Из опыта работы проведения родительских собраний о детском чтении.

Из опыта работы проведения родительских собраний о детском чтении.

О.В. Карелова, учитель начальных классов
«Куртамышской средней общеобразовательной школы №2»
г. Куртамыш


Сценарий родительского собрания в 1 классе на тему
«Чтение перед сном»
Цели:
помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха;
вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей;
- побуждать и стимулировать чтение детей перед сном.
Оформление:
1.Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (на слайде)
«Чтение выстраивает целые судьбы». В. Шукшин.
«Чтение это соучастие в творчестве». М. Цветаева.
«Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей».
Н. Рубакин.
«Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский.
«Чтение лучшее средство от стандартизации и упрощения, свойственных нашему высокомашинизированному веку». Джон Голсуорси.
«Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой». Марсель Пруст.
«Повысить качество восприятия классики повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев.
2.Выставка книг «Почитайте перед сном»

План проведения собрания.
1.Обращение школьного библиотекаря к родителям.
2.Вступительное слово учителя.
3.Анализ анкет родителей и учащихся.
4.Выступления родителей.
5. Вручение «памяток» библиотекарем.

Ход собрания
1.Обращение школьного библиотекаря к родителям.
(выступление сопровождается слайдами)
Каждая семья, где есть дети, мечтает о том, чтобы их жизни сопутствовал успех, чтобы они выросли уважаемыми людьми, чтобы нашли свое достойное место в быстро меняющемся обществе. Эту мечту, я уверена, вынашиваете и вы, уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки. Но где искать тот заветный камень, который способен претворить ее в жизнь и сделать вашего ребенка счастливым? Ответ на этот вопрос будет неожиданным: этим камнем является умение и желание ребенка читать. Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет
содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце. О способности читать как главной составляющей образованности и культуры человека говорит и всемирно известный американский ученый, основатель Института развития человеческого потенциала Глен Доман (фото на слайде): «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса и вы поймете,
что их всех объединяет. Понять это несложно они все умеют читать лучше всех остальных». О первичности чтения и вторичности жизненного успеха хорошо рассказал Фазиль Искандер (фото на слайде) в рассказе «Авторитет», герой которого ученый физик. Этот ученый был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными любимыми книгами. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. И счастье этого состояния, как он говорит, он испытал до физики, еще в детские годы. Детское чтение шло впереди его увлечения наукой. Оно и привело его к ней.
России сегодня как никогда раньше нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Главная миссия чтения сегодня воспитать таких людей. У руля этого воспитания стоите вы, уважаемые родители. Сегодня семья становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. Если в советское время эту заботу целиком брало на себя государство, включая решение проблемы детского чтения и воспитания любви к книге в программы школьного и дошкольного обучения, то сегодня оно предлагает разделить эту функцию с вами.
Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творческих заданий. Неслучайно растет огромное количество коррекционных школ в стране. Наглядный пример неспособности школьника читать показал нам в том же рассказе Фазиль Искандер. Когда он решил заняться приобщением своего 12летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, то оказалось: уже поздно. У подростка произошла уже эрозия души, он утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший лишь на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения основу всякого творчества. Ни детский сад, ни школа, у которых свои задачи, не сумели привить ему интереса к чтению. Вывод напрашивается сам собой: надо начинать с раннего детства, когда ребенок весь в вашей власти. Тема вашего собрания «Чтение перед сном» актуальна и относится к семейному чтению.

