Опыт работы учителя ОБЖ Синицына Н.В.



Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ
МБОУ «Лицей № 8»
г. МАЙКОПА

СИНИЦЫНА НИКОЛАЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.



Мой более чем 20 летний опыт работы преподавателем - организатором Основ Безопасности Жизнедеятельности убеждает, что сегодня ОБЖ в школе - это очень сложный, до конца ещё не освоенный, не до конца оценённый в своей важности предмет обучения школьников, причём, в дальнейшем развитии нашего общества не предвидится завершение его изучения, т.к. в современном мире опасные и ЧС природного, техногенного, социального характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека.
Они постоянно его сопровождают, создают угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожению материальных и духовных ценностей, наносят ущерб не только природе, но и обществу.
Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных, осознанный действий может зависеть наша жизнь и жизнь наших родных и близких.
Главной целью обучения «Основам Безопасности Жизнедеятельности» является подготовка человека (ученика) к успешным действиям по обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.
Основными задачами в преподавании предмета ОБЖ для меня являются:
-овладение учащимися системой практических знаний и навыков, формирование привычек, необходимых при решении вопросов общественной и личной безопасности в повседневной учебной и трудовой деятельности;
- формирование установок на совместные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий при оказании взаимопомощи;
- развитие и формирование средствами предмета обучения понятия необходимости ведения здорового образа жизни, воспитания культуры безопасной жизнедеятельности;
- воспитание патриотического сознания учащихся - важнейшего из гражданских качеств человека.

