Открытый урок по теме Генеалогия как метод изучения генетики человека.

Открытый урок по биологии в 10А
«Генеалогия как метод изучения генетики человека».

Цели:
Познакомить с генеалогическим методом изучения генетики человека;
Показать тесную межпредметную связь биологии, литературы, истории;
Развитие внутренней мотивации к изучению точных предметов и предметов естественно-гуманитарного цикла;
Воспитывать познавательный интерес к учебным предметам и окружающим явлениям;
Задачи:
Расширить представления учащихся о методах изучения генетики человека;
Воспитывать уважение и любовь к своей семье и историческим корням;
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование: карточки с запросами, портреты, медиапроектор, карточки с основными понятиями, ПК.
Ход урока
(весь урок сопровождается показом слайдов)
1. Вход в урок.
Учитель биологии:
“Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам”. (А. С. Пушкин)
Учитель
У каждого человека есть свои корни – это наши далекие предки, дедушки, бабушки, родители. Мы должны знать свою родословную, чтобы гордиться ею, рассказывать о ней своим потомкам.
2. Постановка темы и целей урока.
Учитель
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с генеалогией как одним из методов изучения генетики человека на примере родословной А. С. Пушкина. Эта тема предполагает использовать ваши знания из области истории, литературы, биологии и информатики.
Учитель:
Тема урока – “Генеалогия как метод изучения генетика человека”. Запишите тему и число в тетрадь.
Учитель биологии:
На сегодняшнем уроке вы должны показать свои знания основ генетики и навыки работы на компьютере.
3. Изучение новой темы (объяснение сопровождается слайдами).
Учитель:
Генетика – это наука, изучающая основы наследственности и изменчивости.
Существует множество методов изучения генетики человека.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сегодня мы познакомимся с одним из них.
Учитель биологии:
Другими словами, генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословной. Запишите это определение в тетрадь.
Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо признака (нормального или патологического) в ряде поколений с указанием родственных связей между членами родословной. Он был предложен в конце Х1Х века Ф. Гальтоном. Он применим, если известны прямые родственники – предки, обладатели наследственного признака по материнской и отцовской линиям в ряду поколений и имеется достаточное число потомков в каждом поколении.
Система обозначения родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году.
Учитель:
А теперь обратимся к родословной великого русского писателя А. С. Пушкина. Поэт своими предками очень гордился и не раз в своем творчестве упоминал о них.
Учитель:
“Имя предков моих упоминается поминутно в русской истории” (А. С. Пушкин)
Учитель:
Хорошо известно, что семейные предания и документы нашли отражение в его произведениях.
Учитель:
В качестве домашнего задания к уроку вам было предложено ознакомиться с родословной А. С. Пушкина через его творчество. Вы могли найти этот материал в произведениях: “Арап Петра Великого”, “Планах повести о стрельце”, поэма “Езерский”, “Моя родословная”, “Начало автобиографии”. Сейчас вместе составим таблицу для базы данных “Пушкин”.
Посмотрите ребята на слайд “Родословная А. С. Пушкина”. На этой схеме сам А. С. Пушкин выделен красным цветом.
- В каком родстве он состоял с Ибрагимом (Абрамом) Ганнибалом (выделен синим цветом)? (прадед)
- Кто был дедушкой А. С. Пушкина? (Осип Абрамович Ганнибал, Лев Александрович Пушкин)
- Кто был бабушкой А. С. Пушкина? (Ольга Васильевна Чичерина)
- В каком родстве состояли лица, выделенные на схеме синим цветом? (Иван Абрамович Ганнибал – брат деда, Василий Львович – дядя, Сергей Львович Пушкин – отец, Надежда Осиповна Пушкина – мать, Лев Сергеевич Пушкин - брат).
Всех родственников мы рассматривать не будем, только тех, у которых наследственные признаки ярко выражены.
- Что вы узнали об указанных родственниках А. С. Пушкина из прочитанных произведений? (выступления учащихся о наследовании цвета кожи, курчавости волос, о темпераменте и внешности близких родственников А. С. Пушкина и т. д.)
Итогом нашей беседы будет заполненная таблица, которую вы будете оформлять в тетради.
№ п/п
Родственники А. С. Пушкина
Степень родства
Цвет кожи
Вид носа – римский
Импульсивность, аффективность характера
Заболевание гиперурикемией
Год рождения
Год смерти

 
Ибрагим (Абрам) Ганнибал
Прадед
Очень темный
-
+
-
1698
1781

 
Осип Абрамович Ганнибал
Дед
Темный
-
+
-
1744
1806

 
Иван Абрамович Ганнибал
Брат деда
Темный
-
+
-
1732
1801

 
Лев Александрович Пушкин
Дед
Белый
-
+
+
1723
1790

 
О. В. Чичерина
Бабушка
Белый
+
+
+
1737
1802

 
Василий Львович Пушкин
Дядя
Белый
+
+
-
1767
1830

 
Сергей Львович Пушкин
Отец
Белый
+
+
-
1770
1848

 
Надежда Осиповна Пушкина
Мать
Смуглый
-
+
-
1775
1836

 
Лев Сергеевич Пушкин
Брат
Белый
-
-
+
1805
1852

Учитель:
Ребята, посмотрите какой огромный объем информации мы собрали по родословной А. С. Пушкина генеалогическим методом.
Вопросы для организации запросов:
Кто из предков А. С. Пушкина родились и жили в период с 1732 г. по 1830 г.?
В каком родстве с А. С. Пушкиным состоит Ибрагим Ганнибал?
Кто в семье Пушкина страдал гиперурикемией?
У кого из родственников А. С. Пушкина очень темная кожа и импульсивный, аффективный характер?
В какой степени родства с А. С. Пушкиным состоит человек с импульсивным, аффективным характером и смуглой кожей?
5. Анализ и оценивание практической работы учащихся.
Проверьте правильность своих ответов на вопросы для запросов, просматривая слайды:
Иван Абрамович Ганнибал, Осип Абрамович Ганнибал, О. В. Чичерина, Василий Львович Пушкин.
Прадед.
Василий Львович Пушкин, Сергей Львович Пушкин, Лев Сергеевич Пушкин.
Ибрагим (Абрам) Ганнибал.
Мать.
Самостоятельно оцените свою работу по пятибалльной системе: если все запросы выполнены правильно, оценка – 5, если четыре – оценка 4, и т. д.


6. Итог урока.
Учитель биологии:
- В каком родстве состояли мать А. С. Пушкина - Надежда Осиповна и отец – Сергей Львович?
- Сказался ли как-то кровнородственный брак на потомстве? (да, были мертворожденные дети)
В результате кровнородственного брака родителей А. С. Пушкин унаследовал различные генетические признаки. Вот так, соединившись в одном человеке, точнее, в его геноме, различные генетические факторы в их пограничном выражении оказались теми биологическими стимуляторами творческой деятельности Пушкина, которые воздействуя на его необыкновенную природную одаренность, и дали нам гения.
Учитель информатики:
Не будь генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гений Пушкина – случайность. Но есть родословная, есть наука генетика, благодаря которым мы можем её объяснить.
7. Домашнее задание.
Составить схему родословной своей семьи на отдельных листочках в двух экземплярах.

Заголовок 115