2.Вступительное слово учителя.
Учитель: Семейное чтение, нет такой семьи, где не было бы книг. Вот что рассказали мои знакомые родители – учителя о том, как приучали своего ребёнка к чтению: «Народная пословица гласит: «Хорошая книга для ума что теплый дождик для всходов». Хотелось бы добавить: не только для ума, но и для души. К тому времени, как в нашей семье появился сын Павлик, мы, два учителя, знали, что в большинстве своем современные дети не любят читать. Замечательным подспорьем в приобщении ребенка к чтению стали для нас советы Венди Уильямса, психолога-исследователя. Следуя им, мы: (на слайде)
читали ребенку вслух с самого раннего возраста;
покупали книги, дарили их и получали в качестве подарка;
оставляли печатные материалы везде, где ребенок мог их увидеть;
разрешали сыну самому выбирать книги и журналы в библиотеке, книжном магазине и т.п.;
разрешали «заведовать» кулинарными рецептами и, когда готовили, сын читал их нам вслух;
играли в настольные игры, предполагающие чтение;
собирали домашнюю детскую библиотеку;
предлагали ребенку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм;
если сын посмотрел интересную передачу по телевидению, доставали книгу на эту тему;
по очереди читали друг другу рассказы или смешные истории; давали ребенку книги о том, как мастерить своими руками;
дарили книги вместе с предметами, о которых в них рассказывается (книгу о походах и компас, книгу для юнната и лупу...);
разгадывали с сыном кроссворды;
спрашивали мнение ребенка о книге, которую он читает;
читали ребенку и вместе с ребенком перед сном каждый вечер.
Действенными в развитии интереса сына к книге были следующие приемы: читая ребенку, останавливались на самом интересном месте, во время чтения делали остановки и задавали ему вопросы, позволяющие включить воображение и сделать предположения о дальнейшем развитии событий в книге, обращали внимание на иллюстрации и просили сделать выводы, точен ли художник.
В результате наш сын пошел в школу с хорошим багажом знаний.» Этот рассказ родителей - программа по привитию у ребёнка любви к книге и чтению. Из этой «программы» мы возьмём один момент.
Есть у мудрых японцев хорошая поговорка: «Если сказку рассказывать днём, то мыши будут смеяться...» Действительно, нет ничего приятней, чем вечером перед сном, вместе с родителями почитать интересную книгу. Она надолго остаётся в памяти, заставляет размышлять, фантазировать, мечтать и помогает пробудить интерес к чтению. Сегодня речь пойдёт о чтении перед сном - одном из эффективных приёмов развития у детей интереса к чтению, формирования любви к книге.

3.Анализ анкет родителей и учащихся.
Хочу поблагодарить вас, дорогие родители, за помощь в подготовке сегодняшнего собрания: вы активно откликнулись на анкетирование и просьбу поделиться собственным опытом в этом вопросе. Вы честно отвечали на вопросы анкеты, это подтверждает анализ ваших ответов. В анкетировании приняли участие 22 человека. Родители заинтересованы в привлечении к чтению своих детей. Почти у всех есть своя домашняя библиотечка, 25% - покупают книги в магазинах, а детские журналы не выписывает на дом никто. 90% опрошенных отмечают, что их дети читают каждый день, 50% детей читают по настроению или по необходимости и 20% опрошенных родителей констатируют, что их дети не любят читать вообще. Это, конечно, печальный факт, который заставляет задуматься как родителей, так и учителя. Из любимых книг детства родители назвали произведения классиков детской литературы: К. Чуковского, С. Маршака, В. Осееву, А. Гайдара, С. Михалкова, Ю. Коваля, В. Сутеева и др.
В результате проведённого анкетирования в школьной библиотеке мы организовали выставку «Любимые книги Ваших родителей», которая произвела на ваших детей впечатление. Некоторые ребята радовались увиденным книгам - они уже прочитали многие из них. Другие с интересом рассматривали на выставке представленные книжки, захотели взять их для чтения дома. Это уже хорошо! Наверняка, взятую книгу рассматривали вместе с мамой или папой.
В проведённой анкете меня интересовали ответы на вопрос «Читаете ли вы с ребёнком перед сном и обсуждаете ли прочитанное?» 40% родителей ответили «да», но только половина из вас обсуждает то, о чём прочитали. Многие не знают, какие книги лучше читать перед сном ребёнку. Есть и сомневающиеся: надо ли читать перед сном? Надеюсь, что сегодняшний разговор будет вам полезен.



