Род, число имён существительных и прилагательных


Тема: Род, число имён существительных и прилагательныхЗадачи:
Образовательная:
- научить детей правильно находить род и число имён существительных и прилагательных;
- научить детей правильно делать выводы при изучении новой темы;
Развивающая:- развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
Оборудование: ИКТ-презентация, проектор, учебник «Русский язык, 3 класс» часть 2 (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко), тетрадь, раздаточный материал.
УУД:
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения;
Регулятивные УУД:
-  понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность;
- учиться работать в диалоге с учителем;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Этапы Содержание Примечание
I. Организационный
момент Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.

- Здравствуйте, ребята! 1 минута
11:30-11:31
II. Актуализация знаний
1. Чистописание
2. Работа на смарт-доске
III. Сообщение цели темы урока Учитель: Ребята, я вижу, что вы уже хорошо подготовились к уроку. А сейчас сядьте ровно так, чтобы спина была прямая, уголок тетрадки смотрит в животик. Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.
Записываем:
Ше – с – то – е ма – р – та, точка; кла – сс –ная ра –бо –та , точка.
Теперь на следующей строчке пишем соединения букв ая и яя.
Пишем сначала ая.
Ставим точку в верхней трети строки, начинаем писать овал сверху, ведем вверх влево округлую линию, затем вниз до нижней линии, теперь выше от точки без отрыва ведем вниз второй элемент буквы - это линия с закруглением вниз.
На закруглении поставим точку, закругляем, касаюсь строки, веду линию вверх, закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.
Далее на этой же строчке пишем яя.
Начинам писать чуть выше рабочей линии. Закругляем, касаясь строки, веду линию вверх закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.
На закруглении поставим точку закругляем, касаюсь строки, веду линию вверх закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.
Пишем эти соединения, чередую до конца строки.
На следующей строке пишем ое.
Ставим точку в верхней трети строки, начинаем писать овал.
Ставим справа, точку у полуовала. Ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке, без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.
Далее на этой же строчке пишем ее.
Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке, без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.
От закругления ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке, без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.
Пишем эти соединения, чередую до конца строки. Молодцы!
Учитель: Посмотрите, на доске изображены предметы (Девочка, волк, корзина, пирожки, солнце). Как вы думайте, какая это сказка?
Ученик: Красная Шапочка.
Учитель: Кто её автор?
Ученик: Шарль Перро.
Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на доске.
Ученик: Девочка, волк, корзина, пирожки, солнце.
Учитель: Правильно. А теперь возьмите тетрадки и с новой строчки будем записывать слова, которые обозначают предметы. Посмотрите на образец.
( на слайде пример работы: Девочка какая ? добрая). Запишите его в тетрадь. Выделите окончания. На следующей строчке, какое запишем слово?
Ученик: Волк.
Учитель: Задайте вопрос.
Ученик: Волк какой?
Учитель: Какое окончание в слове?
Ученик: ой
Учитель: Придумайте ещё слово.
Ученик: Злой.
Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?
Ученик: -ой.
Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?
Ученик: Корзина.
Учитель: Какая орфограмма в этом слове?
Ученик: Непроверяемая гласная в корне слова.
Учитель: Какую букву напишем?
Ученик: о.
Учитель: Почему?
Ученик: Это слово словарное, его нужно запомнить.
Учитель: Правильно. Запишите слово кор-зи-на, подчёркиваем орфограмму и
задайте вопрос.
Ученик: Корзина, какая?
Учитель: Какое окончание в слове?
Ученик: аяУчитель: Придумайте ещё слово.
Ученик: Красивая.
Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?
Ученик: -ая.
Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?
Ученик: Солнце.
Учитель: запишите его и задайте вопрос.
Ученик: Солнце, какое?
Учитель: Какое окончание в слове?
Ученик: оеУчитель: Придумайте ещё слово.
Ученик: Яркое.
Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?
Ученик:- ое.
Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?
