СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ


СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Гайнуллина Г. А.
МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа», Апастовский муниципальный район
Основные задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе – формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, интенсификации устной и письменной культуры речи учащихся. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь одним из основных направлений курса обучения русскому языку. Это многоаспектная и комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Проблема речевого развития, в частности совершенствования навыков говорения, решается путём единства двух подходов: через раздел «Речь» и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленной на формирование навыков научной речи. В разделе «Речь» даётся система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.На уроках предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа).
Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как вид искусства, отображающий и обобщающий реальную действительность, при помощи своих художественных средств может рассказать учащимся о времени, в котором жил художник, о природе, которая взволновала его, об исторических событиях, о «делах минувших дней». Когда они смотрят на картину, созданную мастером, не видят ни полотна, ни красок – они эмоционально воспринимают то, что изображено на картине, любуются увиденным, сочувствуют героям, которых создал автор. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учащихся, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают искусство. Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: обогащает лексический запас учащихся, развивает их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствует навыки письменной речи, кроме того, приобщает учащихся к прекрасному, учит их понимать и ценить искусство, расширяет кругозор и формирует художественный вкус учащихся.
Еще К.Д. Ушинский, подчеркивая огромное значение картин в развитии речи учащихся, писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс свободно заговорит, а главное заговорит непринужденно».[5]
Сочинения по картине делятся на три основных вида:
- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
- повествовательные сочинения по одной картине, где дается один момент сюжета, толчок для воображения учащегося;
- описание картины. При выборе картины для сочинения учитель должен учитывать цель работы, возрастные особенности учащихся, степень их подготовленности к ее восприятию. Картина должна быть ценной по художественному содержанию и предельно четкой по композиции. Нужно учитывать, какие умения поможет сформировать работа по картине у школьников, каким видам сочинений можно учить, используя определенный жанр живописи.
Важно, чтобы сочинения по картине занимали определенное место в общей системе письменных работ и отнюдь не были случайными.
Среди жанров живописи пейзаж – изображение природы, её явлений – вызывает наибольший интерес школьников. По–видимому, это объясняется тем, что любовь человека к природе естественна и безгранична.
Пейзажный жанр можно использовать на всех ступенях обучения русскому языку с целью развития речи. Так, в 5-6 классах целесообразно использовать пейзажи описательно – натуралистического характера с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком. Пейзажи должны быть интересны, доступны учащимся, связаны с определённой лексико – грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Например, после изучения рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе можно провести урок развития речи по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Учащимся можно предложить написать сочинение – описание по плану или сочинение - письмо подруге (другу) о художнике и его картине.
После изучения темы «Имя прилагательное» можно провести работу по картине З.Ф. Гимаева «Берёзовая аллея. К вечеру» или «Зима» И.И. Шишкина.
Описание внешности – важное коммуникативное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в беллетристике и публицистике.
Вместе с тем известно, что описательный тип речи является наиболее трудным для учащихся, поскольку создание текста – описания требует аналитического подхода к объекту речи: необходимо выявить одномоментные признаки или свойства предмета, состояние субъекта, его качественные характеристики в определенный момент действия, определить их значимость и порядок изложения. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.
Создание текста на основе восприятия картины – портрета имеет свои несомненные достоинства: живописный портрет представляет учащимся готовый материал, осмысленный и обобщенный художником в соответствии с замыслом произведения, что освобождает их от необходимости самостоятельно собирать материал. Задача учащихся в этом случае состоит в том, чтоб перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне. Картина (портрет), выступая как объект речи, не только помогает школьникам в передаче содержания и формы изображенного, но и подсказывает тип речи – описание.
С целью развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, выделять главное учащимся можно предложить сравнительное описание двух портретов Габдуллы Тукая художников М.Х. Хаертдинова и Е.А. Симбирина. Такая работа познакомит учащихся с приемами сравнительного описания портретов, активирует лексику детей по теме «Портрет», способствует воспитанию уважительного отношения к родному краю, гордости за творческий потенциал Татарстана.
Кроме того, учащимся можно предложить различные виды упражнений, направленных на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности:
- сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины;- сравнение основного настроения картины и музыкального произведения;
- сравнение картин, сходных или контрастных по настроению;
- сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах; Их цель – развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.
Очень важно, чтобы, воспринимая живописные полотна, школьники овладевали некоторыми искусствоведческими понятиями, расширяли свой кругозор на основе соответствующих теме картины текстов. Такой подход уводит от старых, традиционных, часто примитивных решений при обучении написанию сочинения по картине.