Вашим детям тоже была предложена анкета такого содержания ( на слайде)
«ЧТЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ»
1. Есть ли у тебя привычка читать перед сном?
2. Как ты думаешь, нужно ли читать перед сном? Почему?
3. Читали ли тебе перед сном, когда ты был маленьким? Если да, то кто тебе обычно читал перед сном?
4. А кто тебе читает перед сном сейчас?
5. Как ты считаешь, какие книги нужно читать на ночь?
6. Какую книгу ты посоветовал бы своему другу обязательно почитать перед сном? Почему?
7. От какого героя книжки ты хотел бы получить перед сном пожелание «спокойной ночи»?

Учитель: Благодаря ответам я узнала, что не у всех детей есть привычка читать перед сном. А когда они были маленькими, то перед сном им читали мамы, папы, бабушки, сёстры. Дети считают, что чтение перед сном успокаивает, даёт возможность увидеть хороший сон, лучше запомнить то, о чём прочитал или прослушал.
Но не все книги можно читать перед сном. На вопрос «Как ты считаешь, какие книги нужно читать на ночь?» дети ответили: «познавательные и интересные»; «любые, но только не страшные»; «с добрыми событиями, спокойные и приятные; страшилки лучше не читать»; «очень интересные и красивые»; «познавательные и смешные»; «сказки со счастливым концом»; «весёлые, спокойные, без всяких ужастиков, с хорошим концом»; «добрые книги, чтобы снились хорошие сны»; «спокойные и добрые».
Что же вы советуете прочитать своим друзьям перед сном? Книги были названы самые разные и разных авторов: Н.Носова, В.Драгунского, С.Михалкова, сказки А.С.Пушкина, русские народные сказки.
«Спокойной ночи» хотели бы услышать от Незнайки, Дениски Кораблёва, дяди Стёпы, доктора Айболита, Золушки и многих других героев.
Итак, чтение перед сном. Если Вы ещё не делаете этого, советую послушать родителей, имеющих такой опыт.

4.Выступления родителей.
Быкова О. А. У нас в семье двое детей. По вечерам мы любим играть в вечерние рифмы «Доскажи словечко». Я предлагаю детям стать помощниками поэтов, которые сочинили стихи, помочь им подобрать недостающие рифмы. Вот стихи поэта Андрея Усачёва.
«Подушки»
Если Подушка
Кладётся под ушко,
Такая Подушка
Зовётся... (подушка).
Если Подушку
Кладут под затылок,
Такую Подушку
Зовут (подзатыльник).
А если Подушка
Кладётся под нос,
Такая Подушка
Зовётся (поднос).
Добавляли рифмы, читая стихи Ирины Токмаковой.
«Сонный слон» Усни-трава
Динь-дон. Динь-дон. Дальний лес стоит стеной.
В переулке ходит (слон). А в лесу, в глуши лесной,
Старый, серый, сонный слон. На суку сидит сова.
Динь-дон. Динь (дон). Там растёт усни- (трава)
Стало в комнате темно: Говорят, усни-трава
Заслоняет слон (окно), Знает сонные . (слова),
Или это снится сон? Как шепнёт свои слова,
Динь-дон. Динь . (дон). Сразу никнет (голова).
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет (голова).
Я сегодня у совы
Попрошу такой . (травы).
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные (слова).
Использовала для игры стихотворения О. Поляковой, В.Приходько.
«Ракушка»
Горит перламутром морская ракушка
И сказки мне вечером шепчет на (ушко).
Я к уху покрепче её прижимаю
И слушаю, слушаю.
И (засыпаю).
«Торшер»
Вечер сегодня
Туманный и серый.
Прямо в окошко плывут облака.
Спряталась лампа
Под зонтик торшера.
Думает, дождик пойдёт с . (потолка).
Прочитав эти стихи, мы узнали с детьми много полезного. Я предлагала продолжить предложения:
Чтобы услышать вечером сказку, нужно . (прижать к уху ракушку).
Сонные слова перед сном может шепнуть (усни-трава).
Если подушку кладут под затылок, то она зовётся (подзатыльник).
Если в комнате темно, то это значит (заслоняет слон окно).
Пономарёва Н.В. Со своими детьми я учила считалки на ночь . Оказывается, есть такой способ: если долго не можешь заснуть, нужно посчитать слонов. И есть такая специальная считалка на ночь, которую вам обязательно надо выучить на случай бессонницы. Сейчас я раздам вам по нескольку строчек, которые вы прочтёте по порядку друг за другом, вставив пропущенную рифму.

