Статья Модульно-блочный и концентрический принципы на уроках музыки


Модульно-блочное обучение на уроках музыки ( или КТП по-новому).
В течение многих лет на своих уроках музыки я применяю технологию модульно-блочного обучения. Наиболее актуально это сейчас, когда мы стали работать по Примерной программе от 2015г. Не секрет, что программа для уроков музыки, мягко сказать, недоработанная: самая главная проблема в том, что не распределены учебно иллюстрационные материалы и планируемые результаты обучения по годам.
Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки) в соответствии с тематическими линиями и планируемыми результатами обучения, а весь курс уроков музыки я выстроила его по концентрическому принципу. Или, если сказать проще, в распределении учебного материала я использую 2 принципа:
Модульно-блочное обучение
Концентрический принцип распределения материала Концентризм - принцип построения школьных курсов основ наук, характеризующийся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на всех ступенях обучения.
Модульный блок – это целевой тематический узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Например, свой календарно-тематический план я строю, используя следующие тематические линии (см. Примерную программу):
Музыка как вид искусства- 3ч.
Форма - 3ч.
Жанры - 3ч.
Музыкальный образ – 7ч.
Стили: – 15ч.
Народное музыкальное творчество;
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.;
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.;
Русская музыкальная культура XX в.;
Зарубежная музыкальная культура XX в.;
Современная музыкальная жизнь
Значение музыки в жизни человека- 4ч.
ВСЕГО:35часов
Пример распределения содержания по классам:
Тематические линии 5класс 6класс 7класс 8класс
Музыка как вид искусства 3ч.
Как появились искусства. Искусство открывает мир. Классификация видов искусств. Жанры искусств
Что роднит музыку с литературой Писатели и поэты о музыке
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразитель-ном искусстве. Классификация видов искусств. Жанры искусств. Категории искусства
Импрессионизм в музыке и живописи.
Искусства различны, тема едина
Классификация видов искусств. Жанры искусств. Художественный замысел
Сюжеты, темы, образы искусства.
Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства Символика скульптуры, архитектуры, музыки
Полифония в музыке и живописи
Творческая мастерская композитора, художника.
Форма 2ч.
Какой бывает музыкальная композиция. Двухчастность и трехчастность в музыке.
Способы развития в музыке: повтор (вариативность, вариантность), контраст Двухчастность в музыке.Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»
Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
Многомерность образа в форме рондо.
Вариации
Сонатная форма
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Что дает учителю и ученикам концентрический принцип обучения?
Все классы идут по одной теме, с различным уровнем сложности материала. Следовательно, учителю музыки, который работает во всех классах, легче готовиться к урокам. Ученики, зная что темы повторяются, с удовольствием демонстрируют свои предыдущие знания и чувствуют себя довольно успешными.
В одной параллели классы, как правило, разного уровня подготовки - классы «А» сильнее классов «Д». Принцип концентрического построения материала позволяет упрощать или усложнять тему, возвращаться к ранее изученному или идти «на опережение»
Наиболее успешные учащиеся могут самостоятельно, по индивидуальному плану, осваивать целый блок-модуль.
Что дает МБО:
обеспечивает единство и целостность восприятия всего учебного раздела;
обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса;
дает большую самостоятельность ученика;
дает возможность работать в разных режимах
Итак, первое занятие каждого тематического модуля я начинаю с предоставления общего блока. Например:
«Музыка как вид искусства»

Жанры музыки

3.Музыкальный образ и средства для его воплощения.
ЭЛЕМЕНТ АНАЛИЗА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВИДЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ Воплощенные (изображенные) в музыке жизнь, чувства, переживания, мыслиавтора события из жизни, проявления природы Образы: страха, душевных переживаний, божественный, героический, комический, радости, трагический, торжественный, грусти, лирический, патриотический ИНТОНАЦИЯ Повышение или понижение тона голоса, отражает чувства в каком-то элементе мелодии. Это выразительный переход от одного звука к другому. Насмешливая, решительная, властная, жалостливая, требовательная, ироничная и т.д.
ДИНАМИКА Сила звучания, громкость р -- piano (пиано) -- тихо;
pp -- pianissimo (пианиссимо) -- очень тихо;
mp -- mezzo piano (меццо пиано) – не очень тихо
 f -- forte (форте) -- громко;*
mf -- mezzo forte (меццо форте) – не очень громко
ff -- fortissimo (фортиссимо) -- очень громко.
ТЕМП Скорость исполнения музыкального материала Медленные темпы
Largo (Ла́рго) — широко, протяжно
Adagio (Адажио) — медленно, спокойно, вольно
Andante (Анданте) — спокойно, не спеша
Умеренные темпы
Andantino — немного скорее, чем andante
Moderato (Модерато) — умеренно
Быстрые темпы
Allegro — скоро, весело, радостно
Vivo (Виво) — живо Vivace (Виваче) — оживлённо
Presto (Престо) — быстро
РИТМ Пульс музыки.
Чередование длинных и коротких звуков, акцентов Пунктирный, синкопированный, маршевый, танцевальный, ровный и т.д.
ТЕМБР
(исполнитель) Особая окраска звука голоса или инструмента
Очень я люблю использовать «Ленты времени». Например: «Жанры музыки с первобытных времен до наших дней», «Музыкальные стили», «История музыкальных инструментов». Более того дети сами стремятся создавать такие ленты времени и по другим темам.

Каждый пункт этих схем и таблиц будет изучаться более подробно и последовательно. Но именно начало каждой темы с общего большого блока дает целостную картину изучаемого материала. Дети учатся составлять рассказы по таблицам и схемам, и наоборот, составлять схемы и таблицы по тексту, могут заполнять пропущенные фрагменты в таблицах и т.д.
А более подробное использование схем, таблиц, опорных конспектов и задания по работе с ними в следующей моей публикации.