Творческий проэкт:Применение ролевых и деловых игр при изучении химии

Пояснительная записка
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажную роль здесь можно отвести ролевым и деловым играм. Игра-творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету.
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.
Игра выполняет самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, ив старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.
К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.
Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.
Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.
Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.
Виды игр в педагогической системе
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний.
По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.
По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.
В последнее время большая роль отводится электронно – тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.
Критерии игр
Игра должна быть рассчитана на один урок.
Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
Игра не должна морально устаревать.
Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.
Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Требования к проведению дидактических игр:
Соответствие темы игры теме и цели урока.
Четкость и определенность цели и направленности игры.
Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
Стимулирующий характер игры.
Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
Благоприятный психологический климат отношений.
Простор для личной активности и творчества.
Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой – либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
Преимущества ролевой игры:
Помогает ученику выразить скрытые чувства.
Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
Позволяет живо и непосредственно представить академически описательный материал.
Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
Группа может контролировать содержание и темп.
Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
Учит контролировать чувства и эмоции.
Этапы игры включают:
Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
Игру.
Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
Деловая игра. В ней разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки – начинается с разработки сценария, в содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил установок. Собирается дополнительная информация. Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не смеет вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников( организатор, координатор, тренер, генератор идей, разработчик, диагност, аналитик, инициатор, осторожный критик).
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
Формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
Приобретение проблемно – профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
Развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
Формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Положительное в применении учебных деловых игр:
- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т.е. учащиеся учатся применять свои знания;
- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
- достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.
Требования к правилам игры:
- правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей – ведущих, системы оценок;
- правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
- характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;
- правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.
Игровые методы в преподавании химии применяются с дореволюционных времен. С конца 20-х начала 30-х гг. в практике обучения химии получили распостранение викторины, первые настольные игры – химическое лото и химическая линейка, которые позволили активизировать интерес учащихся и обеспечить усвоение химической символики. В 50-60 гг. появляются химические игры в слова, опыты – загадки, химические сказки, рассказы – задачи
Игровые методы применяются на различных этапах урока: информационные игры – для введения новых знаний (урок-путешествие); тренировочные игры – для формирования умений и навыков (игры «домино», «найди ошибку», «кто лишний»); закрепляющие игры – для закрепления знаний (кроссворды, ребусы, уроки обобщения изученного материала в виде конференции, семинары); контрольные игры – для проверки приобретенных знаний (соревнования). Применение игровых методов на всех этапах урока не является обязательным условием. Каждый учитель может применять игры только на том или ином этапе учебного занятия.
Следует учитывать и возрастные особенности учащихся. Так, из распостраненных видов уроков учащиеся 8–9 классов предпочитают конкурсы, турниры, классные часы со сказочными сценариями, т.е. простые знакомые детям игры: «крестики-нолики, «третий лишний», «найди ошибку» и др. С учащимися среднего возраста уже нужно проводить такие мероприятия, как тематические химические вечера, уроки соревнования для обобщения изученного материала, комбинированные уроки. Учащиеся же старших классов предпочитают более «серьезные» мероприятия, требующие собственного умозаключения: конференции, деловые игры, КВН, химический суд, аукцион знаний
Игровые методы, используемые в процессе обучения учащихся, в настоящее время имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого учащегося; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию: умению применять полученные знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки, учебной и трудовой дисциплине.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что роль обучающих игровых методов в образовании чрезвычайно важна. Химия – сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо формировать эти психические свойства. Таким образом, учащийся познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. То есть обучение служит не только усвоению знаний, но и способствует повышению эффективности обучения.


Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото»
Условия игры: в игре учавствуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок останется у ведущего и право ответа получает другая команда, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего.
Урок-игра «Аукцион»
На торги выносятся задания по какой - либо теме, причем учитель заранее договаривается с ребятами о теме игры. В игре участвуют 3-5 команд. С помощью проэктора на экран проецируется лот №1- пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или использовать готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны купить другие команды. Если задание решено верно, команде начисляются баллы (или часть их снимается). Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи учащиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения.

