Познавательная деятельность по ПДД в старшей группе Знатоки правил дорожного Движения


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 98»
Конспект
познавательной деятельности по ПДД в старшей группе
«Знатоки правил дорожного движения»
Составила воспитатель:
КозенкоЕ.А.
Братск -14
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;
Закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак»
Создать условия для развития внимания, наблюдательности при выполнении заданий;
Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять свои знания на практике
. воспитывать в детях грамотных пешеходов, желание соблюдать Правила дорожного движения.
Обогащение словаря: пешеходный переход, зебра, проезжая часть дороги, тротуар, обочина
Материал: Костюм инспектора по ПДД для воспитателя, конверт с заданиями, дорожные знаки, картинки автомобилей, шары ,кружки красного и зелёного цвета по количеству детей, мяч,
Предварительная работа с детьми: Разучивание стихотворения С. Михалкова «Светофор». Разучивание стихов про дорожные знаки.
Ход деятельности:
1.Организационный момент. В группу вносят конверт и говорят
Ребята , это группа «Жарок»?( ответы детей)
Вам почтальон принёс конверт.(и передаёт его воспитателю.)
Воспитатель: Ребята здесь написано - детский сад№98 группе «Жарок» . Со школы Дорожных правил(достаю письмо) Здравствуйте ребята! Мы хотим узнать, как вы знаете правила дорожного движения и соблюдаете ли вы их на улице. Школа дорожных правил передаёт для вас конверт с играми – заданиями, которые вы должны выполнить .Вы согласны поиграть?(ответы детей)
Воспитатель: По улице, по городу не ходят просто так.Когда не знаешь правила легко попасть  впросак.Все время будь внимательным и помни напередСвои имеют правила шофер и пешеход.
Воспитатель: Ребята вот задание№1. Давайте подойдём к столу и посмотрим на картинки, которые здесь лежат (дети встают вокруг стола, на котором выложены картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения)
Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (автомобили)
Воспитатель: На какие группы можно разделить все автомобили? (грузовые, пассажирские и автомобили специального назначения)
Воспитатель: А какой транспорт называется грузовым? (который перевозит грузы).
Воспитатель: А пассажирским? (перевозит людей)
Воспитатель: А какие специальные виды транспорта вы знаете? (скорая помощь, пожарная машина, полиция). Почему специальный транспорт так называется?(выполняет особые, специальные задания0
Воспитатель: Какой транспорт называется железнодорожным? (тот который ездит по рельсам)
Воспитатель: А его можно назвать наземным? Почему? (слушаю ответы детей) Молодцы ребята , вы все хорошо знаете наземный вид транспорта. С первым заданием справились.
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики. Вот задание №2
Показ слайдов. Слайд №1
Вот на улицу выходим, И к дороге мы подходим, По асфальту шуршат шины, Едут разные машины.
Воспитатель: Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу недолго и растеряться, но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (дети высказывают свои варианты)
Слайд №2
Воспитатель: вот оно правило – проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.
Воспитатель: Для чего машинам широкие дороги? (машины большие, ездят быстро).
Воспитатель: А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности, а если мы в деревне, там нет тротуаров, как быть?Здесь наше правило звучит немного по-другому: дорога – для машин, обочина для пешеходов.
Слайд №3
Воспитатель: а что такое обочина? (обочина сбоку). Ребята, какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идёте по тротуару?
Слайд №4 «Не беги через дорогу»
-Скажите, разве нельзя бежать через дорогу. Что может случиться?
-Сейчас мы с вами еще раз повторим правила перехода проезжей части.
Правило №5
“Переход проезжей части”
Расскажите, как вы переходите проезжую часть?
1.Всегда смотри налево.
2. Затем смотри направо.
3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.
4. А сейчас вперед иди.
 Правило №6
“Будь внимательным!”
Разве можно так, подружки!Где ваши глаза и ушки!От такого поведеньяМожет быть немало бед:Ведь дорога не для чтеньяИ не место для бесед!
- Для чего нужно быть внимательным на дороге?
Воспитатель: Молодцы ребята! С этим заданием вы справились хорошо.
