Факультатив ЭССЕ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВИД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

«Павлодар ауданыныS
Розовка орта жалпы бiлiм беру мектебi» мемлекеттік мекемесі
ГУ «Розовская средняя общеобразовательная школа
Павлодарского района»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
ЭССЕ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
И ВИД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
для учащихся 11 класса








Учитель: Поминова Татьяна Александровна
 
Павлодарская область
Павлодарский район
с. Розовка
2016 год


Пояснительная записка
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет важное значение в системе преподавания литературы.
Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим самостоятельным сочинениям. Сочинение - эссе направлено на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.
Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьников, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные стили и типы речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и т.п.
Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятиядействительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.
Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 класса естественно-математического направления.
Цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
В процессе работы над эссе предполагается решать следующие задачи:
- актуализировать личностные качества учеников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
- осуществлять знакомство с комплексом близких жанров: очерком, письмом, беседой, стихотворением в прозе и др.;
- развивать ассоциативное мышление старшеклассников;
- формировать коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя в комплексе возможности разных типов и стилей речи;
- формировать представления школьников о разных способах восприятия действительности;
- исследовать творческие поиски известных художников слова, открывать новые имена.
Работа по программе курса включает в себя следующие этапы:
- знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;
- узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
- анализ ученических работ и выполнение творческих заданий.
Отбор предложенных для анализов текстов эссе осуществлён с точки зрения нравственного и эстетического воспитательного воздействия на старших школьников. Варианты произведений позволяют варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей групп учащихся.
Творческие задания, сгруппированные в последнем разделе, могут выполняться постепенно, от этапа к этапу.
Планирование рассчитано на 34 часа
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Натальи Леонидовны Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М., ДРОФА, 2005г.
Содержание курса
Введение. Теоретические сведения.
Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.
Работа с текстом.
Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примере конкретных текстов (В. Набоков.Смех и мечты; В. Гроссман. Сикстинская мадонна; И. Ермаков. Дама в голубом; В. Ерофеев. Dontcomplain значит «Не жалуйся»; Е. Чернов. Берёзка.)
Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему (К. Победин.Музыка; Е. Шварц. Музыка.)
Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приёмы эссеистических текстов (К. Гессе.Два голоса мелодии жизни; В. Янушевский. Струя.)
Различные формы жанра.
Эссе в форме очерка (В. Набоков.Кембридж; Л. Бежин. Отсвет волшебного фонаря; К.Г. Паустовский. Предательская осень.)
Жанр слова и эссе в форме слова (И.С. Шмелёв.Слово на чествовании И.А. Бунина; А.И. Солженицын. Слово при вручении премии В. Распутину; Ф. Искандер. Слово о Пушкине.)
Жанр письма и эссе в форме письма (И.С. Тургенев.Письмо Полине Виардо; Г. Гессе. Неотправленное письмо певице.)
Беседа и эссе в форме беседы (Ф. Искандер.Беседа с Виктором Максимовичем.)
Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.
Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы (Ф. Искандер.Душа и ум; и его одноимённое эссе; Ф.Г. Лорка. Сюиты; Предисловие к множеству книг.)
Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора (Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссеКак есть.)
Анализ сочинений-эссе.
Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.
Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из лиературно-критического эссе (П. Вайль, А. Генис.Хартия вольностей (отрывок); школьное сочинение Вольнолюбивая лирика Пушкина.)
Анализ литературно-критического эссе (С.П. Залыгин.Мой поэт (О Чехове) отрывок.)
От этюда и зарисовки – к эссе (В.П. Астафьев.Свеча над Енисеем.)
Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений – эссе: Грамматика любви в произведениях Бунина; Устарел ли Горький?
Рецензирование по плану: Компьютерная болезнь.
Анализ эссе разных авторов на одну тему: Золото убивает больше душ, чем железо тел (У. Шекспир). Примеры авторских ученических эссе.
Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.
Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)
Написание сочинения в различных формах эссе.
Фрагмент путевых заметок, воспоминаний о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.
Эссе или сочинение в форме письма, слова, беседы.
Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем или деятелем культуры.
Развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок по типу японских данов.
Создание текстов, основанных на приёме сравнения и сопоставления.
Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся.
Размышления на заданную тему (об искусстве, о литературе, духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах – по выбору учащихся).
В процессе обучения по программе курса учащиеся должны:
- знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
- определять «решающую идею» эссе;
- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
- находить средства художественной выразительности, используемые автором;
- видеть эстетическую функцию языка;
- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащегося).









Календарно-тематическое планирование

темы
Основные понятия
Аналитическая деятельность и развитие речи
Творческая мастерская
часы
дата

1.
Введение теоретического материала.
Эссе, признаки жанра, разновидности формы, художественные приёмы
Подводящий диалог, вычленение признаков, формулирование выводов, оформление итоговых наблюдений.

1
5.09.

2
Эссе как жанр
Эссе, признаки жанра, разновидности формы, художественные приёмы


1
13.09.