Урок-игра «Лабиринт»
Класс разбивается на 3-5 команд, причем каждая команда создается из ребят разных способностей, чтобы команды были равные по силам. В классе расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. На столах лежат номера столов, задания для каждого игрока по разным темам, причем задания 3-х уровневые по способностям учащихся, задания в конверте пронумерованы и каждый ученик знает свой номер задания. (Можно делать задания по 3-х уровневым тестам, разложить распечатанные тесты на столах и заранее объявить учащимся задания какого уровня он решает).
Ребята тянут жребий, кто с какого стола, по какой теме начинает работать, в каком порядке. За каждым столом сидит эксперт (им может быть сильный ученик данного класса или старшеклассник, который проверяет правильность решения задачи). Контрольная карта с решением задач должна быть у каждого эксперта за каждым столом начисляется количество баллов за каждую решенную задачу в индивидуальные карточки каждому ученику, ставят свою роспись и баллы в фонд команды, ставя их в карточку команды.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и каждому ученику выставляется средняя оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.
Урок 2. Урок – игра «Брейн – ринг»
Место урока в учебном плане: эту игру можно провести на заключительном уроке по теме «Спирты», когда учащимися усвоены основные понятия данной темы.
Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения темы, повысить интерес школьников к курсу химии.
Оборудование: эмблемы команд и жюри, набор вопросов, плакаты с заданием, секундомер, карандаши, бумага, игрушки – пищалки, гонг, призы игрокам.
Подготовительный этап: класс заранее делится на три группы. Командам дается домашнее задание – подготовить эмблему своей команды, сделать заготовку итоговой таблицы.
Ход игры
Ведущий зачитывает вопросы игры, и для того чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1 минута. Та команда, у которой готов ответ, подает сигнал и с разрешения ведущего отвечает. Если ответ, данный командой, неверен, а минута не закончилась, у остальных двух команд есть возможность продолжить обсуждение и попробывать ответить правильно. Если верный ответ так и не будет дан ни одной из команд, вопрос снимается. Каждый ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы игры
Карболовая кислота. (Фенол)
Трехатомный спирт. (Глицерин)
Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы. (Сорбит)
Чем обусловлена хорошая растворимость в воде первых членов гомологического ряда спиртов? (Образованием межмолекулярной водородной связи)
Сложные эфиры глицерина и жирных кислот. (Жиры)
Спирт, который получается гидратацией пропилена. (Пропанол – 2)
Твердые вещества, которые образуются при действии на спирты щелочных металлов и других активных металлов. (Алкоголяты)
Вещества, которые образуются при межмолекулярной дегидратации спиртов. (Простые эфиры)
Этот спирт называют древесным спиртом. (Метанол)
Диол с двумя атомами углерода. (Этиленгликоль)
Вещества, которые образуются при окислении вторичных спиртов. (Кетоны)
Реакция образования сложных эфиров в результате взаимодействия спиртов с кислотами. (Этерификация)
Общее название одноатомных спиртов. (Алкоголи, алканолы)
Правило, в соответствии с которым происходит образование спиртов из алкенов. (Правило Морковникова)
Особый вид связи, возникающий за счет атома водорода функциональной группы – ОН и электроотрицательного атома в спиртах. (Водородная связь)
Сравнительно высокая температура кипения спиртов объясняется (ассоциация молекул)
Какое соединение получается при дегидратации бутанола– 2? (Бутен -2)
Расположи спирты вряд по увеличению их способности вступать в реакцию с уксусной кислотой: этиловый, изопропиловый, 2 – метилбутанол-2.
Расположите спирты в порядке уменьшения их кислотности: этанол, метанол, бутанол. (Метанол, этанол, бутанол)
Расположите спирты в порядке увеличения кислотности: метанол, глицерин, третичный бутиловый. (Третичный бутиловый, метанол, глицерин)
Подведение итогов.
Урок 3. Урок – викторина «Счастливый случай»
Место урока в учебном плане: урок – викторину можно провести на заключительном уроке по разделу «Кислородсодержащие органические соединения».
Цель урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: лото с бочонками, плакат «Счастливый случай».
Подготовительный этап: класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде – противнику.
Гейм 1. «Дальше, дальше»
В течении двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов.
Примеры вопросов гейма:
Простейший альдегид. (Муравьиный)
Трехатомный спирт. (Глицерин)
Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах. (sp2)
Спирты которые образуются при восстановлении альдегидов. (Первичные)
Эта реакция используется для очистки альдегидов и кетонов и выделения их из смесей. (Реакция присоединения гидросульфита натрия)
Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацителена по реакции Кучерова. (Уксусный альдегид)
Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры)
Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала»)
Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида. (Масляная кислота)
Функциональная группа альдегидов. (Карбонильная группа)
Гейм 2. «Темная лошадка»
«Темная лошадка» задает три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее находит правильный ответ. Если «темная лошадка» ответ неверный, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды – отвечают зрители.
Гейм 3. «Домашнее лото»
Капитаны команд по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков, бочонок со значком «Счастливый случай» - задание на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам.
Примеры вопросов гейма:
Постройте модель молекулы уксусного альдегида.
Вычислите молекулярную массу этилового спирта.
Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.
Постройте модель молекулы метилового спирта.
Как называют соли уксусной кислоты?
Постройте модель молекулы этилового спирта.
Какие спирты невозможно получить гидрированием альдегидов?
Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»?
Гейм 4. «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее).
Гейм 5. «Ты – мне, я – тебе»
Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команда стремятся дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы для команды 1
Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)
Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол – 2. (Ответ: гептанон-2. 2 балла)
Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3. (Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)
Этот альдегид н6аходится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)
Вопросы для команды 2
Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)
Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла)
Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окислением альдегида кислородом воздуха. (Ответ: уксусная кислота. 3 балла)
Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Она обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)
Подведение итогов.
Урок 4. Урок – игра «Своя игра»
Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в конце учебного года. В ней участвуют три человека из каждой команды. Заранее нужно изготовить два стенда (красный – для красного раунда и синий – для синего раунда) с названиями секторов и числами баллов. Игроки получают таблички, которыми они оповещают о готовности к ответу. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком.
Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения предмета; повысить интерес школьников к курсу химии.