«Слоны»
1. На ветке сидели 4 слона.
Вот солнце зашло, показалась (луна).
2. Один из слонов улетает домой,
В большое дупло залезает (второй),
3. Четвёртый и третий отправились в лес,
Немножко прошлись, и четвёртый (исчез).
4. Сова пролетела, нарочно пугает
И третий от страха глаза (закрывает).
5. Но вдруг перед ним затрещали кусты:
Четвёртый выходит из (темноты),
6. С ним пятый, шестой,
И седьмой, и восьмой,
Девятый, десятый, (сороковой).
7. А ну-ка, попробуй их всех сосчитать!

Богданова Н. А. У нас в семье трое детей, самому маленькому приходится петь колыбельные песенки. Для этого подключаю старших. Колыбельные песни можно петь не только детишкам, но и зверюшкам, птичкам, деревьям, игрушкам. В названиях этих колыбельных пропущено слово, означающее того, для кого предназначена эта колыбельная. Текст песенок читают старшие, иногда я, вместе определяем, кому посвящается колыбельная. Вот примеры таких песенок.
1.Колыбельная для ... 2. Колыбельная для ...
Летний вечер, тишина, Баю баюшки-баю.
Только песенка слышна Баю деточку мою.
Головастику на ушко: Приди, котик, ночевать,
Ква-ква-ква, поёт лягушка, Мою деточку качать.
Пусть тебе приснятся мошки, Уж как я тебе, коту,
Комары и мотылёк, За работу заплачу:
Засыпай покрепче крошка, Дам кувшинчик молока
Спи, красавчик, спи, сынок. Да кусочек пирога
(для лягушонка) Зыбка поскрипывает,
Котенька мурлыкает.
(для ребёнка)
3. Колыбельная для ... 4. Колыбельная для ...
Баобабу пела бабушка, Положу я в гамачок
Баобабка баобабушка: Мою мышку на бочок.
Бао-бао! Баю-бай! Тихо покачаю.
Баобабчик, подрастай! В ней души не чаю!
Будешь больше мам и пап, Баю-баю,
Баобабчик-баобаб! Шу-шу-шу!
Будешь толще бабушки, Тихо песенку шуршу.
Старой баобабушки! Тишь да гладь,
(для баобаба) Гладь да тишь,
Баю-баюшки,
Ты спишь?
(для мышки)
5. Колыбельная для ...
Спи, ёлочка-детка, под пенье метели.
Я снегом пушистым тебя уберу.
Усни на коленях у матушки-ели,
Такая зелёная в белом бору. (для ёлочки)
6. Колыбельная для ... 7. Колыбельная для ...
Спит тихонько королевна, Тихо входит синий вечер
Её имя так напевно В комнату мою.
Это имя как вещица Спите, куклы-человечки,
Из жемчужин и колец. Баюшки-баю.
Спит сейчас Элеонора, Уложу вас всех в кроватку,
И её, наверно, скоро Песню вам спою.
Увезёт прекрасный рыцарь Спите, детки, сладко-сладко,
В белокаменный дворец. Баюшки-баю,
Ангел мой, Элеонора, Понимаете вы сами,
Для тебя моря и горы, Как я устаю.
В небе звёздные просторы, Целый день вожусь я с вами,
Для тебя любые сны. Баюшки-баю.
(для королевны) Уложила, укачала
Кукол всю семью,
И сама я задремала,
Баюшки-баю. (для кукол)
Лешукова Е.С. А я с детьми читаю на ночь сказки, ведь добрая сказка на ночь лучше всякого лекарства. Сказки выбираю длинные, чтобы читать её много вечеров. До чтения просматриваю текст, чтобы знать, где остановиться. В основном это русские народные сказки. Сейчас перешли к повести про Таню и Алёнку писательницы Л.Воронковой. Мы родом из деревни, а в повести хорошо описана деревенская жизнь, да и легко читается. Ваня теперь читает хорошо, поэтому читаем по очереди: я, Анюта и Ваня.
Рычкова Н.В. По совету нашей учительницы я приготовила «вечерние» пожелания героев разных книг, читала детям перед сном, а они угадывали, кто им желает добрых снов. Конечно, примеры надо брать из знакомых детям произведений. Вот несколько примеров.
1.Появилась девочка 2.Сейчас потолкуем
В чашечке цветка, О книжке другой:
А была та девочка Тут синее море,
Чуть больше ноготка. Тут берег морской...
В ореховой скорлупке Старик вышел к морю,
Девочка спала, Он невод забросит,
Вот какая девочка, Кого-то поймает
Как она мала! И что-то попросит.
Кто читал такую книжку, О жадной старухе
Знает девочку-малышку. Рассказ тут пойдет,
(X. К. Андерсен, «Дюймовочка») А жадность, ребята,
К добру не ведет.
И кончится дело
Все тем же корытом,
Но только не новым,
А старым, разбитым.
(А. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то...
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Сказка «Царевна-лягушка»)