3-5
Анализ текстов эссе: В. Набоков. Смех и мечты; В. Гроссман. Сикстинская мадонна; И. Ермаков. Дама в голубом.
Признаки жанра, разновидности эссе, объекты внимания эссеистов, стили и типы речи, средства художественной выразительности.
Сравнение, сопоставление, анализ, речевая деятельность в ходе выполнения заданий, словарная работа, наблюдение над языком произведений.
ТР «Моя встреча с классическим произведением в 21 веке»
3
19.09. 26.09. 3.10.

6-7
Эссе разных авторов на одну тему: К. Победин. Музыка; Е. Шварц. Музыка.
Тема, идея произведения, признаки жанра, средства художественной выразительности.
Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений.

2
10.10.
17.10.

8-9
Эссе и очерк. В. Набоков. Кембридж; Л. Бежин. Отсвет волшебного фонаря; К.Г. Паустовский. Предательская осень.
Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача.
Сравнение, сопоставление, наблюдение над языковыми средствами, формулирование выводов.
Вступление к воспоминанию о путешествии (на основе личных впечатлений).
2
24.10.
7.11.

10-13
Слово и эссе в форме слова. И.С. Шмелёв. Слово на чествовании И.А. Бунина; А.И. Солженицын. Слово при вручении премии В. Распутину.
Стили и типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, речевая задача, позиция писателя.
Анализ структуры речевого высказывания, анализ языковых средств, определение адресата жанра.
Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися).
4
14.11.
21.11.
28.11.
5.12.


14-15
Письмо и эссе в форме письма. И.С. Тургенев. Письмо Полине Виардо; Г. Гессе. Неотправленное письмо певице.
Признаки эпистолярного жанра, языковые средства, речевая задача, позиция автора, адресат жанра.
Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра, анализ языковых средств.
Написание письма или эссе в форме письма.
2
12.12.
19.12.

16
Форма эссе и его языковое воплощение.
Адресат жанра, речевая задача.
Выявление взаимосвязи, предположение и формулирование выводов.

1
26.12.

17
Эссе и беседа. Ф. Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем (фрагмент).
Структура беседы и интервью.
Поисковая и речевая деятельность в ходе выполнения заданий.

1
9.01.

18-19
Воплощение одной темы в эссе и стихотворении. Ф. Искандер.Душа и ум. Ф.Г. Лорка. Стихи из книги «Сюиты», эссе «Предисловие к множеству книг».
Тема, эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности
Выявление взаимосвязи, сопоставление, обогащение речи учащихся.

2
16.01.
23.01.

20-21
Стихотворения в прозе и эссе. Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть».
Признаки жанра, типы речи.
Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств выразительности

2
30.01.
6.02.

22
Японские даны – древнейшая форма эссе. Главки из книги Сей Сёнагон Записки у изголовья.
Сравнение как композиционный приём.
Ассоциативная связь.
Создание эссеистической спорады.
1
13.02.

23
Текст, построенный на сравнении. К. Гессе. Два голоса мелодии жизни; В. Янушевский. Струя.
Сравнение, композиция, приёмы.
Анализ текста. Ассоциативная связь.
Создание эссе – миниатюры
1
20.02.

24
Зарисовка.
Создание художественной зарисовки, этюда, миниатюры – эссе на тему: «Свой долг родителям, дети отдают своим детям».
Тема и идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности
Аналитическая деятельность, поиск средств выразительности.
Зарисовка, этюд, миниатюра
1
27.02.

25
Литературно-критическое эссе и школьное сочинение.
П. Вайль, А. Генис. Хартия вольностей (отрывок); школьное сочинение Вольнолюбивая лирика Пушкина.)
Разновидности жанра, особенности литературно-критического эссе.
Сравнение, сопоставление. Рецензирование.

1
6.03.

26
Анализ литературно-критического эссе.
С.П. Залыгин. Мой поэт (О Чехове) отрывок
Особенности литературно-критического эссе.
Коммуникативная и языковая деятельность в ходе выполнения заданий.
Рассказ о любимом писателе (на основе речевой ситуации).
1
13.03.

27
Анализ сочинений – эссе. Примеры: Грамматика любви в произведениях Бунина; Устарел ли Горький?
Композиция сочинения-эссе и традиционного сочинения.
Рецензирование по вопросам.

1
20.03.

28
Анализ сочинений – эссе. Примеры: Гений и злодейство – две вещи несовместные; Вечный Достоевский.

Рецензирование как дополнение комментария к сочинению.
Написание комментария к сочинению
1
3.04.

29-30
Анализ сочинений – эссе на тему Золото убило больше душ, чем железо тел.

Рецензирование на основе сопоставления, обсуждения.

2
10.04.
17.04.

31
План анализа. Пример эссе Компьютерная болезнь.
Сочинение на свободную тему. Эссеистический стиль.
Рецензирование на основе плана.
Устная или письменная рецензия.
1
24.04.

32
Аргументация по тематическому направлению «Куда бы вас ни привела дорога, не забывайте Родину свою».
Разновидности эссе, особенности эссе.
Устные высказывания, рецензирование.

1
2.05.

33
Устная или письменная рецензия. Анализ исторического эссе «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Разновидности эссе, особенности эссе.
Устные высказывания, рецензирование.
Устная или письменная рецензия.
1
15.05.

34
Эссе как вид творческой работы на экзамене по русскому языку и литературе.
Комментарий учителя.


1
22.05.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315