Углеводороды
Спирты
Альдегиды
Карбоновые кислоты

1
1
1
1

2
2
2
2

3
3
3
3

4
4
4
4

Красный раунд.




СЕКТОР «УГЛЕВОДОРОДЫ»
1.При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура, поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его получения является карбид кальция и метан. (Ответ: ацетилен. 1 балл)
2.Этот углерод входит в состав феромона тревоги у муравьев – древоточцев. При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен. (Ответ: декан. 2 балла)
3.Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола–2. (Ответ: бутен-2. 3 балла)
4.Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля и др. (Ответ: этилен. 4 балла)
СЕКТОР «СПИРТЫ»
1.Этот спирт в промышленном масштабе получают гидратацией этилена в кислой среде при высокой температуре и давлении. (Ответ: этиловый спирт. 1 балл)
2.Это вещество используют пчелы для разметки территории. При каталитическом дегидрировании этого вещества образуется гептанон-2. (Ответ: гептанол –2. 2 балла)
3. Его получают сухой перегонкой отходов древесины. Поэтому его иногда называют древесным спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает слепоту. (Ответ: метиловый спирт. 3 балла)
4.Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привлекающий других рабочих пчел. При бромировании этот спирт образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1. 4 балла)
СЕКТОР «АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ»
1.Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)
2.Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2. (Ответ: гептанон-2. 2 балла)
3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3. (Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)
4.Этот альдегид н6аходится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)
СЕКТОР «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»
1.Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)
2.Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла)
3.Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окислением альдегида кислородом воздуха. (Ответ: уксусная кислота. 3 балла)
4.Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Она обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)
Фенолы
Сложные эфиры
Моносахариды
Полисахариды

