Статья ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ

Т.Н. Алексеева,
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г Рязани»

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ

Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Начнем с такого необходимого условия, как социальная зрелость. Это и потребность детей к общению со взрослыми и детьми, и умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации. Для того чтобы обучаться, ребенок не должен испытывать тревожность при встрече с другими детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к процессу обучения.
Нежелание учиться обычно возникает, если ребенок не приучен ограничивать свои желания, если у него сформирован родителями страх перед школой, если школьная действительность не совпадает с представлениями ребенка о школе. Чтобы преодолеть эти трудности, необходима помощь родителей. Беседуя с родителями, стараюсь в первую очередь показать сильные стороны домашнего воспитания.
Для комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в школе необходимо вселять в него уверенность, что все получится. «Самая высокая радость - преодоленной трудности, достигнутой цели», - говорил польский педагог Януш Корчак [1, с.30]
Дисциплина в классе - одно из важнейших условий успешного обучения. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию культуры поведения. Это формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков, и воспитание культуры поведения, и формирование коммуникативной компетенции, и культуры общения. А.С. Макаренко указывал: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».[2, с.346]
Воспитание речевой культуры начинается с тишины в группе. Мерный разговор - свидетельство нормального общения детей и воспитателя. Здоровая тишина - благоприятный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса. Воспитание культуры речи нельзя формировать в отрыве от развития речи. Большая роль в этом вопросе принадлежит и речи взрослых. Дети должны слышать грамотную речь. Но, если в школе ребенок слышит грамотную речь, то часто дома он слышит все, что угодно.
Речевая сдержанность - один из признаков культуры общения. Учу детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника; молчать, когда это необходимо.
С первого дня пребывания учащихся в школе познакомили детей с правилами поведения школьника. Правила для ребенка - ориентир в выборе формы поведения. Учитывая, что работаю с детьми 1 класса, часто приходится подсказывать, как надо себя вести, как бы предвосхищая отрицательные проявления.
Иногда в классе случаются агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Но, зная особенности каждого ребенка, можно легче найти к нему подход, а иногда и предотвратить конфликт. Часто оцениваю поступки детей. Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают детям отличать хорошее от дурного.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо». Стараюсь, чтобы учащиеся всегда доводили начатое дело до конца.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости. Для развития воображения младших школьников большое значение имеет их представление. Работа по накапливанию представлений проводится на прогулках, экскурсиях, развивающих часах, на занятиях в библиотеке. Сначала эти образы у детей расплывчаты и неясны, к 3-4 классу образы носят более точный характер, становятся обобщеннее и ярче.
В свободные часы даю детям задания на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления. Обращаю внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что это оказывает определенное влияние на формирование головного мозга и становление одной из его функций - речи. Этому способствуют занятия рисованием, конструированием, лепкой, аппликацией. А фантазия у детей неисчерпаема. Участие детей в различных конкурсах, соревнованиях помогает учащемуся не только почувствовать себя успешным, но и увидеть заинтересованность родителей жизнью ребенка.
Игра – один из основных видов деятельности ребенка. Чтобы заинтересовать детей, начинаю игру вместе, постоянно уменьшая долю своего участия в этом. Содержанием детских игр является предметная деятельность, отражающая отношения между людьми, позже переходим к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения. Игры помогают проявлять способности и совершенствовать их. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в творчество, терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая форма проведения занятий создается при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимул к учебной деятельности. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самореализации, самовыражении
Целенаправленность формирования эффективных социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации наших детей и компенсации нарушений в их развитии.
Литература
1.Корчак Я. Как любить детей /с.30
2.Макаренко А.С. Книга для родителей /

15