Ученик: Пирожки.
Учитель: Какая орфограмма в этом слове?
Ученик: Непроверяемая гласная в корне слова.
Учитель: Какую букву напишем?
Ученик: и.
Учитель: Почему?
Ученик: Это слово словарное, его нужно запомнить.
Учитель: Правильно. А какая еще орфограмма в этом слове?
Ученик: Правописание шипящих в корне слова.
Учитель: Какую букву напишем?
Ученик: Чтобы написать букву, нужно подобрать родственное слово, такое, чтобы после шипящей была гласная буква.
Учитель: А какое?
Ученик: Пирожок
Учитель: Какую букву напишем?
Ученик: ж.
Учитель: Правильно. Запишите слово пи-рож-ки, подчёркиваем орфограмму и
задайте вопрос.
Ученик: Пирожки, какие?
Учитель: Какое будет окончание в слове?
Ученик: иеУчитель: Придумайте слово к вопросу.
Ученик: Вкусные.
Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?
Ученик: -ые.
Учитель: А кто догадался, о каких частях речи мы будем сегодня говорить?
Ученик: Об имени существительном.
Учитель: Что обозначает имя существительное?
Ученик: Предмет.
Учитель: Правильно. А ещё о каких частях речи мы будем говорить?
Ученик: Об именах прилагательных.
Учитель: Как вы догадались.
Ученик: Мы записали слова, у которых части речи существительное и прилагательное.
Учитель: Правильно наша тема на уроке сегодня будет: « Род, число имени существительного и прилагательного»
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Ученик: Какой, какая, какое, какие.
Учитель: Назовите окончания в вопросах?
Ученик: -ой, -ая, -ое, -иеУчитель: Правильно. 10 минут
11:31 – 11:41
Слайд 1-2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
5 минут
11:41-11:46
Слайд 8
IV. Изучение новогоУчитель: А кто догадался, почему в вопросах имени прилагательного разное окончание?
Ученик: Они определяют существительное, которое относится к одному из трёх родов.
Учитель: Проверим. Слово волк, как нам определить его род?
Ученик: Подставить местоимение он(мой) – это мужской род.
Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово волк и подпишите над словом род.
Значит прилагательное злой мужского рода.
На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
Ученик: Какой.
Учитель: Какие окончания у прилагательного мужского рода?
Ученик: -ой, -ый.
Учитель: Слово корзина, как нам определить его род?
Ученик: Подставить местоимение она(моя) – это женский род.
Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово девочка и подпишите над словом род.
Значит прилагательное красивая женского рода.
На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
Ученик: Какая.
Учитель: Какие окончания у прилагательного женского рода?
Ученик: -ая, -яя.
Учитель: Слово солнце, как нам определить его род?
Ученик: Подставить местоимение оно(моё) – это средний род.
Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово солнце и подпишите над словом род.
Значит прилагательное яркое женского рода.
На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?
Ученик: Какое.
Учитель: Какие окончания у прилагательных среднего рода?
Ученик: -ое, -ее.
Учитель: А слово пирожки, что вы можете сказать об этом слове?
Ученик: Оно во множественном числе.
Учитель: Какого рода слово пирожки?
Ученик: Мы не сможем определить какого рода это слово.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому, что это слово стоит во множественном числе.
Учитель: На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?
Ученик: Какие.
Учитель: Какие окончания во множественном числе?
Ученик: -ие, -ые. 7 минут
11:46-11:53
V. ФизминуткаУчитель: А сейчас давайте встанем и проведём танцевальную физминутку. 3 минуты
11:53-12:56
Слайд 9-19
VI. Первичное закрепление
1. Работа с таблицей
2. Работа с учебником Учитель: Какие формы числа имеет имя существительное?
Ученик: Формы единственного и множественного числа.
Учитель: А как нам определить число имени прилагательного?
Ученик: По существительному, с которым оно согласуется.
Учитель: Как нам определить род имени прилагательного?
Ученик: По существительному, с которым оно согласуется. (Детям раздаётся таблица с родом и числом имени прилагательного).
Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное мужского рода?
Ученик: Какой.
Учитель: Возьмите свои таблицы, которые лежат у вас на партах и напишите вопрос (какой?) в графе мужской род. Какие окончания в мужском роде?
Ученик: -ый, -ий.
Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное женского рода?
Ученик: Какая.
