Семинар «Формирование общеучебных компетенций учащихся в условиях подготовки школы к введению ФГОС ООО»

МАОУ «Ворогушинская ООШ»
Методический урок
«Формирование общеучебных компетенций учащихся в условиях подготовки школы к введению ФГОС ООО»
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи
Перед нами, педагогами, в связи с внедрением ФГОС, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи:
изменяя процесс, изменить себя;
согласованность действий, требований при организации урока;
взаимодействие между ступенями обучения.
Для этого необходим детальный анализ - выявление дефицитов и имеющихся заделов, которые мы можем использовать при внедрении ФГОС. Поэтому сегодня предлагаем актуализировать свои знания новых стандартов . И для начала проведем блиц-опрос.
(Предварительно педагоги разделены на две группы)
Вопросы для блиц-опроса:
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО.
В каком году принят новый ФГОС НОО? (6 октября 2009 г.)
Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).
Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги)
Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия
Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).
Из каких направлений может состоять внеурочная деятельность учащихся? (Внеурочная деятельность состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность).
Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность? (5-10 часов)
Сколько должная длиться динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью учащихся? (40 минут)
Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране. (Закон об образовании)
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, учитель остается главным действующим лицом на любом уроке, особенно, если это креативный, творческий, нестандартный учитель. Предлагаю определить уровень своей креативности с помощью теста «Стандартный - нестандартный учитель».
1. Разминка «Кто есть кто?» Тест «Стандартный – нестандартный учитель».
Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:
Дисциплинированный.
Организованный.
Неровно успевающий.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддерживать общее дело.
Стабильно успевающий.
Занятый своими делами.
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
Приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Особое  вниманиев уроке отводится  целенаправленному развитию общеучебных умений: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, организационных,  
Сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, компетентные личности, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли; владеть богатствами выразительной речи. Только тогда педагоги могут развивать учебные компетентности, когда будут владеть ими сами.
Во всех школах администрация проводит большую методическую работу по освоению требований к ведению уроков  по ФГОС - 2 в начальной школе, готовит педагогический коллектив к внедрению ФГОС в основной школе. Постоянно и мы с вами говорим о современном уроке, о требованиях к  уроку по ФГОС нового поколения, о УУД учащихся.
Педагогические коллективы определили для себя следующее:
 -  Педагоги должны  знать основные особенности современного урока;    
 - Уметь формулировать цель, особенно на этапе целеполагания;
 - Владеть умениями составления технологической карты урока.
 - Педагог должен знать ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые обязательно учитываются  при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.
Это  и системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, т.е  развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Это и деятельностный подход, который  исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность.
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Через год педагогам основной школы предстоит начать обучение по ФГОС нового поколения  и мы с вами должны подготовить их к этому. 
Мы часто слышим такие слова как компетентность, компетенция и уверены, что знаем их смысл.
Я предлагаю вам соотнести слово с понятием (поработать в парах) (Приложение 1)
 
1
КОМПЕТЕНЦИЯ
А
Способности, знания и умения, позволяющие индивидуально осмыслить своё место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания

2
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Б
Совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы.

3
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В
Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности.

4
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Г
Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

5
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Д
Способность личности к речевому общению и умение слушать.

6
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕНТНОСТИ
Е
Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности

 
1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д, 5-А, 6-Е,
Педагоги осваивают методы формирования ключевых компетенций на уроках через компетентностно-ориентированные задачи.
Сегодня на своих уроках учителя постарались показать методы развития различных компетентностей учащихся..
Давайте вернёмся к ФГОС нового поколения.

3. «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС».
Вы получили пустой бланк «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС» (Приложение 2), где обозначен только предмет изменений (1-й столбик), а 2-й и 3-й получили в разрезанном виде и должны вставить в окошко.
Одна команда озвучивает традиционную деятельность учителя, другая – по ФГОС:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:  по поиску и обработке информации;  обобщению способов действия;  постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио


Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


Именно так и должна выглядеть деятельность ученика и учителя, работающих по ФГОС. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова – методы, подходы, технологии и т.д. Для планирования учебных занятий в рамках ФГОС на основе принципов построения урока, его структуры, попытаемся смоделировать один урок.

2. «Колесо деятельности». Давайте оценим деятельность стандартного ученика 5 класса, где мы только планируем введение ФГОС. Перед вами солнышко и восемь лучиков (Приложение 3). На каждом лучике вид деятельности ученика в школе (приобретение знаний, сотрудничество, коммуникация, работа с информацией, решение проблем, самооорганизация, самореализация, рефлексия). Теперь отметьте на каждом лучике, на сколько баллов (по десятибалльной школе) ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе.
Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо, т.к. научить не знаниям, а работе это основная цель нового стандарта, а также системно - деятельностного подхода в обучении. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? Мы озвучим эти изменения с помощью следующего задания.

4. Моделирование урока.
Перед вами основные этапы урока и цель каждого урока.Ваша задача – деятельность учащихся, применение современных образовательных технологий на каждом из этапов .(Приложение 4)
Этапы урока
Цель, результативность
Виды деятельности





 

Команды выступают с презентацией урока.
Подведение итогов
Спасибо вам за работу. Сегодня вы продемонстрировали активность, творчество, интерес, знание основных положений, понятий и принципов новых стандартов, словом те качества, которые необходимы учителю, готовому работать по ФГОС.
Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы: красный –не доволен, сделал не все , что мог; зеленый – доволен, сделал все, что мог; жёлтый –мог бы лучше.
И напоследок хочу предложить Вам послушать придчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать , что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку он спросил: «Скажи , мудрец, какая бабочка у меня вруках : мертвая или живая» А сам думает: «Скажет живая- я ее умервщвлю, скажет мертвая –выпущу» Мудрец, подумав, ответил: « Все в твоих руках».
В шаших руках возможностиь формировать личность –любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную , умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое мнение ; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему.

15