Пошаговый ход урока по волейболу в 5 классе (Верхняя передача)


Технологическая карта
по физической культуре в 5 классе
Учитель: Калеев А.В.
Раздел программы: Спортивные игры «Волейбол».
Тема урока: Верхняя передача. Правила самоконтроля.
Цель урока: Совершенствовать технику верхней передачи мяча, осуществлять правила самоконтроля во время выполнения физических упражнений.
Задачи урока:
предметные:
Совершенствовать технику верхней передачи мяча, сформировать навыки владения техники волейбола.
Совершенствовать умения выполнять комплекс упражнений типа "зарядки".
Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.
метапредметные:
Развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям.
Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности.
личностные:
Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые качества.
Формировать знания и умение выполнять самоконтроль для здоровье сбережения.
Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, силу воли, дружелюбие.
Тип урока: урок предметных ЗУН
Место проведения: спортивный зал.
Материально-техническое обеспечение: волейбольные мячи, волейбольная сетка, свисток, ноутбук.
1. Вводно-подготовительная часть.
Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установке.
1.1. Организационный момент.
Задачи:
1. Начальная организация обучающихся.
2. Создание целевой установки на уроке.
3. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности.
4. Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и обучающихся.
5. Психологическая настройка на предстоящую работу. Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДозировка ОМУ УУД
Организует построение, проверяет готовность обучающихся к уроку (соответствующая форма одежды), ставит задачи, раскрывает содержание урока. Строятся в одну шеренгу. дежурный класса сдает рапорт о готовности касса к уроку. Внимательно слушают, задают вопросы. 1 мин. Строевая стойка: пятки вместе, носочки врозь, подбородок приподнят, видеть грудь 4 человека, правое ухо чуть выше левого. Регулятивные УУД:
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.
Демонстрация волейбольного мяча.
Что это?
Какой?
В какую игру мы играем этим мячом?
Какие виды передач вы знаете?
С какой передачей мы с вами уже работали?
Над каким приёмом мы будем работать на уроке?
(Демонстрация верхней передачи учителем).
Что мы должны выполнять во время работы, чтобы не навредить нашему организму?
Озвучивается тема урока: "Правила самоконтроля. Верхняя передача".
Давайте сформулируем цели на урок?
Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои знания в технике верхней передачи мяча.
На первом этапе урока измерим ЧСС. Мяч.
Имеет сферическую форму, весом 260 гр.
Волейбол.
Верхняя передача мяча.
Проводить самоконтроль своему организму.
Самоконтроль. 1 мин. Включить в деятельность обучающихся. Познавательные УУД:
Планировать занятия физическими упражнения в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
Излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью.
Личностные УУД:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

