Статья Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии


« Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии»
Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самостоятельность:
учащегося нужно приучать
не только к мышлению, но и к хотению.
М. Планк
В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. Использовать проектную технологию в своей работе начала для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.
Метод проектов один из примеров педагогических технологий, имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии.
    Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством педагога,  в ходе которой реализуется научный метод познания.
   Задачи проектно – исследовательской деятельности.
-создать условия для   организации    деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
-создать условия для    подготовки  к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
-создать условия  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы .
Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.
В работе над проектом выделяются следующие этапы:
I этап: подготовка. Сначала происходит формирование проектных групп, определение темы и цели проекта, обсуждается цель, формулируются задачи, а затем распределяются обязанности.
II этап: планирование. Определяются источники информации, способы сбора и анализа информации.
III этап: исследование. На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: наблюдение, эксперименты.
IV этап: результаты и выводы. Анализируется информация, обсуждаются результаты, формулируются выводы.
V этап: отчет. Отчет проходит в защите презентации. Происходит публичная защита проекта. Затем идет подведение итогов.
Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта.
В 8 классе на уроках химии учащиеся выполняли проект «Исследование качества воды». Цель проекта: ознакомиться с качеством водопроводной и фильтрованной воды и воды в близлежащем водоеме , научиться простыми способами определять качество воды. В этом случае проектные группы были сформированы по желанию. В таких группах работа протекает более благоприятной и комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче. Проектные группы предоставили свой отчеты в виде компьютерной презентации, используемой на уроке.
В старших классах проекты научно-исследовательских работ представляют уже работу с литературой, исследования на физическом оборудовании, проведение химических опытов. Сбор результатов и анализ занимает длительное время, а отчеты выглядят как исследовательская работа, которую можно представлять не только на школьном уровне.
В заключении можно сказать, что проектировочные умения формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих действий как умений:
выявление проблемы, прогноз изменения ситуации;
определение источников, способов сбора информации;
определение содержания, объема, частей проекта;
проектирование этапов работы над проектом, выявление особенности деятельности на каждом из них, выработка плана действий;
овладение элементами исследования в процессе работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее проверка и др.);
формулирование личностных и коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
установление критериев оценки процесса и результатов педагогической деятельности др.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.