Методические рекомендации на тему Организация самостоятельной деятельности на уроках географии


Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии и курса «Крымоведение».
Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности.
Считаю, если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности.
Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.
Уверена, что самостоятельная работа учащихся – один из ключей к достижению новых знаний.
Какие цели я ставлю перед собой при организации самостоятельной работы:
Выработать способность работать самостоятельно;
развивать познавательную активность;
стимулировать творческое мышление;
повышать культуру умственного труда, интерес к изучению предмета;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формировать умения планировать время;
выработать ответственность и инициативность.
Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в процессе организации работы с учебником и с дополнительными источниками информации, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления опорных схем.
Рассмотрим некоторые приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках географии в контексте деятельностного подхода.
При работе с учебником я использую такие приемы:
«Почемучка»
При изучении темы «Познание Земли» в 5 классе, я даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:
Почему период с середины 15 до середины 17 века называют эпохой великих географических открытий?
Почему открытие Америки произошло случайно?
Прочитав текст учебника, ребята с интересом отвечают на вопросы, высказывают интересные мнения.
Прием «Верю-Не верю».
Этот прием я использую на различных этапах урока.
Например, при изучении темы «Географическое положение Крымского полуострова» предлагаю учащимся ряд вопросов:
Верите ли вы в то, что …..
Ребята должны ответить да, нет и почему.
Приемы работы с учебником способствует развитию мышления и речевой деятельности. В процессе работы с учебником достигаются метапредметные результаты УУД. (коммуникативные и познавательные УУД).
Немаловажным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении географии является использование таблиц.
Таблицы являются результатом совместной работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами.
При изучении темы «Великие географические открытия» предлагаю обучающимся заполнить таблицу, по заранее подготовленному шаблону.
Дата, путешественник, результат путешествия.
и сделать вывод.
При изучении темы «Исследования Крымского полуострова» по курсу «Крымоведение», для систематизации знаний ученикам также предлагаю заполнить таблицу, но перед этим даю нескольким ученикам опережающее задание (подготовить сообщения об исследователях полуострова).
Заполнение таблиц способствует систематизации знаний, развитию логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства. Т.е. отрабатываются предметные и метапредметные (регулятивные УУД) результаты.
Использование опорных схем позволяет учащимся дифференцировать материал по базовым признакам, выделять смысловые блоки для формулировки ответа при подготовки домашнего задания.
Составление опорных схем на уроке помогает учащимся устанавливать прямые и обратные связи.
Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные.
Поделюсь некоторыми приемами, которые использую в своей работе:
Прием «Немая карта», заключается в том, что одному из учеников на отдельном листке дается перечень географической номенклатуры (географические объекты), ученик выходит к доске и молча, ничего не говоря, показывает заданный объект на карте, а остальные ребята должны назвать заданный объект.
Прием «Ошибка картографа». На заранее заготовленных контурных картах неправильно надписываю некоторые географические объекты, ученики должны указать ошибки, аргументируя правильность ответа.
Прием «Картографический практикум». Суть приема заключается в том, что все географические объекты изученные в ходе урока, наносятся на контурную карту.
Задания на географической карте позволяют отрабатывать не только предметные результаты, но и метапредметные.
Использование дополнительных источников информации (Интернет-ресурсов, справочников, энциклопедий и др.), повышает мотивацию учащихся к изучению географии, формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации, осуществляет готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию.
Так, при изучении темы «Рельеф Крымского полуострова», предлагаю учащимся следующее творческое задание «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Большой каньон Крыма (или другой объект). Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 7-10 причин, по которым я должна посетить Большой каньон Крыма». Такие задания позволяют сделать процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже. Позволяет воспитывать патриотизм, гордость за свою малую Родину, за то, что мы живем в таком уникальном месте.
Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить за счёт использования элементов проектной деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества
Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Таким образом, практический опыт показал:
Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.
Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.