Методическая разработка по генетике на тему Методы изучения наследственности человека


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Башкортостан
«Сибайский медицинский колледж»
Методическая разработка
лабораторного занятия по дисциплине:
Генетика человека с основами медицинской генетики
для преподавателя
на тему:
«Методы изучения наследственности человека»
по специальности: 31.02.02 Акушерское дело


Рассмотрена на ЦМК Составила:
ЕН и ОП преподаватель Генетики дисциплин человека с основами меди-
Протокол №____2________ цинской генетики
От «__9___»____02__2017г. Никитина Н.Н.
Председатель ЦМК
__________Малыгина М.Е.
Учебная дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики
Тема занятия: Методы изучения наследственности человека
Цели занятия:
Учебная:
- осуществлять контроль знаний
- формировать навыки восприятия и переработки информации
Воспитательная:
- воспитывать у студентов внимательность, исполнительность, самостоя-тельностьРазвивающая:
- развивать логическое мышление
В результате изучения темы студент должен:
знать:
- методы изучения наследственности, их характеристику и применение
уметь:
- применять методы изучения наследственности человека на практике
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.
Межпредметные связи: ОДП. 19 Биология, ПМ. 01 Здоровый человек и его окружение. МП.01.01 Проведение профилактических мероприятий
Внутрипредметные связи: тема «Наследственные болезни человека»
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: учебный кабинет Генетики человека с основами медицинской генетики.
Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, наглядные средства обучения.
Основная литература:
Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики – Феникс: Ростов – на – Дону, 2012 г.
Дополнительная литература:
Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. Медицинская генетика – Феникс: Ростов – на – Дону, 2009 г.
Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник /
Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова,
В.В. Шахтарин. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: ГЭОТАР –
Медиа, 2013 г.
Интернет-ресурсы: www.medgenetics.ruУчебная дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики
Тема занятия: Методы изучения наследственности человека
Цели занятия:
В результате изучения темы студент должен:
знать:
- методы изучения наследственности, их характеристику и применение
уметь:
- применять методы изучения наследственности человека на практике
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: учебный кабинет Генетики человека с основами медицинской генетики.
Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, наглядные средства обучения.
Основная литература:
Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики – Феникс: Ростов – на – Дону, 2012 г.
Дополнительная литература:
Гайнутдинов И.К.,Рубан Э.Д. Медицинская генетика. – Феникс: Ростов – на – Дону, 2009г.
Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник /
Е.К.Хандогина,И.Д.Терехова,С.С.Жилина,М.Е.Майорова, В.В.Шахтарин.- 2-е изд., перераб. и доп. – М: ГЭОТАР – Медиа, 2013 г.
Интернет-ресурсы: www.medgenetics.ruТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ Этапы занятия Вре-мя (мин) Деятельность преподавателя Деятельность студента Цель
1
Организацион-ный момент 2 Приветствие, препо-даватель проверяет готовность группы к занятию, отмечает от-сутствующих, органи-зует внимание студен-товДежурный докладывает об отсутствующих Создается рабочее настрое-ние, поддерживается дис-циплина студентов
2 Сообщение темы и целей занятия 3 Преподаватель сообщает тему, цели занятия Внимательно слушают постав-ленные цели Подготовка студентов к воспроизведению лекцион-ного материала
3 Повторение лекционного материала 30 Преподаватель наце-ливает студентов на повторение пройден-ной темы (приложение 1,2,3) Студенты во-влечены в рече-мыслительную деятельность Формируется познаватель-ный интерес к данной теме
4 Выполнение практического задания 50 Преподаватель объясняет правила решения задач (приложение 4,5) Внимательно слушают пре-подавателя и приступают к решению задач. Выполняют са- моанализ, срав-нивают резуль-татыУсиливается мыслительная активность
5 Подведение итогов 3 Выводы Завершают вы-полнение анали-заЗакрепляется способность анализировать
6 Домашнее задание 2 Повторить тему
«Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза» Записывают до-машнее задание, планируют по-следующую дея-тельностьПовышается заинтересован-ность студентов к выполне- нию домашнего задания
Лабораторное занятие № 4.
Тема: Методы изучения наследственности человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их:
Амниоцентез проводится всем беременным женщинам.
Дерматоглифический рисунок изменяется в зависимости от темпера-туры окружающей среды.
Биохимический метод позволяет выявить генотип человека.
Ультразвуковое исследование плода назначают беременным только при наличии в семье наследственного заболевания.
С помощью близнецового метода определяют развитие плода.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
По немым рисункам определить методы изучения наследственности человека и дать краткую характеристику каждого метода (работа малыми группами):
Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.


Рисунок 6.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
По родословным определить типы наследования признаков:
Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Ответить на вопросы теста:
Какой биологический материал используется для биохимического анализа:
а) кровь и моча
б) слюна
в) пищеварительные соки
г) кал
2. Получение околоплодных вод для исследования – это:
а) кордоцентез б) амниоцентез в) биопсия хориона
г) УЗИ
3. Получение потомков одной клетки, взятой из общей клеточной массы:
а) селекция
б) дерматоглифика
в) гибридизация
г) клонирование
4. Что используют для выявления Х- и У-полового хроматина:
а) околоплодные воды
б) мочу
в) соскоб клеток со слизистой оболочки щеки
г) кровь
5. С помощью какого метода можно рассчитать в популяции частоту нормальных и патологических генов:
а) иммуногенетического
б) популяционно-статистического
в) дерматоглифического г) генеалогического
6. Обладатель наследственного признака, первичный пациент:
а) сибс
б) мутант
в) пробанд
г) полусибс7. Кто такие сибсы:
а) мама и папа
б) бабушка и дедушка
в) дядя и тётя
г) братья и сёстры
8. Иммуногенетический метод применяется для:
а) определения количества хромосом
б) выявления иммунодефицитного состояния
в) установления сроков беременности
г) определения типа наследования признака
9. Белок, обнаруживаемый в крови плода, беременной:
а) гистон
б) белок-регулятор
в) резус-фактор
г) альфа-фетопротеин10.Какой метод позволяет выявить влияние роли наследственности и среды на формирование признаков человека:
а) близнецовый
б) генеалогический
в) биохимический
г) дерматоглифический ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Составить родословные по следующим данным:
Задача 1.
Пробанд – здоровая женщина. Её сестра здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери известно: в одной семье один брат болен, две сестры и брат здоровы; в двух других семьях – по одному больному брату и по одной здоровой сестре. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны пробанда больных дальтонизмом не обнаружено.
Определите:
А) тип наследования этой патологии
Б) вероятность рождения у пробанда детей больных дальтонизмом, если она выйдет замуж за здорового мужчину.
Задача 2.
У человека описана аномалия - наличие перепонок между пальцами ног. От брака между женщиной с нормальными пальцами ног и мужчиной, имевшим перепонки, родилось трое детей: дочь была нормальной, а сыновья обладали этой аномалией. Один из сыновей имел трёх дочерей с нормальными пальцами и двух сыновей с аномалией.
Определите:
А) тип наследования
Б) вероятность рождения ребёнка с аномалией, если внук женится на женщине с нормальными пальцами ног.