Родительское собрание в 9 классе (профориентация).


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Приобская средняя общеобразовательная школа
Разработка родительского собрания в 9 «а» классе
Тема: «Профориентационное воспитание школьников»
Классный руководитель 9 «А»
Соколова Ю.В.
Вступительное слово учителя:
По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Учащиеся 10-11-х классов могут выбирать профиль обучения, т.е. изучать актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не пригодятся им в их будущей профессии, изучать в меньшем объеме.
Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9-м классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, т.е. по сути совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения учащихся в старших классах, и их подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства. Её успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодёжи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Значительный вклад в теоретическое обоснование концепции профориентации внёс Антон Семёнович Макаренко. Он обращал внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодёжи должна присутствовать духовность, т. е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью его социальной ценности. На этой основе формируются черты как нравственного взросления, так и волевой целеустремленности. Родителям надо помнить, что трудолюбие и способность к труду ребёнку не даны от природы, их надо воспитывать. Пристального внимания заслуживают  идеи  Макаренко  о трудовом воспитании детей в семье. Кроме обучающей функции, труд  имеет развивающую функцию, обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое и социальное развитие. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность и дисциплинированность. Об этом, к сожалению, иногда забывают родители.
Цель родительского собрания на тему «Профориентационное воспитание школьников» – помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения,  рассмотреть какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсудить актуальные проблемы и предложить помощь при принятии важных решений.
Родительское собрание на тему «Профориентационное воспитание школьников» проводится с также целью выяснения степени трудовых навыков у детей, отношения родителей к вопросам трудового воспитания.  
 
Цели:
1.  Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения;
2. Рассмотреть какие мероприятия профориентационого характера проводятся в школе, обсудить актуальные проблемы и предложить помощь при принятии важных решений;
3. Выяснить степени трудовых навыков у детей, отношения родителей к вопросам трудового воспитания.
Задачи:
  
Предоставить родителям информацию о предпрофильной подготовке в 9-м классе, информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9-го класса.
Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
 
