Рабочая программа развития познавательных способностей учащихся 7-х классов


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №7»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР Директор МБОУ «Гимназия №7»
______________ Шматкова Я.В. _________________ Л.М. Запрудаева«___» ______________ 2014 года «___» ___________ 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Межпредметного курса во внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей у учащихся»
Класс 7-о класс
Учитель Заец Елизавета Евгеньевна
Количество часов в год/неделю - 34/ 1ч.
Программа и тематическое планирование межпредметного курса «Развитие познавательных способностей» составлены на основе «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Внеучебная деятельность». Москва «Просвещение» - 2012г.
РАССМОТРЕНО и утверждено
на МО естественных наук
Протокол №_____от
«____»__________2014 г.
Руководитель МО
_____________Заец Е.Е.

г. Норильск
Рабочая программа межпредметного курса
Внеучебная деятельность.
Программа развития познавательных способностей учащихся 7-о класса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса:
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на учащихся 6 класса. Согласно годового календарного плана отводится 34 часа.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
В блоке «Развитие интеллектуальных умений» с учащимися 6 класса планируется работа над развитием творческого мышления.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
Методическими особенностями проведения занятий:
1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной упор делается на развитии внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
4. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
5. Система представленных на занятиях задач и упражнений построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспекты курса.
Познавательный аспект предполагает:
— формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
— формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
— освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования;
— освоение методов решения изобретательских задач. Развивающий аспект включает в себя деятельность, направленную на:
— развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, на обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами;
— развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
— развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения; — развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков;— развитие двигательной сферы: овладение мелкой моторикой, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.
В б Литература
Айзенк Г. Дж. Проверьте свои интеллектуальные способности/пер. с англ. А.Н.Лука, И. С. Хорола / Г. Дж. Айзенк. — Рига: Виеда, 1992.
Акимова М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — Обнинск: Детство, 1993.
Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996.
Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности /С. Барретт. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
Берулава Г. В. Психодиагностика умственного развития учащихся / Г. В. Берулава. — Новосибирск: Изд-во НТПИ, 1990.
Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 7 кл. / Г. В. Берулава. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.
Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 8 кл. / Г. В. Берулава. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.
Криволапова Н. А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н. А. Криволапова. — Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.Криволапова Н. А. Методика организации и проведения занятий по развитию познавательных способностей учащихся: 6 кл. / Н. А. Криволапова. — Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.Календарно-тематическое планирование курса
«Развитие познавательных способностей учащихся». 7-в класс
Учимся мыслить творчески
План
Факт
Тема
Содержание Количество часов Корректировка
5.09 Диагностическое тестирование 1 12.09 Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры 1 19.09 Сравнение понятий Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры 1 26.09
3.10
Выделение существенных признаков Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры 2 10.10
17.10
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры 2 24.10
31.10
Смысловые словосочетания Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры 2 14.11
21.11
Синонимы, антонимы Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры 2 План
Факт
Тема
Содержание Количество часов Корректировка
5.12
Методы решения творческих задач 28.11 Творчество. Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры 2 12.12
19.12
Метод контрольных вопросов Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры 2 26.12
9.01
Оценка явлений, событий с разных точек зрения Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры 2 16.01
23.01 Воображение Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры 2 30.01
Компьютерный практикум Создание компьютерного рисунка 1 6.02
13.02
Конструирование на плоскости Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры 2 20.02
27.02
Конструирование в пространстве Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры 2 6.03
20.03
Постановка и разрешение проблем Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры 2 27.03
3.04 Разрешение проблемных ситуаций Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры 2 10.04
17.04 Метод разрешения противоречий Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры 2 24.04 Итоговое тестирование 1 8.05
15.05
22.05 Решение творческих задач Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися) 3