Физкультминутка «Светофор»
Помогает с давних пор                         
Верный друг наш – светофор. Дети произносят слово «светофор», хлопая 3
раза в ладоши (отхлопывают слоги) 
У него больших три глаза, «Рисуют» в воздухе сверху вниз три круга.
Не горят они все разом.
Если красный загорелся, Качают головой.
Поднимают руку вверх и «рисуют» в воз-
духе круг.
То нельзя переходить, Качают головой.
Надо ждать на тротуаре «Крутят рули».
И машины пропустить.  
Если жёлтый загорелся, «Рисуют» в воздухе второй круг ниже 
первого.
Значит скоро,  мы идём!
Глаз зелёный загорелся –
Стоп, машины, мы идём!
 
 
«Рисуют» в воздухе третий круг ниже
второго.
Помогает с давних пор
Верный  друг наш - светофор
  Произносят слово «светофор», хлопая три 
раза в ладоши (отхлопывая слоги).
Воспитатель: Ребята давайте выполним следующее задание. Но на улицах города идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете почему? (чтобы перейти улицу).-А можно ли где попало переходить улицу (нет, только там, где это разрешено)- Акак узнать это место, где разрешено переходить улицу? (По пешеходному переходу по полоскам)
Слайд№7
Воспитатель: - что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? (зебра; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел из далека: здесь может появиться пешеход)-Где еще можно переходить улицу? (подземный переход)
Воспитатель: Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу? Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – машины едут оттуда, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги.- Но бывают улицы, где машин очень много можно так стоять и до вечера. Что нам поможет на таких улицах? (светофор).
Слайд №8
Кто не знает до сих пор,
Что такое светофор?
Что его предназначенье
Регулировать движенье?
, Знать его обязан каждый.
Он простой, но очень важный.
Днем и ночью круглый год
У него полно забот:
Днем и ночью круглый год
Он сигналы подает.
Воспитатель: Давайте скажем, что обозначают сигналы светофора.
Запомни друг на красный свет
Через дорогу хода нет!
И будь внимателен в пути:
Всегда на светофор гляди. Слайд 9.
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья. Слайд 10.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
“Препятствий нет, смело в путь иди”.
Воспитатель: А вот послушайте, как об этом рассказывается в стихотворении Сергея Михалкова «Светофор». Выходят ребята с группы Незабудка (в руках шарики с цветами светафора)Ребенок с красным:       Если свет зажегся красный.Значит, двигаться опасно.
Ребенок с зеленым:Свет зеленый говорит:Проходите, путь открыт!
Ребенок с желтым:Желтый свет -  предупрежденье.Жди сигнала для движенья.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен светофор на дорогах
 Правильно , что бы регулировать движение машин и пешеходов
Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру и проверим, хорошо ли вы запомнили, цвета светофора.
Проводится подвижная игра «Сигналы светофора».Воспитатель показывает на цвет круга ,а дети на красный- стоят тихо, на желтый- хлопают, на зеленый- топают.
Воспитатель:  Ребята , а кроме светофора еще какие помощники есть на дороге? (дорожные знаки)Правильно, на улице встречаются не только светофоры, а еще   дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Давайте выполним следующее задание.
Показ слайдов
Воспитатель показывает дорожные знаки .(пешеходный переход, остановка общественного транспорта, ходить запрещено)
Воспитатель: Ребята какие дорожные знаки бывают(указательные, предупреждающие, запрещающие)
Воспитатель: Давайте попробуем разделить все эти знаки на группы. (Подсказка – по форме знака)- Прямоугольники с синим фоном – это знаки указательные.- Круги с красным фоном – это знаки запрещающие.- Треугольники с красным фоном – это знаки предупреждающие.
Воспитатель: Ребята на столе лежат дорожные знаки. Они перевёрнуты .Вы сейчас подойдёте и возьмёте по одной карточке и распределитесь на три команды, на три группы знаков(указательные, предупреждающие, запрещающие)Работайте сообща .И подумайте у кого какой знак что означает. Выполнение задания
Сейчас каждый по очереди выберет себе один дорожный знак и расскажет, что он означает.
Внимание, дети! Это предупреждающий знак. Он становится возле школы, чтобы водители были осторожными.
Проезд закрыт! Это запрещающий знак. Он ставится в местах, где водителям нельзя проезжать.