Ход собрания
В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения. 
Тема нашего собрания «Профориентационное воспитание школьников». В начале собрания родителям была предложена анкета для изучения детских способостей «глазами родителей». Последовало обсуждение результатов анкетирования. Таким образом подвела родителей к выводу об актуальности первичного самоопределения учащихся 9-х классов, предварительного выбора профиля обучения. 
Знакомство с притчей о возможностях и способностях:
Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.
Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.
На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.
На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора, и деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...
Обсуждение.
В сентябре  2013-2014   учебного года с учащимися 9 «А» психологом проводилось анкетирование. В исследовании приняли участие 18 учащихся,  участникам   необходимо  было  ответить  на  вопросы. Вот какие результаты мы получили.
Анализ анкеты:
Средний возраст - 14,9
1.Есть  ли  у  Вас увлечение,  хобби?  
да – 14 ч. (фото, архитектура, музыка, спорт, боевые искусства, театр, рукоделие, компьютер, чтение  книг)нет -  4.  
2.Информация  о  мире  профессий:
Полная – 9ч. недостаточная – 9ч.
3.Выбрали  ли  Вы  профессию: 
Да – 6 ч. (медицина, художник, следователь, парикмахер, экономист), нет – 12 ч. 4.Что  повлияло  на  выбор  профессии?(выбрать возможно было несколько вариантов)
Интерес6ч,престижность4ч.  возможность  профессионального  и  личностного  роста – 4ч., доступность – 2ч., высокая  зарплата – 5ч.,  влияние родителей 3ч.,  влияние  сверстников – 2,  другое - хочу  помогать людям 3человека.
5.Знаете  ли  Вы,  какие  учебные  заведения  готовят  специалистов  данного  профиля? да -10ч. , нет - 8ч.
6.Что  Вы  предпринимаете  для  осуществления  Ваших  профессиональных  планов?
серьёзно  готовлюсь  к  поступлению  в  учебные  заведения,  готовящие  специалистов  данного  профиля 5 ч.,
4ч. - общаюсь  с  людьми,  имеющими  выбранную  мною  профессию;
2ч. – изучаю спрос  на  эту профессию на  рынке  труда;
3ч. – ищу  варианты  дальнейшего  трудоустройства;
Другое – 4человека.
7.Согласны  ли  родители  с  Вашим  выбором?  Да – 6ч., нет– 4ч., ещё не определился 8человек.
Вывод: учащиеся  9 «а»  класса  задумываются  над  выбором  дальнейшей профессиональной  деятельности.  Основная   часть  ребят  планируют  продолжить  
обучение  в средних  специальных  учебных  заведениях. Большинство ребят    имеют различные    увлечения:  фото, архитектура, музыка, спорт, боевые искусства, театр, рукоделие, компьютер, чтение  книг.       При  выборе  дальнейшей  профессии  руководствуются  следующими  факторами:  на  1 месте - возможность  профессионального  и  личностного  роста, 2 место - личный интерес,  3 место - высокая  зарплата,  4 место – влияние  родителей  и  помощь  людям, 5 место – влияние  сверстников    доступность. Для  достижения  своей  цели    общаются  с  людьми,  имеющими  выбранную  мною  профессию,  серьёзно  готовятся  к  поступлению  в  учебные  заведения,  изучают  спрос  на  рынке  труда. Большинство  родителей  принимают  выбор  своих  детей.
Школа в плане работы предусматривает информационную работу с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение их особенностей образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей. Кроме того, в 9 классе проводятся занятия по предпрофильной подготовке, которые помогают обучающимя сориентироваться в выборе профессиии.
Ознакомление родителей с теорией типов личности Джона Холланда, которая является одной из наиболее популярных.
Идея данной теории такова: человек выбирает профессиональную деятельность в соответствии с тем типом личности, который сформировался в силу социальных, экономических, политических факторов, особенностей семейной среды.
Реалистический или прагматический – решительный, открытый, прямой целеустремленный, мужественный. Ценности: материальные – вещи, деньги, физическая сила. Профессии: в системе «человек-машина», «человек-природа» (механик, фермер, шофер, учитель физической культуры, технологии, физики и т.д.). Артистический – креативный, независимый, самостоятельный, инициативный, эмоциональный, склонный к импровизации, спонтанный, общительный, коммуникативный. Ценности: разные виды творчества (искусство, музыка, дизайн), свобода, независимость, отсутствие жесткой регламентации труда. Профессии: художник, дизайнер, музыкант, актер, журналист, учитель музыки. 
Исследовательский – интроверт, аналитический, педантичный, целеустремленный, трудолюбивый, трудоспособный, организованный, волевой, критичный, креативный. Ценности: наука, исследование – как вид деятельности, свобода, независимость. Профессии: ученый, философ, медик, учитель высшей школы. 
Предпринимательский – целеустремленный, деловой, энергичный, склонный к риску, авантюре, волевой, креативный, экстраверт, конформист, манипулятор. Ценности: успех, власть, деньги, материальный ценности. Профессии: любая сфера бизнеса, политики, управленцы, директор, зам.директора. 
Социальный – коммуникативный, доброжелательный, открытый, искренний, ориентированный на помощь, поддержку, гуманистический, рефлексивный. Ценности: человек, помощь, поддержка, милосердие. Профессии: социальный работник, врач, психолог, учитель начальных классов, классов коррекции, адвокат, защитник. Конвенциональный – конформист, педантичный, организованный, дисциплинированный, кропотливый, аккуратный, исполнительный. Ценности: порядок, постоянство, заданность, шаблонность. Профессии: военный, бухгалтер, экономист, учитель математики, информатики, чиновники.
Сомнения в этой теории:
Часть относится к смешанному типу
Выбор профессии рассматривается не как динамичный процесс, а как одномоментный акт
Нет ориентации на саморазвитие, самосовершенствование.
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает учитель и сам классный руководитель. Но именно родители, ближайшие родственники оказывают наибольшее существенное влияние на профессиональный выбор. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку!
Советы КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии. 
Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности. 
Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если это музыка, то от музыкального произведения к концерту. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины. 
Расширяйте кругозор подростков в области профессий. 
Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.
Готовность - это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; сформированные идеалы; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями. Достаточно лишь слушать и слышать своего ребенка.
Никогда не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.  
Дайте подростку возможность получить свой опыт. Нельзя критиковать желания ребенка. Лучше пусть он сам попробует и поймет свою ошибку. Ну, а если  у родителей возникают трудности и вопросы, как это сделать, то можно обратиться за  помощью к профессионалам. 
Если подросток не представляет себе, "кем быть" и куда поступать, то можно обратиться за консультацией к специалисту в области профориентации, который поможет разобраться в мире профессий, понять способности, интересы и склонности ребенка, выбрать правильное направление. 
В заключении я хотела бы вам рассказать еще одну притчу:
Путь жизни
Мальчик заблудился в лесу.
Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и начал свой Путь.
Где нам найти такое дерево, что бы не плутать в жизни?
Таким деревом может быть большая цель в жизни.
Для того, что бы увидеть свой путь с дерева, дерево должно быть больше человека, а значит, и цель должна быть больше жизни, выходить за ее пределы.
Большая цель помогает увидеть свой Путь. Мы узнаем его сразу, как только увидим. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!
Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.
Человек, не имеющей большой цели, не знает свой Путь. В народе его часто называют непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.
Пожелания родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников.  В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями».  Поэтому родителям  при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
Рекомендации-памятка для родителей.
в процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к  изучению которых у него есть способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля, в том числе на результаты успеваемости;
наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку;
изучите интересы, возможности и способности своего ребенка;
ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы;
при выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях;
при обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей;
в любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях;
грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.