Презентация на тему: Формирование орфографического самоконтроля


«Формирование орфографического самоконтроля младших школьников». Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ ООШ №52 г. Тюмени Кадыровой Ольги Игоревны Актуальность Первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Актуальность В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.В связи с введением ФГОС-2 в области регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата; «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха…» К. Д. Ушинский Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся. 1. Выделение орфограмм зелёной пастой. Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам. Зелёной пастой выделяем такие орфограммы: большая буква в начале предложения, в именах собственных;знаки препинания в конце предложения;сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;разделительные Ъ, Ь, Ь – показатель мягкости;двойные согласные; безударные гласные;правописание предлогов и приставок;и т.п. Например: Маша, живет, шина, чудо, щука, чаща, речка, печной, семья, лень, съел, ванна, кормил, пронес, на траве, солнце, дуб, трубка. Мурзик.(2 класс). У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне. 2. Придумывание ассоциаций к словарным словам. яг да ябл к п ртрет Этимология слова этимология словарноеслово Мёд медведь Петух Петь петух Малина Маленькая малина К словарным словам вместе с детьми придумывать ассоциации, использовать мимику и жесты. Ах! Какой вкусный арбуз! Мальчик- чик-чик (резка ножницами) Лопата- хлоп! хлоп! 3. Использование жестов. При предупредительном диктанте дети используют жесты: парный согласный - поднимают обе руки (пара), при показе жи-ши, показывают на пальцах букву и, при мягком знаке - соединяют ладошки и кладут к щеке, при написании твердого знака – стучат по ладошке, при написании предлогов - руки отводят в сторону, при написании приставок - руки соединяют, при безударном гласном показывают сигнал- указательный палец прикладывают к вискам (подумай), если слово пишется с большой буквы- дети поднимают руку вверх и т.п. 4. Использование различных диктантов ПредупредительныйВыборочныйДиктант с пропущенными буквамиДиктант – доказательствоЗрительныйДиктант с ошибками Предупредительный Узнай зверька. 3 класс. В наших лесах живет робкий зверек. Летом на нем серенькая легкая шубка. К зиме он меняет ее на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая осинка или березка. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов. Учитель диктует предложение всему классу орфоэпически. Один из учеников (вначале это лучший успевающий), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически; никто не пишет. Ученик ( он же) комментирует (объясняет правописание) слово. Ученики всего класса внимательно следят за комментированием , проверяя свои знания в области грамматики. Если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик. Диктант с комментированием Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово. Выборочный Лучик. 3 класс. Женя ж(ы,)ил в д(е,и)ревне. Он очень любил л(о,а)шадей. У мальчика был любимый конь (Л,л)учик. Лучик был ещё мал и сла(п,б). Врач пр(а,о)писал малыша к л(е,и)карству. Лучик лизал сладкую глюкозу губами и (е,я)зыком. Ч(а,я)сто мальчик уг(а,о)щал любимца кусоч(..)ками сахара. Женя летом пом(а,о)гал п(о,а)сти лошадей. Он в(о,а)дил их на речку. Лучик узнавал гол(о,а)с друга. На пастбище м(о,а)лодой конь окреп и вырос. Диктант с пропущенными буквами Дружная весна. 2 класс. Всюду журч..ла в..да. Ярко блестели на солнышке луж… Наступила дружная в..сна. Лопнули первые поч..ки на сирени. Кусты расправили св..и ветки. Ож..л сад. Весело пел скв..рец. А вот и гн..здо. Там мох и сухая тр..ва. Диктант-доказательство: Например: мед (медом), живет - жив, жи, поляна – поле, плачешь- глагол 2 лица ед. числа, солнце - солнышко, за лесом – за чем, чудо – чу, печка – чк, занес – за приставка, Тузик- кличка, Маша – имя, заяц – словарное слово. Зрительный диктант Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы. Синички. 3 класс. ПрелестныеЧерная шапочкаГрудка желтаяПовязалаОни сидятБудтоХороша Диктант с ошибками Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Кот. (5 ошибок)1 класс. На крылце сидит пушыстый кот. Тёплые лучи согрели котка. он заснул. Во сне он видитмышку. 5.Приёмы самоконтроля при работе над ошибками. Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Для этого можно сильным учащимся ставить галочку в предложении, где допущена ошибка, средним ученикам – подчеркнуть слово с ошибкой, слабым – зачеркнуть букву с ошибкой. Исправь ошибки Тёмная тучя тихо плывёт по небу. IТёмная тучя тихо плывёт по небу. Тёмная тучя тихо плывёт по небу. Стаял солнечьный тихий динек. I I IСтаял солнечьный тихий динек.Стаял солнечьный тихий динек. Заключение Основная идея работы состояла в изложении наиболее эффективных приёмов, способствующих формированию орфографического самоконтроля как одного из компонентов учебной деятельности.Целесообразность применения того или иного приёма работы требует от учителя тщательного продумывания цели выполняемого упражнения, изучения его содержания, особенности выполнения. Ученик должен удивляться тому, что: он видит орфограммыон может написать их правильно всё это дает хорошие результаты ему нравится работать на уроках русского языка интересно! «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь..» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!