Подземный переход. Это разрешающий знак. Он ставится в местах, где люди могут отдохнуть.
Внимание, опасность! Это предупреждающий знак
Место стоянки. Это разрешающий знак
Проход закрыт. Это запрещающий знак.
Ну, что ж, вы хорошо умеете рассказывать о дорожных знаках.
Воспитатель: Молодцы ребята вы с этим задание тоже справились.
Приступаем к следующему заданию
Игра «Мы в общественном транспорте».
Воспитатель: Я буду читать ситуации поведения в транспорте, а вы будете показывать мне сигнальные карточки, если вы согласны с поведением – зелёную, а если нет - красную.
Выбери удобное место и спокойно стой, держась за поручни. 
Не привлекай внимание пассажиров в транспорте громким разговором.
Стой на остановке, как спортсмен на старте. Старайся влезть в автобус самым первым, чтобы занять свободное место, активно работая локтями.
Ешь конфеты, шоколадки, а поскольку в общественном транспорте нет урн, бросай мусор на пол.
Не высовывайся из окон, не вытягивай на улицу руки.
Если едешь с приятелем, то можно и поиграть в игру «Толкай-пинай». Ничего, в эту игру вместе с вами будут вынуждены играть и стоящие рядом пассажиры.
Уступай место пожилым, инвалидам и пассажирам с детьми. Мальчики уступают место девочкам.
Если в автобусе мало людей, прогуливайся по салону, наталкиваясь на стоящих пассажиров.
По улице надо идти по тротуару. 
Смело на проезжей части катайся на велосипеде, на лыжах. Играй в футбол или в хоккей.
Воспитатель: ребята молодцы все справились с этим заданием
Игра «Ответь правильно».Воспитатель: Дети, а вот и весёлый мяч. Давайте с ним поиграем. А где же мы
будем играть? Может быть на проезжей части? Там так много места!
Дети: Нет. Можно поиграть на детской площадке, подальше от проезжей части.(Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом.)Вопросы:
Пешком по улице идёт, значит это… (Пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты… (Пассажир)
А машины спят в кроватях? (Нет, в гараже, на автостоянке)
У светофора 8 глаз?
Как называется то место, где люди ожидают автобус? (Остановка)
Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки? (Улица)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый:На ту сторону ведётПешеходный… (Переход) 
Как обозначаются пешеходные переходы? (дорожными знаками, зеброй)
Как зовут самого высокого полицейского?(дядя Стёпа)
На какой свет нельзя переходить улицу?(красный)
Воспитатель: Ну что ребята. На этом у нас задания закончились. Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится .И я хочу вас наградить медалями «Лучший знаток правил дорожного движения»
Воспитатель: А теперь прочитаем для гостей правила дорожного движения в стихах, чтобы они запомнили их и никогда не нарушали (дети читают стихи)
Запомни с малых летПусть знают все друзья Что там, где перехода нет, Переходить нельзя.
Заучи закон простой Красный свет зажегся «Стой!» Желтый скажет пешеходу: «Приготовься к переходу». А зеленый свет : «Иди!» Нет препятствий впереди.
Где асфальт в полосках белых, Там помехи нет. Мы пройдем с тобою смело На зеленый свет.
Мчат по улицам машины Там хозяйничают шины Мы спустились в переход. Там хозяин - пешеход. Легко запомнить и тебе и мне Порядок строгий,Машины движутсяПо правой стороне дороги.
Пусть вокруг машин поток Безопасен островок А когда поток пройдет Смело движемся вперед.
Пусть транспорт мчитСо всех сторон, не знаем мы забот Для нас с тобой сооруженПодземный переход.
Очень нужен он в пути Где дорогу перейти. Он расскажет, что и как Звать его дорожный знак.
Самостоятельная деятельность (выполнение работы)
Воспитатель: Ребята давайте сделаем маленькие светофорчики на память о нашей встрече.
Садитесь на свои места за столом. У вас на столах лежат: ножницы кисточка клей и цв. бумага, из которой нужно вырезать круги(цвета светафора).И наклеить их в правильной последовательности на наши светофорчики .
(дети приступают к изготовлению аппликации)
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, вам понравились наши игры- задания? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)