Учитель: Напишите вопрос (какая?) в графе женский род. Какие окончания в женском роде?
Ученик: -ая, -яя.
Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное среднего рода?
Ученик: Какое.
Учитель: Напишите вопрос (какое?) в графе средний род. Какие окончания в среднем роде?
Ученик: -ое, -ее.
Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное во множественном числе?
Ученик: Какие.
Учитель: Напишите вопрос (какие?) в графе множественное число. Какие окончания во множественном числе?
Ученик: -ие, -ые.
Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом.
Учитель: Откройте учебник на странице 65 и найдите ответ на мой вопрос. Почему же вопросы могут подсказать окончание?
Ученик: Потому, что в вопросах окончания ударные.
Учитель: Ребята посмотрите на правило внизу в синей рамке. Прочитайте его. Скажите, на что нам нужно обратить внимание?
Ученик: В мужском роде под ударением окончание – ой, а без ударения -ый или -ий.
Учитель: Правильно 7 минут
12:56-12:03
Слайд 20
VII. Закрепление изученного
1. Работа с окончаниями
2. Работа с карточками
3. Самостоятельная работа Учитель: Посмотрите на доску, какие окончания вы видите?
Ученик: - ой, -ый, -ая, -ое, -ые, -ий, -яя, -ее, -ие.
Учитель: Кто догадался, какая тайна скрывается на доске?
Ученик: Окончания бывают мягкие и твёрдые.
Учитель: Правильно. Прочитайте правило на странице 66. Если основа оканчивается на твёрдый звук, то какие окончания мы пишем?
Ученик: - ой, -ый, -ая, -ое, -ые.
Учитель: А если основа оканчивается на мягкий звук, то какие окончания мы пишем?
Ученик: -ий, -яя, -ее, -ие.
Учитель: Посмотрите на доску. У Красной Шапочки беда у неё рассыпались пирожки со словами. Помогите Красной Шапочке правильно собрать согласовать существительное с прилагательным. Сейчас вы по одному будете выходить к доске, и правильно согласуйте прилагательное со существительным.
река синийдерево                      спелая груша                      высокоелимон                       злаядруг                          верный
яблоко                      глубокаясобака                      сочноекарандаш         кислый
Правильные ответы:
1) глубокая река
2) высокое дерево
3) спелая груша
4) кислый лимон
5) верный друг
6) сочное яблоко
7) злая собака
8) синий карандаш
Учитель: Возьмите карточки с заданиями. Подпишите свою фамилию и имя. Прочитайте задание № 1. Что вам надо сделать?
Ученик: Соединить прилагательные с правильными существительными.
Учитель: Правильно. Прочитайте задание № 2. Что вам надо сделать?
Ученик: Подобрать к данным прилагательным существительные.
Учитель: Молодцы! Теперь выполняйте работу (Дети выполняют самостоятельную работу).
Образец:
Самостоятельная работа.
песня грустная
ручьи лютыйрозы проворные
мороз белые
небо голубое
Ответы: Грустная песня, проворные ручьи, белые розы, лютый мороз, голубое небо.
Зелёный - … Яблочный - …
Цветочный - …
Цветной - …
Учитель: А сейчас давайте проверим задание № 1 (проверка задания №1). Хорошо. Теперь, у кого какие слова получились во 2 задании (дети читают свои ответы). Поднимите руки, кто сделал всё верно? Молодцы. А теперь сдайте мне свои работы.
10 минут
12:03 – 12:13
Слайд 21
VIII. Итог Учитель: Ребята чему мы с вами сегодня научились делать?
Ученик: Находить число, род имён существительных и прилагательных ( ответы детей).
Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное мужского рода?
Ученик: Какой.
Учитель: Какие окончания в мужском роде?
Ученик: -ый, -ий.
Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное женского рода?
Ученик: Какая.
Учитель: Какие окончания в женском роде?
Ученик: -ая, -яя.
Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное среднего рода?
Ученик: Какое.
Учитель: Какие окончания в среднем роде?
Ученик: -ое, -ее.
Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе?
Ученик: Какие.
Учитель: Какие окончания у множественного числа?
Ученик: -ие, -ые.
Домашнее задание: учебник на стр. 66 упражнение 491. Спасибо за урок!
2 минуты
12:13-12:15
План доски:
Шестое марта.
Классная работа.
                   
высокое
 груша                   
дерево      
спелая
сочное
солнце
глубокая
собака
друг
синий
лимон
злая
карандаш
яблоко
верный
         
 
река
кислый
                   
яркое
                   
                     
План тетради:
ая яя ая яя ая яяое ее ое ее ое ее
Девочка какая? Добрая.
Волк какой? злой.
Корзина какая? красивая.
Солнце какое? яркое.
Пирожки какие? вкусные.