Урок изобразительного искусства в 6 классе «Натюрморт в графике».



Урок ИЗО в 6 классе «Натюрморт в графике».
Стрельникова Н.Н., учитель изо

Цель урока: Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить художественным и техническим приёмам в изображении натюрморта.
Задачи урока:
Развивающая: Научить видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы развития чувств и эмоций.

·
·развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

·развитие мелкой моторики рук и глазомера.

·развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающая: Приобретение навыков и творческого опыта, выполняя гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.
Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

·
·воспитание интереса к искусству

·
·расширение коммуникативных способностей детей.

·
·формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Зрительный ряд: детские работы, презентация, показ учителем на доске.
Музыкальный ряд: Чайковский П.И.”Времена года”.
Материалы и принадлежности к уроку: бумага: формат А-3 и А-4, простой карандаш, учебник, гелиевая ручка, картон, ножницы, резак, клей, одноцветная гуашь, фотовалик, ложка.
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Сообщение темы и целей урока (2 мин)
- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (натюрморт)
1 слайд. Натюрморт Ван Гога «Подсолнухи»
- Что такое натюрморт? (ответы детей).
2 слайд. Определение натюрморта.
Англичане называют натюрморт - «тихая жизнь». Тема сегодняшнего урока зашифрована на доске. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему?
3 слайд. шифровка. Тема урока: «Натюрморт в графике».
III. Повторение изученного материала (7 мин)
4 слайд. Что же изображают в натюрморте? (ответы детей)
Если видишь на картине самовар ты на столе, Или виноград в корзине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.
Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду. Большое значение имеет композиция. Композиция выражает главную мысль художника, идею картины.
5 слайд. Композиция. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету, чтобы сделать картину более интересной. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать своё композиционное мышление. Сейчас, вы попробуете сами составить композицию из предложенных предметов на вашем столе. Обсуждение.
IV. Изучение нового материала (10мин)
Мы представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде изобразительного искусства художник может его применить? (ответы детей)
7 слайд. Определение графики.Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики.
8 слайд. Рисунок.
А что же является средствами рисунка? (ответы детей)
9 слайд. Линии, точка, штрих, пятно.
Какими материалами пользуются художники – графики? (ответы детей)
10 слайд. Материал.
Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.
11 слайд. Репродукции картин (натюрморты в графике).
Но рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.
12 слайд. Вглядитесь в данные изображения предметов в натюрморте, чем они отличаются между собой? (ответы детей)
а) плоскостное тональное решение;
б) объемное тональное решение.
За счет чего может достигнуть художник передачи объема предметов? (ответы детей)
13 слайд. Тон, блик, тень и т.д.
Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется Гравюра. Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.
14 слайд. Гравюра бывает разной: на дереве- ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, даже на камне- литография.
В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы, металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.
Физкультминутка.
Вверх руки подняли и покачали, Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, Всем улыбнулись И сели работать опять.
V. Закрепление материала 5 (мин) Мы с вами повторили и узнали много новых понятий. И что бы закрепить попробуем на практике свои знания применить.
Если мы возьмем в руки книгу или открытку, какой вид графики перед нами? (ответы детей)
VI. Художественно – творческая деятельность учащихся (15 мин) Задание: Сделать гравюру наклейками.
Сначала придумать натюрморт, выбрать тему и сюжет, сделать эскиз. Вырезать составляющие предметы из картона. Расположить их на листе плотного картона разной толщины, но не слоистый. Сначала приклеить самые крупные части, а затем мелкие элементы. Это будет матрица, с которой можно делать отпечатки. Валиком нанести мокрую краску на картон с наклейками, прижать чистый лист и притирать его ложечкой. Аккуратно снять лист. Сделать второй оттиск. Работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением.
VII. Анализ работ, выставление оценок, подведение итогов .Рефлексия. (5 мин)
Вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению. Предложения: Сегодня на уроке мы узнали Мы научились Мне особенно понравилось
Выставка лучших работ, выставление оценок.
Д\з. Найти и принести репродукции натюрморта в графике.Урок закончен.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15