Методический семинар на тему Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС

Методический семинар
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.
К нам, учителям начальных классов предъявляются особые требования, ведь образование в начальной школе является базой, фундаментом для всего последующего образования.
Главная цель введения ФГОС - повышение качества образования.
Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности использую различные технологии.
Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для «ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации». Поэтому в моей деятельности компьютерные технологии являются мощным информационным средством и большим помощником на уроке. Презентации использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного и при организации текущего контроля знаний. Подобные презентации- опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос ( например контрольная работа, письменные проверочные работы, самостоятельные работы), которые применялись на данном мною открытом уроке.
Метод проектов - технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. На мой взгляд, повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер, деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Вместе с детьми создаю такие проекты, как «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Мой родной край», «Как люди учились писать»и др. Итогом открытого урока - был создан творческий проект по теме «Имя существительное».
Использование данного метода предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Слова Петра Яковлевича Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации.
Пассивное изучение любого предмета, как серьезный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема- это всегда препятствие. А преодоление препятствий - это движение, неизменный спутник развития.
Пример: русский язык 2 класс «Непроизносимые согласные»
На доске запись - ВЕСТНИК
- Прочтите это слово орфографически (вестник) и орфоэпически ( весник)
- Что вас удивило? ( буква Т в слове пишется, а при чтении не произносится)
- Какой вопрос у вас возник? (почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносится?)
Как показывает опыт, применение проблемного обучения положительно влияет на эмоциональный комфорт учеников, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, коммуникативные способности. Учащиеся моего класса не боятся высказываться на уроках, даже если неуверенны в правильности своего ответа. Обучающие 2 «а» класса КСОШ № 1 тоже успешно справились с этой задачей.
Коллективный способ обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. При данной технологии совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Данная технология делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки. Урок становится более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске. Это прослеживалось на моем уроке. Слабые подтягиваются до уровня сильных учеников, каждый на своем уровне. КСО широко применяется во внеурочной деятельности в творческих объединениях «Шахматы», «Очарование», «Кукольный театр», которые мои дети с удовольствием посещают.
Проблемы сохранения здоровья, формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными и являются одним из необходимых условий достижения высокого качества образования и воспитания. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Только здоровый ребенок способен осваивать учебный материал, открывать для себя что - новое и познавать окружающий мир. Поэтому одной из целей моей деятельность является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью повышения качества урока. В своей работе руководствуюсь принципами Никиты Константиновича Смирнова. С первых дней обучения ребенка в школе веду непрерывную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока. Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, я использую разные формы организации детей на уроке: работа в парах сменного состава, фронтальный опрос с использование предметов (мяч, мягкая игрушка, светофор и другие), хлопанье в ладоши, индивидуальный опрос, деятельность с элементами соревнования. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки; укреплению зрения; укрепления мышц рук; отдых позвоночника; упражнения для ног; релаксационные упражнения для мимики лица; потягивание; массаж области груди, лица, рук, ног; психогимнастика. Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний. Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией, продолжают успешно учиться в основной школе. Здоровьесберегающие технологии я использую на каждом своем уроке.
Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель - ученик». Во внеурочной деятельности на кружке «Правильное питание» я тоже использую личностно-ориентированный подход к своим ученикам.
Игровая технология позволяет сделать интересным и увлекательным не только урок, но и шаги по изучению предмета. На своем открытом уроке я использовала творческие и познавательные игры, что способствовало повышению интереса и развитию мышления у учащихся. А также несло здоровьесберегающий фактор развития и обучения.
Использование перечисленных технологий в образовательной деятельности дают положительные результаты.
У моих учеников наблюдается динамика повышения качества образования и успешное прохождение независимой оценки качества (ВПР, внутришкольный контроль).
Происходит увеличение количества детей с первой группой здоровья. А так же снизилось количество пропусков уроков по болезни.
Мои ученики стали более результативно принимать участие в различных конкурсах.
Сегодня, с уверенностью можно сказать, что мы преодолели этот сложный период создания новой современной начальной школы и переход на ФГОС второго поколения. Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Подводя итог своей работы в условиях внедрения ФГОС НОО считаю, что все же было больше положительных моментов, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Быть рядом с учеником, направлять, координировать, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения - так формируется позитивный имидж Современного учителя и еще один путь к успеху образовательного процесса.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я задумалась: « А смогу ли я работать в нашей новой школе, готова ли я учиться, готова ли я совершенствовать свое мастерство, хочу ли я быть в первых рядах нововведений. На все эти вопросы я с уверенностью отвечаю, что – Да. Ведь от того, как будет работать учитель, как быстро он осознает глубину и значимость реализации ФГОС, зависит будущее наших детей, а значит и наше с вами будущее.
Свое выступление хочу закончить замечательными словами о профессии учитель.
15