Анализируя наши (часто меняемые) учебники, можно сделать выводы:
1. Учебники написаны сотрудниками МЧС или близких к ним сфер, не педагогами. Учебники трудны для понимания учащимися, содержат тяжёлые формулировки, избыток информации, где сложно выделить главное, и часто скрыта логика изложения материала. Всё это затрудняет понимание курса и подталкивает добросовестных учеников к добросовестной зубрёжке. Практически исключаются такие мотивационные приёмы, как сравнение, наблюдение, собственный поиск информации, выбор алгоритма действий и т.д. Особенно тяжелы для восприятия ребёнком учебники ОБЖ для 5, 7, и 8 классов.
2. В ходе преподавания предмета я столкнулся с ситуацией, когда невозможно (объективно невозможно) в отведенные на год 35 часов в изучение всего материала учебника для определённого класса ( программа не предусматривает отмену уроков при проведении ЕГЭ, ГИА, проведение акций «День призывника», «День здоровья», «День защиты детей», проведение мероприятий по постановке на в/учёт, местные религиозные праздники, перенос выходных на понедельник, массовые посещения школьниками театра, филармонии, участие в конкурсах и соревнованиях с командами и т.д.) А ведь и саму учителю нужно время для проведения контрольных, зачётов, отработки практических навыков.
Получается, в 5-8 классах реально не хватает времени на темы раздела 5 Программы: «Основы медицинских знаний». И уровень содержания изложенного в учебниках материала по
этим «Основам...» оставляет желать лучшего. В общем, там всё правильно написано, но что может пятиклассник усвоить по теме, рассчитанной на 40 минут «Виды ран. Степени ожогов и обморожений. Первая помощь при ранениях», не имея знаний о видах кровотечений, асептики, антисептике, профилактики осложнений раны, способах остановки кровотечения, видах повязок и т.д. Убеждён - такой урок не даст почти никакой пользы. Чаще ребёнок будет испытывать разочарование.
Выход из положения: не отказываясь от изучения положенных программой тем по классам, я составил авторскую программу для 9 класса и всё время обучения в 9 классе посвящено «Основам медицинских знаний», где разбираются на достаточно высоком уровне все аспекты проблемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Для текущего контроля уровня изучения материала кроме поурочного опроса, который, как правило, проводится в фронтальной форме (так больше охват учеников в классе), учащиеся решают тесты и ситуационные задачи по разделам:
-антисептика, асептика, профилактика осложнения раны, обморок, раневая инфекция;
-перевязочный материал, перевязочный материал из подручных средств;
- первая помощь при различных видах кровотечений (в т.ч. внутренних), при шоке и остром малокровии;
- первая помощь при массовых травмах и переломах;
- первая реанимационная помощь (в т ч. ПМП при утоплении);
- первая помощь при отравлениях ЯВ.
При прохождении курса учащиеся выполняют практически:
- остановка кровотечения при различных видах ран различными способами;
- первая помощь при переломах, вывихах;
- первая реанимационная помощь (тренировки проводятся с использованием тренажёра «Максим»).
По каждому вопросу изученного материала ученик получает оценку, которая выставляется в классный журнал.
Итоговый контроль: экзамены за курс ОБЖ 5-9 классов, куда входят темы «Основ....» и практические задания по этим темам. (В современный перечень экзаменов для 9 –х классов этот экзамен не вошёл, оценка общая выводиться по текущим результатам).
И лучшая награда учителю: наш выпускник - ныне студент СПб ВУЗа: « А я, Николай Владимирович, человека спас. В парке у парня, видимо наркомана, остановилось сердце. Все стояли и охали. А я сделал ему наружный массаж сердца, врач «скорой» меня поблагодарил, а я сказал, что этому меня научили на уроках ОБЖ».
Считаю, что при прохождении курса ОБЖ и в других классах применим метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций, оценки возникших, вроде безобидных пока, выбора правильных и безопасных форм поведения и грамотных действий.
Решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, ученик становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль: «Это может случиться со мной!».
В пятых классах при изучении общих тем, посвящённых безопасному поведению подростка, дети, как правило, выполняя домашние задания, рисуют в своих рабочих тетрадях ситуации, которые мы разбирали на уроке. Существует такая методика обучения маленьких «Нарисуй свой страх». И итоговый урок у пятиклассников - анализ событий и поступков сказочных героев: Красной шапочки и Колобка, которые привели их к гибели.
При реализации проекта «Анализ возможных опасных ситуаций в городе Майкопе» (победитель в научно практической конференции 2014 г. г. Майкоп), было выявлено, что большинство семей наших учеников не знает своего участкового, не знают телефоны спасения, не знают порядок действий при оповещении об угрозе ЧС, правил эвакуации и т. д. Обязательно подчёркиваю на уроках, что ученик, знающий правила спасения, несёт ответственность перед своими родными и близкими, обязан их научить, тому, что узнал сам, суметь помочь им в опасной ситуации. (Например, одно из домашних заданий в 5 классе: «Рисуем визитную карточку участкового».).
Вообще, при прохождении курса ОБЖ, дети, особенно 5-7 классов, рисуют много на уроках и при выполнении домашних заданий. Все имеют рабочие тетради, и в конце каждого полугодия проводится конкурс в этих классах, где ученики голосованием определяют лучших по ведению тетрадей. Дети относятся к этому очень серьёзно, готовятся заранее, ну а я этим внедряю образец и степень отношения к изучению ОБЖ.
По моему мнению, наши учебники поверхностно дают тему «Пожары и взрывы». Пожары - самая большая беда из техногенных, которая буквально терроризирует жителей городов, и учащимся 8-х классов следует знать намного больше причин возникновения пожара, чем это изложено в учебнике. К времени, отведенному на эту тему (4 часа), я добавил ещё 4, где подробно разбирается цена небрежности при курении, пользовании петардами и газовыми приборами, дети знакомятся с азами пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов, КЗ, узнают их физические параметры и их зависимости, вплоть до законов Ома и Джоуля – Ленца. И решают ситуационные задачи по этим темам.
С 6 го класса ученики начинают заниматься исследовательской и практической деятельностью. Составляют мини- проекты, выполняют практические работы. Лучшие из них обсуждаются на уроках и могут быть представлены на научно – практические конференции лицея или города. (Например, в 6 классе сумели добыть огонь, используя пластиковую бутылку, в 7 – выяснили, как, глядя в небо, можно предсказать погоду и т.д.).
Для большей мотивации изучения курса ОБЖ задаю (выполнять можно по желанию) вопросы, ответ на которых требует от учащегося целенаправленного поиска информации, более широкого кругозора и глубокого знания темы, чем это предусмотрено учебником. (например: для 6 кл. «Костёр Дакота», для 7 го – объяснить приметы перемены погоды, как даются имена циклонам, для 9-го «Что стучит в человеческом сердце?, для 10- го: «Почему по радио в блокадном Ленинграде транслировали стук метронома?» и т. д.)
С сожалением вспоминаю учебник Кострова А.М. «Гражданская оборона» «Просвещение» 1991 г., который по информативности, уровню изложения материала (это моё мнение), превосходит современный для 10 кл. И он намного полезней для молодого гражданина, будущего защитника нашей Родины, ведь патриотическое воспитание реализуется и через обучение знаниям и навыкам, которые обязательно потребуются при прохождении военной службы.
Не спорю: темы раздела современного учебника «Основы обороны государства» 10 и 11 кл. и темы «Основ военной службы» 11 кл. нужны будущему воину, но:
Срок военной службы сейчас короткий, и командиру взвода, к которому попадут служить наши ученики, больше будут нужны солдаты, знающие стрелковое оружие, умеющие стрелять, умеющие пользоваться компасом и картой, двигаться по азимуту, ориентироваться на незнакомой местности, пользоваться СИЗ, иметь навыки рукопашного боя, выживания, оказания первой медицинской помощи и т.д. Эта подготовка была бы с нашей стороны, со стороны школы, реальным вкладом в дело укрепления Российской армии. А с важными вопросами основ обороны государства молодой солдат встретится в армии на занятиях по гуманитарной подготовке и при изучении уставов.
Много мы делаем в этом направлении, большой стимул нам дают слёты – соревнования «Зарница-Школа выживания», но массового охвата юношей – допризывников ещё не происходит.
Во внеурочной работе я делаю упор на подготовку «Дружины юных пожарных», подготовку команды «Школа выживания», команды по стрелковому спорту (спасибо коллегам из школы №7), подготовку команды участников олимпиады, работа с коллективами учеников, готовящих проекты на лицейские и городские научные конференции. Занимаюсь с ними 1-2 часа в неделю и практически ежедневно в дни школьных каникул. Дети охотно приходят и занимаются.
Не буду перечислять победы и призовые места, которые занимали мои ученики в течение последних 5 лет. Не проводилось в городе Майкопе ни одного конкурса, соревнования, конференции по курсу ОБЖ, где бы мои учащиеся не принимали участия и не становились призёрами.
Общество ставит перед учителем всё новые задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Считаю, одним из способов повышения эффективности работы педагога является его непрерывное образование. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации при АРИПК, курсы при учебно - методическом центре МЧС, «Школа цифрового века», курсы по использованию информационных технологий и др. Занимаюсь самообразованием, собрал целую библиотеку по курсу ОБЖ, в т.ч. и на электронных носителях. Полученные знания применяю в работе со своим детским коллективом.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15