Активизация познавательной деятельности обучающихся через работу с текстом на уроках русского языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Активизация познавательной деятельности обучающихся через работу с текстом на уроках русского языка.»Учитель: Филимонова Ю.Ю.
2017 г.Активизация познавательной деятельности обучающихся через работу с текстом на уроках русского языка  Используя в своей педагогической практике различные методы и приемы, формы, особо выделяю работу с текстом, т.к. это позволяет комплексно подходить к обучению учащихся, развитию основных видов речевой деятельности, творческих способностей. Такая работа является одним из средств, активизирующих их познавательную деятельность.
В истории методической науки и школьной практике накоплен большой опыт использования текста при изучении языковых единиц различного уровня. Как правило, текст является дидактическим материалом, иллюстрирующим особенности употребления изученных единиц.
В настоящее время, когда актуализировалась проблема развития речи школьников, работа с текстом в процессе изучения основного программного материала требует новых подходов, более глубокого осмысления. Речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст выполняет особую (по сравнению с другими единицами), только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Текст как особая единица обладает необходимыми для реализации этой функции свойствами (информативность, содержательная и смысловая цельность, связность, композиционная завершенность). Поэтому, чтобы создать текст, отвечающий условиям и задачам общения, необходимо реализовать названные категории в процессе осознанного отбора единиц языка.
Приложение №2.Текст представляет собой такую структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка, все его единицы. Поэтому, изучая различные единицы языка, раскрываю их свойства и функциональные возможности с помощью текста, на текстовой основе.
Чтобы содержание текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме, соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, средства связи предложений и частей текста, т.е. уметь сделать высказывание связным и композиционно завершенным.Все названные качества текста усваиваются в процессе чтения и анализа текстов. Читая и анализируя образцы, учащиеся осознают, какие средства языка позволяют добиться нужных качеств текста, какую роль в нем играет изучаемое понятие. Приложение №3.
На каждом уроке текст занимает особое место. Это и при коллективной работе, индивидуальной, по группам или в парах.
Часто использую карточки с текстом, игру “Кубики” (деформированный текст), рисунки ребят, по которым они самостоятельно составляют текст. Приложение №5.
Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя.
В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере раскрывается лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.
Одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений- миниатюр, сочинений- миниатюр.
Использование мини-изложений (наряду с сочинениями-миниатюрами, свободными диктантами) позволяет включить текст как речевое произведение в уроки, на которых изучаются строевые единицы языка, и показывать функционирование единиц разных уровней в тексте, и также тренировать обучающихся в их употреблении.
Основное назначение изложений- миниатюр (как и изложений полного объема) – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Обычно изложение используется для решения нескольких задач, хотя какая- то одна всегда выступает на первый план.
Изложение-миниатюру использую на этапе подготовки к предстоящему изложению полного объема. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы беру фрагмент из текста будущего изложения. Это та микротема, понимание и воспроизведение которой вызывает у детей затруднение со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно - выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для обогащения речи детей. 
Традиционно основу дидактического материала на уроках развития речи составляют тексты художественного и публицистического стилей. Такие тексты заключают в себя, кроме внешнего, содержательного плана, план внутренний, глубинный, выявляющий смысл текста (его идею, авторскую оценку). Наличие этого второго плана приводит читателя к размышлениям, к возможности сотворчества, к интерпретированию текста.
Такие задания направлены на обучение школьников толкованию текста в целом или отдельных его элементов, отдельных сторон (сюжета, композиции, характеров героев, их поступков, языковой ткани текста) с целью выявления идейно- эмоционального смысла. Они воспитывают вдумчивого читателя.
эффективным является комплексное обучение, при котором умение воспринимать устную, письменную речь (слушать и читать) формируется в сочетании с умением строить устные и письменные высказывания (говорить и писать). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности, такое базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.
Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования информации.
Научить ребенка членить смысл на предложения и слова – одна из основных задач методики развития связной речи.
На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами работы с текстом, умениями самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию и свободно пользоваться ею.
Внедрение ИКТ в учебный процесс заставляет по-новому взглянуть на использование традиционных методов обучения, на место текста в данной работе. Чем лучше обучающийся знаком с законами построения текста, сворачивания и разворачивания информации, выбора главного, ключевых слов и т.п., тем легче и интереснее идет его работа. Комплексная работа с текстом служит надежным средством подготовки к итоговой аттестации.