, с включением заданий для усвоения материала, его закрепления и проверки остаточных знаний, со списком рекомендуемой литературы; в каждой части могут быть помещены контрольные вопросы и тесты;* по методическим единицам (формам); в таком случае в отдельном разделе помещается развернутая программа или краткие тезисы содержания курса, в другом - задания и вопросы для проверки усвоения материала, в третьем - тексты или их фрагменты для разного рода упражнений и т.д. Заключение может носить свободный характер и зависит как от содержания и специфики курса, так и от представлений самого преподавателя о своих методических задачах.Приложение содержит таблицы, графики, схемы, фрагменты текстов, примеры, задачи, необходимые для более детального рассмотрения материала, изложенного в основной части. Здесь может быть помещен и список рекомендуемых источников. Виды учебной литературы Общий порядок разработки учебного издания определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса; определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы; выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу; определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса;разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы. Основные требования к содержанию учебного пособия преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам; тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана; реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;междисциплинарные связи;обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.  Примерная структура методических пособийУчебно-методическое пособиеТитульный листРецензия (внешняя, внутренняя)СодержаниеВведение (пояснительная записка)СтандартТехнологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)Основная часть Заключение (тесты, эталоны к тестам)Список использованной литературы. Приложения (дополнительный материал). Методическое пособие по практическому занятиюТитульный листВведение.Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).Методика работы.Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.Рекомендуемая литература.Приложения. В Приложение  могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста. Методическое пособие по учебной (производственной) практике:Требования стандарта практики.Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).Содержание практики и структура деятельности студента.Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики).Заключение.Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики). Спасибо за внимание!