Статья: Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как инновационная педагогическая технология


Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как пример использования инновационной педагогической технологии в начальной школе
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка УУД, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не запомню, вовлеки меня – и я пойму». Эта китайская пословица наиболее точно характеризует необходимость проектной деятельности. Ведь ценные и прочные знания добываются детьми самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. А для этого надо организовать деятельность учащихся надо так, чтобы каждый был участником процесса учения. Для этого своей работе на уроках и во внеурочное время вовлекаю учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Начинаю с мини – исследований с первого класса, чтобы ребята были активно работали в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями. Этот вид работы предполагает решение какой-то проблемы. Конечно, на первых порах родители явились активными помощниками проводимой в классе проектной деятельности. Они учили ребят задавать нужные вопросы в поисковой системе, выбирать только нужную информацию из большого объема содержания, копировать и переносит найденную информацию в нужную папку. Сейчас ребята сами выполняют эти операции. Все четыре года обучения мои учащиеся работали над проектами на различные темы. Детям очень понравился этот вид работы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. В первом классе все наши проекты имеют художественно-творческий характер, и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе. Во втором классе проекты носят информационно-индивидуальный характер: «Собака – друг или враг человека», «Дикие и домашние животные», «Известные сказочники», «Любимый писатель». Были игровые и творческие проекты: «Эколобок» (экологическая сказка), «Встретим Новый год весело», «Создание поздравительных плакатов».Но ведущими на сегодняшний день являются исследовательские проекты. В третьем классе, изучая по окружающему миру тему: «Здоровое питание», ребят заинтересовала тема рекламы в нашей жизни. Класс разделился на 5 групп. Каждая собирала образцы реклам, с целью изучения ее секретов. Изучив материал по этой теме, проанализировав собранную информацию, учитывая результаты обсуждения в группах, ребятами был сделан соответствующий вывод. Современная реклама имеет свои секреты. Она подавляет волю человека и, таким образом, заставляет покупать то, что рекламируют. Продуктом данного проекта стала своя реклама здорового питания. Интересным показался ребятам на уроке окружающего мира вопрос: «Почему при одинаковом поливе, одни растения быстро вянут, а другие - без воды могут обходиться долго». Так началась работа над проектом: «Прекрасные и опасные растения нашего класса».В 4 классе, знакомясь с органами чувств человека, группа ребят из 5 человек решила расширить свои знания, и начали работу над проектом «Зрение человека». Так в ходе изучения программных тем, у ребят проявляется интерес к исследовательской деятельности. Проектной деятельностью мы занимаемся и во внеурочное время. Так в 1-2 классах кружковая работа составляла 5 занятий в неделю, а в 3-4 классах по 1 часу. Занятия проводились в рамках классного кабинета, посещение школьного и районного музеев, экскурсии. Кружок «Занимательная грамматика» Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку. На практике учимся применять правила русского языка. А для этого на занятиях кружка занимаемся сочинительством загадок, маленьких четверостиший и рассказов. В конце первого класса собрав все сочиненные загадки, выпустили небольшой сборник загадок «Мои первые шаги к творчеству». В течение 2-4 классов собирала сочиненные учащимися рассказы, загадки, стихи. Такие творческие задания встречаются в учебниках окружающего мира и литературного чтения. Например, придумай сказочное объяснение тому, почему происходит смена дня и ночи. Придумай свою легенду появления на небе созвездия «Большая медведица». Сейчас готовлю к выпуску небольшой сборник детского творчества «Наше творчество».Кружок «Тайна черно-белых клеток» Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, "внутренний план действий. Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Я использую игру « Шахматы» только как средство обучения. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Шахматы вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. Художественно - творческий кружок. Ребенку на занятиях предлагается не только воспроизвести необходимое действие, но и проявить свою индивидуальность в сотрудничестве с другими участниками реализации художественного замысла – учителем и своими сверстниками. Результатом деятельности на занятиях по художественно – творческой деятельности является как индивидуальный художественный продукт (рисунок, аппликация), так и продукт коллективного творчества (инсценирование сказок, коллективный танец).«Клуб полезных дел» совершенствует систему патриотического воспитания, формирует у молодого поколения высокие чувства патриотизма и гражданской ответственности. Развитие желания у учащихся быть полезными, получать удовольствие от проделанной работы и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. «Живи, твори, дерзай и помогай своему селу, краю, своей родине! - девиз под которым ведется работа этого кружка. В ходе работы этого кружка осуществились проекты: « Подари вторую жизнь книге», «Озелени класс», «Помоги ветерану», «Посади дерево», «Скворечник скворцам» и т.д.Результаты творческих успехов, исследовательских, проектных работ на уроках и во внеурочной деятельности учащихся мы фиксировали в портфолио, которые вместе с ребятами и их родителями пополняли в течение четырех лет обучения. Метод проектов, используемый мной в урочной и внеурочной работе, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения современного проектного метода по программе УМК «Перспектива» - это формирование личности, обладающей умением учиться, т.е. формирование у ребёнка универсальных учебных действий.
Используемая литература:
1. Битянова М. Какой линейкой мерить УУД. Издательский дом: Первое сентября март 2012 г. С. 42-47.
2. Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Новая школа Москва 2010г. с.4-8.
3. Горячев А.В. Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).с.34 – М.: Баласс, 2010г.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 5.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. Баласс 2012г. 6. Сухин И. От сказки – к шахматам. – М.: Издательство фирмы АСТ, 2012г.