4.Помогла нам яблонька, 5.Я бегу, бегу, бегу,
Помогла нам печка, Опоздать я не могу!
Помогла хорошая Я на волке поскачу,
Голубая речка. На орле я полечу!
Все нам помогали, Не боюсь волны морской,
Все нас укрывали, Не боюсь горы крутой.
К батюшке и матушке Я лечу, плыву, скачу,
Мы домой попали! Всем больным помочь хочу!
Кто унес братишку? (К. Чуковский, «Доктор Айболит»)
Назовите книжку.
(Сказка «Гуси-лебеди»)

Учитель. Сегодня мы постарались вас убедить, что читать перед сном необходимо и полезно. Включайтесь, пробуйте, и ребёнок будет вам благодарен за это. Вы покажете пример ему: когда он вырастет, и у него будут свои дети, он обязательно будет поступать так же.



5. Вручение «памяток» библиотекарем
«Что читать перед сном детям от 6 до 9 лет»

Александрова Т.А. Кузька: Сказка.
Барто А. Перед сном: Стихи.
Болтливая черепаха: Сказки.
Драгунский В. Он живой и светится: Рассказы.
Дружков Ю.М. Волшебная школа: Сказки.
Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам: Стихи.
Коваль Ю. Бабочки: Рассказы.
Козлов С.Г. Ежик в тумане: Сказки.
Кургузов О. Солнце на потолке: Стихи.
Маршак С.Я. Дремота и Зевота: Стихи.
Остер Г. Котенок по имени Гав: Сказки.
Пелипенко С. Ксюшины сказки.
Пляцковский М. Разноцветные зверята. Солнышко на память: Сказки.
Пробст П. В гостях у Каролины: Сказки.
Пришвин М.М. Беличья память: Рассказы из жизни леса.
Прокофьева С. Лоскутик и облако: Сказка.
Резников А. Приключения кота Леопольда: Сказки.
Соколов-Микитов И.С. В лесу: Рассказы о животных.
Токмакова И. Усни-трава: Стихи.
Усачев А. Оранжевый верблюд: Сказки.
Успенский Э. Вниз по Волшебной реке; Про Веру и Анфису; Поучительные рассказы про мальчика Яшу: Сказки.
Хогарт Э. Мафин и его веселые друзья: Сказки.
Цыферов Г.М. Разноцветный жираф: Сказки.
Чарушин Е.И. Томкины сны: Рассказы.
Чей хвост лучше: Сказки.
Чуковский К.И. Телефон: Стихи.
Эгнер Т. Приключения в лесу, Елки на Горке: Сказка.





В данном сценарии использован материал из приложения к журналу «Школьная библиотека» Родительское собрание по детскому чтению / Сост. Т.Д. Жукова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
15