1
1
1
1

2
2
2
2

3
3
3
3

4
4
4
4

Синий раунд




СЕКТОР «ФЕНОЛЫ»
1.Карболовая кислота. (Ответ: фенол. 1 балл)
2.Какие вещества образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами. (Ответ: феноляты. 2 балла)
3.Взрывчатое вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой. (Ответ: тринитрофенол. 3 балла)
4.Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии. (Ответ: лизол-смесь о-, м-, п-крезолов. 4 балла)
СЕКТОР «СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ»
1.Cложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Ответ: жиры. 1 балл)
2.Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизированного жира. (Ответ: маргарин. 2 балла)
3.Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации этилового спирта с масляной кислотой. (Ответ: этиловый эфир маслянной кислоты – этилбутират. 3 балла)
4.Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изоамиловый спирт. (Ответ: изоамилформиат. 4 балла)
СЕКТОР «МОНОСАХАРИДЫ»
1.Какой из сахаров самый сладкий? (Ответ: фруктоза. 1 балл)
2.Какой спирт образуется при спиртовом брожении глюкозы? (Ответ: этиловый. 2 балла)
3.Каким моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»? (Ответ: глюкозой, в молекуле которой имеется альдегидная группа. 3 балла)
4.Какой спирт образуется при восстановлении глюкозы? (Ответ: сорбит. 4 балла)
СЕКТОР «ПОЛИСАХАРИДЫ»
1.Этот полисахарид представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С йодом он дает характерное синее окрашивание. (Ответ: крахмал. 1 балл)
2.Этот углевод содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95-98%, во льне и конопле – до 85%, в хвойных деревьях – до 60% по массе. (Ответ: целлюлоза. 2 балла)
3.Полисахарид представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха, растворяется в водно-аммиачном растворе гидроксида меди. (Ответ: целлюлоза. 3 балла)
4.Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для изготовления кинопленки и ацетатного шелка. (Ответ: целлюлоза . 4 балла)
Подведение итогов.
Перечень контрольных заданий «Закончите фразу»
-Углерод в органических соединениях имеет валентность, равную(4)
-Углеводороды, в молекулах которых имеется тройная связь, называют(Алкинами)
-Двойная связь – это сочетание двух связей: - связи и ( -Связи).
-Для предельных углеводородов характерны реакции(Замещения).
-Для непредельных углеводородов наиболее характерны реакции(Присоединения).
-Многократно повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется(Структурным звеном).
-Число структурных звеньев в молекуле полимера называют(Степенью полимеризации).
-Реакция отщепления водорода называется(Дегидрированием).
-Реакция, в результате которой происходит отщепление воды, - это(Дегидратация).
-Для большинства органических веществ характерны реакции(Горения).
-Для ароматических углеводородов характерны реакции(Замещения, присоединения, окисления).
Назовите вещества
1)СН3-С(СН3)=СН-СН3 (2-метилбутен-2).
2)СНС-СН2-СН3 (бутин-1).
3)С6Н4-(СН3)2 (диметилбензол)
4)СН2ОН-СНОН-СНОН-СН2ОН (1,2,3,4-бутан-тетраол).
5)СН3-СН(СН3)-СН(С2Н5)-СН2-СН3 (3-этил-2-метил).
6)СН3-О-С2Н5 (этилметиловый эфир)
Контрольные вопросы
1.В каких из перечисленных соединениях связи полярны:
а) СН3-СН3 б) СН3-СL в) Н-ОН г) СН 3-СН2ОН.
2.Сколько s- и р- связей содержится в молекуле состава СН 3 -СН=СН-СООН.
3.Сколько существует изомеров состава С3Н8О? Ответ дайте в виде числа.
4.Опредилите гибридизацию атомов и нарисуйте пространственную структуру молекул следующих веществ:
Этана, этилена, формальдегида, метанола.
5.Для соединения состава: СО2,СН2,СН2 NН2
а) нарисуйте структурную формулу
б) определите число соседей и электронных пар для каждого атома
в) определите тип гибридизации атомов
г) нарисуйте электронную структуру молекулы (перекрывание орбиталей), обозначьте s- и р- связи.
Задачи:
1.Определите простейшую формулу вещества, содержащего 14,28% водорода и 85,72% углерода. Определите его молекулярную формулу, если плотность его паров равна 2,5 г/л. Ответ: СН2.
2. Определите простейшую формулу вещества, если при сгорании 7,2 г его получили 22г углекислого газа и 10,8г воды. Достаточно ли данных, чтобы определить молекулярную формулу этого вещества? Ответ: С5Н12.
3. Сожгли 4,8г органического вещества, при этом образовалось 3,36л (н.у.) углекислого газа и 5,4мл (н.у.) воды. Плотность паров вещества по водороду равна 16. Определите его молекулярную формулу. Есть ли в задаче лишние данные? Ответ: СН4О
4. Сгорело 9г вещества и образовалось 8,96 л углекислого газа, 12,6 г воды и 2,8г азота. Определите простейшую и молекулярную формулы. Ответ: С2Н7N
5. Соединение с простейшей формулой С3Н4О имеет плотность по водороду, равную 84. Его молекулярная формула: а)С3Н4О, б)С12Н16О, в)С9Н12О3.
6.Сколько грамм углекислого газа образуется при полном сгорании 28,52г октана в избытке кислорода? а) 11,0г, б) 22,0г, в)44,0г, г)176,0г.
7.При сгорании 1,24 г органического вещества в избытке кислорода образуется 1,76 г углекислого газа и 1,08 г воды. Определите простейшую формулу этого вещества. а)СНО, б)СН2О, в)СН3О, г)С2Н3О, д)С3Н5О.












Литература
1.Азаров Ю.Л. Игра и труд.- М.: Просвещение, 1973. – 42с.
2. .Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство Первое сентября, 2000.-224с.
3. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М.: Просвещение, 1995.-54с.
4.Казанцев Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом// Химия в школе.- 2009.- С.15-19
5. Пичугина Г.А., Штемплер Г.И. – Игры-минутки в обучении химии//Химия в школе. С.57
6.Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии.// Химия в школе.-1991.-№3. стр.31-36
7. Шмаков С.А. Ее величество игра.- М.: Просвещение, 1992. -67с.













МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»

Отдел методики преподавания
учебных дисциплин





Применение ролевых и деловых игр при изучении химии.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЭКТ
Дементьевой Оксаны Александровны
слушателя курсов повышения квалификации
учителей химии,
преподавателя ОСП «Славяносербский техникум ЛНАУ»







Луганск
2016

























ђ Заголовок 215