Разработка урока ФГОС 5 класс технология.Конструирование. Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4.

Технологическая карта урока

Предмет: Технология - 5 класс (ФГОС)
Раздел Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Тема: Конструирование. Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4.
Тип урока: комбинированный
Цели:
познакомить с классификацией одежды и фартуков; историей фартука от древних времён и до наших дней; правилами построения и оформления чертежей швейных изделий; правилами снятия мерок и условными обозначениями мерок для построения чертежа;
учить правильному измерению фигуру человека; умению использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
развивать художественно-графические умения, мышление, интерес к процессу создания модели изделия, умения применять полученные знания на практике;
воспитывать аккуратность, внимательность , эстетический вкус, пространственное воображение, творческое мышление.
Оборудование и материалы : компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейки закройщика М1:4.
Технологии: ИКТ, групповая, личностно-ориентированная, игровая .     
Методы обучения:
словесные (объяснение материала, работа с таблицей учебника);
демонстрационные (использование изобразительных пособий: пример оформления чертежа, готовый фартук, схема снятия мерок);
практические (составление описания фартука по алгоритму, построение чертежа по индивидуальным меркам). репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма организации познавательно – трудовой деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная,

Межпредметные связи: биология – особенности телосложения человека; изобразительная деятельность и черчение- разработка эскизов, построение чертежа модели, математика – расчет формул для построения чертежа, география – понятие масштаба.
Практическая работа: 1.Снятие мерок для построения чертежа.
2.Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4

Оценка и контроль образовательных результатов
Методы контроля и самоконтроля знаний: работа с компьютерным тестом, оценивание практической работы.
Планируемые результаты УУД
Регулятивные (Р)
Познавательные (П)
Коммуникативные (К)
Личностные (Л)

Определять цель деятельности на уроке, работать по плану контролировать выполнение заданий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Находить и предъявлять информацию об истории изделия Анализировать особенности фигуры человека различных типов. Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 по своим меркам .
Находить информацию о современных направлениях моды. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
ориентир в учебнике, находить нужную информацию сравнивать, группировать предметы извлекать информацию из сюжетного рисунка, переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схем рис)
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе
Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность. Самооценка.




Технологическая карта урока

Этапы урока
Содержание
Формируемые УУД


Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организационный момент Самоопределение к деятельности
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний






Постановка цели урока в начале или в процессе урока
Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Мне это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было интересно.
(Демонстрация фартуков на девочках). А что они демонстрируют?
(слайд 1)
Кто сформулирует нашу тему урока?
А является ли фартук одеждой? А что такое одежда?
План урока (слайд 2)


Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры





Формулировка темы урока и цель выводится учащимися в виде плана

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Сообщение новых знаний
(слайд 3)-Основное назначение одежды
(слайд 4)-Классификация одежды
(слайд 5)-Производственная одежда
(слайд 6)-История появления фартука-как одного из первых видов одежды.
Фартук – один из наиболее распространенных типов одежды, который в ходе своего развития практически не изменил свой внешний вид. Прямоугольное полотно, завязывающееся на талии или на шее и талии, со специальными фигурными вырезами вдоль краев верхней части – вот что всплывает в мыслях при упоминании этой детали одежды. Впервые применять рабочий фартук начали в Древнем Египте – это была форма государственных служащих, и надевать ее позволялось только мужчинам. Постепенно фартуки начали использовать как разновидность мужской верхней одежды, как в обычной жизни, так и для особых церемоний и даже как облачение правящих особ.  Интересным является факт, что сначала фартуки – были строго мужской одеждой, но с течением времени перекочевали в женский гардероб, став частью повседневного наряда. А со времен Средневековья эта часть одежды полностью исчезает из мужского гардероба. Рабочий фартуки спользуется только кузнецами, сапожниками или поварами. 
·(слайд 7)В современной жизни фартуки перестали использоваться в ежедневном гардеробе, и очень редко используются женщинами на кухне, но никуда не исчезли из профессиональной сферы. Медики, повара, строители, парикмахеры, сварщики, металлурги, садовники – все они используют фартук для улучшения защиты верхней одежды от загрязнений, а также, чтобы уберечься от попадания на нее различных опасных для здоровья материалов. Хлопок, латекс, полиэтилен, а также множество других различных материалов изготовления позволяют подобрать фартук, который станет надежной защитой здоровья при исполнении любого вида работ. 
(слайд 8) Классификация фартуков
(слайд 9) Женский костюм кубанской казачки – это целый мир. Не скрадывать женскую красоту, а подчеркивать ее должна была парочка – юбка, в талию, отделкой волнами и кружевами и кофта (кохточка) с длинными рукавами и  чудесной вышивкой или цветными вставками, приталенная или с баской, подчеркивавшая все достоинства фигуры казачки. Украшал костюм фартук вышитый в кубанских традициях.Каждая станица, каждый казачий род отличались особыми женскими нарядами
(слайд 10, 11,12) Идеи фартуков –обзор

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению. осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Физминутка
(слайд 13)- Движения под музыку
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку)


Освоение новых знаний
( усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)
Давайте попробуем описать эти модели фартуков. Как вы думаете, почему на девочках фартуки выглядят по разному ? ( выше и чуть полнее ) (ответ учениц). Правильно, все люди разные. И каждому должен соответствовать свой размер. А как определить размер?
Нужно правильно уметь снимать мерки. Вот у нас есть такое изречение – “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру” только тогда мы сможем правильно построить чертеж и сшить изделие. Итак, пожалуйста приступайте к построению чертежа фартука на свой размер.
В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?
(Мы не знаем, как выполнить задание?)
- Молодцы!
Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.
-Что нам нужно знать и уметь?
(слайд 14) - Основы конструирования
(слайд 15)- Чертеж, масштаб
(слайд 16) –Линии используемые при построении чертежа
(слайд 17) –Правила снятия мерок
1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.
2. Находят ответы на поставленные вопросы.














Знакомство с понятиями (масштаб, чертежлинейкой закройщика)
Требованиями к чертежу
Пример оформления чертежа и записей формул
1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.
2. Находят ответы на поставленные вопросы
Личностные:
- умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.
Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях





Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях

Практическая работа №1
(слайд 18-19)- Снятие мерок
Игра «Ателье» объяснение роли каждого ученика.
(Клиент-закройщик)
Выполняют работу по инструкционным картам, записывают результаты в тетрадь Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль
Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.
Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.

Применение теоретических положений в условиях выполнения практической части урока

Практическая №2
Проверка готовности к практической работе
(наличие: записи мерок в тетради, масштабной линейки, карандаша)

(слайды 20-29 ) – Построение основы чертежа фартука в М 1:4
Построение учащимися чертежа фартука совместно с учителем
- Проверка качества построения чертежа


Личностные:
адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией
Познавательные:
- осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека
сформированность интереса к изучаемому предмету.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы
(слайд 30)- Тестирование

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Коммуникативные сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе

Рефлексия деятельности
(слайд 31)Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы.


Домашнее задание
Построить чертежа фартука в натуральную величину.
Нарисовать эскиз своего фартука
Поиск идей для реализации цели












Заголовок 115