Организуя работу по картине, учителю необходимо учитывать общедидактические принципы работы с произведением искусства:
1. Предоставление ученику права на собственное суждение о произведении искусства. Каждый понимает мир, и другого человека (в данном случае художника) по – своему, в зависимости от жизненного опыта, духовного мира, образовательного уровня. Многообразие различных толкований приблизит школьников к более полному постижению многозначности художественного образа.
2. Обсуждение различных трактовок воспринимаемого, множество вариантов перевода заложенного автором смысла приближает к полноценному восприятию творения художника. [4]
Надо помнить, что эффективность описания картины зависит от правильно организованной работы, от последовательности этапов:
1. Ознакомительный этап: выяснение темы, сюжета, характера, настроения, состояния изображаемого.
2. Познавательный этап: внимание обращено на усвоение специфического языка живописи, на отдельные компоненты, организующие художественную ткань произведения.
3. Этап развития ассоциативного мышления, способности человека приобщиться к эмоциональной жизни другого.
4. Этап развития творческих способностей учащихся. На этом этапе особенно значительна роль учительского внимания к интересам и возможностям воспитанников.
Знание этапов работы по картине помогает правильно составить план урока, который, в основном, строится по следующей схеме:
1. Вступительное слово учителя о целях и содержании работы.
2. Пробуждение интереса к произведениям живописи (рассказ о художнике, истории создания картины, актуализация прежних знаний).
3. Самостоятельное рассмотрение картины.
4. Беседа по картине.
5. Словарная работа.
6. Систематизация рабочих материалов.
7. Составление плана описания картины.
8. Устное описание картины или анализ одного сочинения (предупреждение ошибок в будущей работе обучаемых).
9. Различные виды письменных работ по картине (сочинение – интервью, описание картины, составление рассказа, письмо другу о картине, сочинение в жанре дневников, записей и т.д.).
Можно изменить эту схему, включить в нее чтение стихов, отрывков из художественного произведения, написание диктантов, содержание которых поможет школьнику правильно понять и оценить картину.
Эффективность анализа учащимися картины будет зависеть от правильно организованной работы по ней. А карточка – информатор «Как собирать материал к сочинению» будет служить большим подспорьем для школьника.
Этап первый.
1. Что ты знаешь об авторе картины?
2. Что ты знаешь о создании картины?
3. С какими событиями связано содержание сюжета картины?
4. Почему, по–твоему, автор обратился к данному сюжету? Какие мысли и чувства хотел выразить?
Этап второй.
1. Что изображено на переднем плане картины?
2. Кто главный ее герой?
3. Место, которое занимает главный герой. Какова его поза?
4. Сколько герою лет?
5. Какие детали внешности героя выделяет автор?
6. Что можно сказать о выражении его лица.
7. Какие чувства испытывает герой.
8. Каково отношение автора к своему герою.
9. Кто еще изображен на картине, какова их роль.
10. Почему так названа картина?
Этап третий.
1. Что ты можешь сказать о композиции картины, как она помогает раскрыть замысел автора?
2. Что изображено на заднем плане картины?
3. Что связывает все изображенное художником в одно композиционное целое?
4. Что ты можешь сказать о колорите картины?
5. Какую роль играет пейзаж?
Этап четвертый.
1. Какое впечатление производит картина?
2. Какое высказывание о ней тебе удалось найти? Согласен ли ты с ними?
Подробный и грамотно составленный план по картине – это залог успеха при составлении связного высказывания. Примерный план сочинения по картине может выглядеть так:
I. Вступление
Варианты:
Сведения об авторе и картине.
Первое впечатление от картины.
Характеристика темы картины.
II. Описание картины:
1. Содержание (передний, средний, задний планы).
2. Композиция.
3. Портретная характеристика героя (героев):
а) анализ деталей портрета.
4. Характеристика средств эмоциональной выразительности, цветовой гаммы.
5. Идея произведения.
III. Заключение
Варианты:
Ваше отношение к картине.
Связь темы картины с современностью.
Что нового открыла вам картина?
Эффективной помощью обучаемым является также предоставление им готовых лексических и грамматических кодов языка, в частности моделей словосочетаний и грамматических основ предложений, которые позволяют успешно влиять на становление и развитие синтаксического строя речи школьников в языковом пространстве искусства.
В заключение хочу сказать, что в системе работы учителя – русиста, призванного развивать коммуникативно – речевые умения школьников, не все легко и просто. Однако любовь к предмету, лингводидактическая эрудиция, настойчивость в деле достижения поставленной цели помогут ему выполнить возложенную на него почетную задачу.

Литература
Ахмадуллина Ф.Ю. Работа по картине в татарской школе.- Казань: Магариф, 2000
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи уч-ся. – М.: Просвещение, 1975.
Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Картины художников Татарстана на уроках развития речи. – Казань: РИЦ «Школа», 2010
Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей.- Новосибирск: Детская литература, 1999