1.2. Разминка.
Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Задачи:
1. Всесторонняя подготовка организма обучающихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата).
2. Подготовка группы мышц плечевого пояса, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.
3. Обеспечение решения специфических задач основной части урока:
совершенствовать ЗУН в технике верхней передачи мяча;
совершенствование комплекса упражнений типа "зарядки";
развивать физические качества: быстроту, выносливость, координационные способности;
формирование установки обучающихся на активную познавательную деятельность.
Средства:
Строевые упражнения (построения, перестроения, повороты).
различного рода передвижения: на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, другими способами.
Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Подготовительные упражнения.
Упражнения на развитие подвижности суставов, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств.
Общеразвивающие упражнения в движении.
Критерии результатов: готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, ЧСС.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДозировка ОМУ УУД
Организует выполнение строевых упражнений (команд).
Разновидности ходьбы:
- на носках (пятках);
- вращение мяча пальцами вверх, вниз в сторону;
- выпадами на каждый выпад коснуться мячом пола впереди стоящей ноги;
- выпадами, передача мяча под ногой с руки на руку на каждый выпад. Выполняют команды. У каждого ученика мяч в руках: мяч держать двумя руками у груди. Следить за правильной постановкой стоп, сохранять расстояние между ногами. Мяч в руках. Бег в колонне, дистанция шага. Мяч держать на уровне таза. 1 мин. Команды:
"становись!", "равняйсь!", "смирно!", "вольно!", "налево!", "направо", "кругом!", "шагом марш!" Регулятивные УУД:
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.
Разновидности бега:
- лицом вперёд;
- с захлёствыванием голени;
- с высоким подниманием бедра, коленями касаться мяча;
- бег спиной вперёд. 2 мин. В ходьбе выполняются упражнения фронтально, беговые поочередно. Во время проведения упражнений следить за осанкой. Общеразвивающие упражнения с волейбольными мячами:
- перебрасывание с руки на руку (по дуге);
- сгибание рук в локтевых суставах (к груди и обратно);
- выпрямление рук вперед и обратно к груди;
- поднять руки вверх, согнуть локти, опустить, вернуть руки в исходное положение;
- мяч за голову, наклоны туловища влево, вправо;
- мяч за голову, наклоны туловища вперёд;
- мяч перед грудью, приседания.
Упражнения в парах:
передача мяча:
- левой;
- правой;
- двумя руками сверху;
- двумя сверху в прыжке с отскоком об пол. По окончании проведения разминки 2 обучающихся проводят измерения ЧСС после полученной нагрузки. Самоконтроль за физиологическим состоянием .4 мин. Разминка выполняется фронтально. Познавательные УУД:
- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.
2. Основная часть.
Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний на основе учебной программы М.Я. Вилевского "Физическая культура 5 класс" в процессе урока.
Задачи:
1. Совершенствовать ЗУН в технике верхней передачи мяча.
2. Совершенствовать ЗУН в осуществлении самоконтроля ЧСС.
3. Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.
4. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Средства:
различные виды нижней подачи мяча.
разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач.
основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки.
подвижная игра.
Критерии результативности:
активные действия обучающихся и овладения способами действий.
правильность и точность описания выполнения упражнения, умение выполнять верхнюю передачу мяча.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДозировка ОМУ УУД
Индивидуальная работа с мячом. Отрабатывают верхнюю передачу мяча. 3 мин. Регулятивные УУД:
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.
Работа в парах.
Построение. Расчёт на 1-2. Деление на две шеренги. Образование пар. Отрабатывают верхнюю и нижнюю передачу мяча. 4 мин. Расстояние между обучающимися 4 метра. И.П. две шеренги. Образовать 2 круга. Учебная игра "Мяч в воздухе". Верхняя передача мяча с водящим в круге.
Проверка ЧСС .Б
А
какая из команд сделает больше волейбольных передач и не уронит мяч.
5 мин. Правильное выполнение техники верхней передачи. Потерявший мяч отжимается 2 раза. Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других.
умение работать в паре и группе.
Обсудить ход предстоящей разминки. Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе в парах, так и учителем.
Нижняя прямая подача мяча через сетку. Осуществляют подачу через сетку. 4 мин. Следить за техникой исполнения. Познавательные УУД:
- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.
Общее построение. Расчет на 1-2. 1, 2 номера играют в "Пионербол" с элементами "Волейбола" через сетку. (судья - ученик).
Каждая команда проходит теоретическую подготовку по самоконтролю (заслушиваются дети, которые проводили измерения). Консультирует учитель. Игра через сетку "Пионербол" с элементами Волейбола". 15 мин. Расстановка игроков, перемещение игроков по площадке, во время игры комментировать свои ошибки. Использовать жесты судей. Регулятивные УУД:
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.
3. Заключительная часть.
Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.
Задачи:
1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц.
2 Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности).
3. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы.
4. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся.
5. Организованное завершение занятия.
Средства:
Строевые упражнения.
Упражнения на расслабление мышц.
Игровые задания на внимание и на координацию.

Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДозировка ОМУ УУД
Организует построение обучающихся. Строятся в одну шеренгу. 30 сек. Проверка ЧСС. Проверка ЧСС. 30 сек. Проводит упражнения на восстановление и расслабление организма. Выполнение упражнений на восстановление дыхания:
1. И.П. - о.с., руки в стороны - вверх.
1-3 - полунаклон вперед, спина круглая, руки вперед - вниз - выдох;
4-5 пауза;
6-8 вдох. вернуться в и.п.
2. И.П. - о.с, руки на пояс.
1-2 - голову вниз, локти вперед - выдох;
3-4 - поднять голову, отвести локти назад - вдох.
Выполнить 3-4 раза.
3. И.П. - о.с, руки вверх.
1 - наклон вправо, выдох;
2 - и.п., вдох;
3-4 - то же влево. 1 мин. Строго соблюдать методические рекомендации по выполнению упражнений на восстановление дыхания. Познавательные УУД:
- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.
Организация повторного измерения ЧСС. Проверка ЧСС . 30 сек. Рефлексия.
Вспомните тему нашего урока. Удалось достичь поставленных целей. Что удалось на уроке, что не удалось?
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом (над чем ещё необходимо работать). Обучающиеся анализируют свою работу. 2 мин. Отметить лучших ребят. Д/задание: придумать по одному упражнению с волейбольным мячом. 30 сек. Благодарит обучающихся за урок. Организованной покидают спортивный зал.