Диагностика развития музыкальной культуры школьников и учителей музыки по методике Школяр

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблемой обучения детей и воспитания детей музыкой.
Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать, (вне гармонии – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую).
Недооценка духовной основы музыкального образования не позволяет качественно развивать музыкальную культуру детей. Дело в духовном слое музыкальной культуры. Этот слой – не знаниевый, а внутренний, личностный, одухотворяющий опыт общения с искусством.
Нужно говорить о душевности как основе урока музыки и вообще любой формы приобщения к ней. В связи с этим отдельный вопрос: что требуется от учителя музыки в рамках «интегративных курсов искусства», уроков на основе межпредметных связей? Если учитель не заострит собственно музыкальную проблему, не дойдет с детьми до сущности музыкального явления как художественного отражения, не успеет прочувствовать музыку и вслушаться в ее ткань, то этого за него в школе не сделает никто?
Общеобразовательная школа настоятельно требует учителя-музыканта, способного проложить детям путь в суть музыки – проникновение собственно в музыку.
По всему этому, и как следствие применение новых педагогических технологий, наблюдение за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является равноценной проблеме обучения музыки.

Развитость, продвинутость детей в разных сторонах
музыки все же в сумме не составляют музыкальной культуры
(тем более, как части духовной). Поэтому подчеркнем
компоненты музыкальной культуры:
Музыкальный опыт
Музыкальная грамотность
Музыкально – творческое развитие школьников
Музыкальный опыт (школьников)
Методика (варианты):
Встреча с музыкой на уроке
Музыка для домашней фонотеки
Музыка для друзей
Музыкальная грамотность
Методики:
Музыкально – жизненные ассоциации
Выбери музыку
Открой себя через музыку
Определи композитора не знакомой музыки
Музыкально – творческое развитие (школьников)
Методики:
Выбери роль
Сочиняю музыку
Ребенок и музыка
Итак, каждому, выделенному компоненту
соответствуют определенные методики (анкеты, вопросы,
наблюдения). На первый план выступают не отдельные
показатели (хотя они дают представление о состоянии и уровне
развития муз.культуры по линии этих компонетов), а
понимание того или иного частного результата как формы
выражения тех или иных сторон духовного развития ребенка,
его отклика на высокие духовные ценности искусств.
Программа исследования позволяет получить развернутое и достаточно детализированное представление об уровне
сформированности муз.культуры и о динамике ее развития.


Ф. И. О.
Диагностика
Общие ре-зультаты


чувства ритма
Художественных
способностей
Музыкально-инто-национ-ного поля










































































Муз.одаренные дети
Выше 5
Кол-во



Способности есть, но надо развивать
От 3 до 5




Низкие способности
От 0 до 3









ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧИТЕЛЕЙ-МУЗЫКИ

Задача состоит в том что бы:
используя методы согласно методике Л.В.Школяр провести диагностику муз.культуры учителей музыки.

Структура анкеты включает 3 компонента. Каждый компонент имеет различные по степени значимости наполнения, помогает найти стержень, который бы отражал самое существенное в муз. культуре учителей.

Музыкальный опыт учителя (в сфере духовных накоплений)
Методики:
Встреча с музыкой на концерте
Музыка длю домашней фонотеки
Музыкальная программа для друзей

Критерии:
выявить уровень общей осведомленности в сфере духовных
накоплений.
Наличие интереса, определенных пристрастий.
Мотив предпочтений.

Анализ:
Группа имеет разнообразный музыкальный опыт.
Отсутствие пристрастия, интерес общий.
Нет предпочтений.

Музыкальная грамотность
Методики:
Музыкально-жизненные ассоциации
Выберите музыку
Аналитически-творческая работа (определение жанра по ритмическому рисунку и умение импровизировать)
Открой себя через музыку

Критерии:
Эмоциональная окрашенность ответов.
Установление зависимости между своими эмоциями и
звучащей музыкой.
Точность муз. характеристики
Понятие стиля, жанра, интонации.
Знание музыкальных форм.
Сопричастность содержанию музыки.

Анализ:
Опора восприятия на муз. закономерность.
Хорошо развито чувство музыки.
Понятия стиля, муз. формы, жанра недостаточно сформировано.

Музыкальное творческое развитие
Методики:
Сочиняю музыку
Самопознание, самовыражение, самоутверждение

Критерии:
Наличие фантазии, воображения.
Образное слышание.
Способность к импровизации.
Индивидуальность, оригинальность в выборе средств
воплощения.

Анализ:
Способность к импровизации и оригинальности не выявлена.
Присутствует воображение.
В процессе работы выявлена готовность к творчеству, к принятию неординарных решений.
У группы есть потенциал к росту и развитию.

Противоречия:
- между личным самовыражением через музыку, (т.е. какой-то конкретный инструмент) и выявлением интересов в составлении программы для концерта (преобладают фольклорные инструменты).
- возможность учителя и требования не соответствуют условиям, ограниченность во времени.

Пожелания:
- Провести семинар по анализу муз. произведений.
- Не бояться оригинальности в своем творчестве, способности к импровизации.

























15